На остров Большой — самый большой из Гавайского архипелага, как явствует из названия — я прилетел рейсом авиакомпании Ohana by Hawaiian из Кахулуи, столицы острова Мауи. Острова эти находятся довольно близко друг от друга, даже на винтовом ATR-42 полет занял всего 20 минут.
Уже на подлете к острову видно, что извержения вулканов здесь случаются очень часто.
Кое-где встречаются участки, залитые застывшей вулканической лавой чуть менее, чем полностью. Вот тут даже дорогу пришлось прокладывать прямо по лаве.
ATR-42 приземлился в аэропорту KOA
Аэропорт Кона такой смешной — состоит из небольших домиков и хижин, зал прилета и отлета вообще под открытым небом. Тут же я взял здесь напрокат маленький Шевроле Спарк и поехал исследовать остров. Надо сказать, с погодой в этот раз повезло, было ясно и солнечно.
Самое интересное место на Большом острове — это автодорога № 200, идущая через его центральную часть между двух вулканов — спящего Мауна-Кеа и активного Мауна-Лоа. У меня в планах было не только проехать по этой трассе, но и попробовать поездить по боковым дорожкам и попытаться подняться как можно выше. Но насколько высоко удастся подняться, я тогда еще не знал:)
Вообще в путеводителях про дорогу № 200 было написано разное. В том числе и то, что там якобы нет асфальта и что прокатчики не разрешают туда заезжать на прокатных машинах. Я специально спросил, можно ли мне туда ехать, и сотрудница проката ответила, что конечно же могу.
Вот тут забавно получилось — я ехал через городок Калаоа и остановился, чтобы снять вид с дороги, которая проходит здесь на довольно большой высоте над морем. А тут как раз туалет вниз едет:)
А это я на трассе № 190, она же Mamalahoa Highway. Когда я ехал по ней, моему взору открылся вот такой вид. Остров вдали — это тот самый Мауи, откуда я только что прилетел.
Итак, вот на этой «коробушке» мне предстояло за один день проехать через весь остров. А тут прокатчики, надо сказать, немного сжульничали. Стоило мне только отъехать от аэропорта и подняться на горку, по которой шла трасса, как на индикаторе топлива сразу пропал один «кубик». Вообще бак у машинки оказался настолько маленький, и бензин утекал настолько быстро, что у меня возникли сомнения, что его хватит до следующей заправки:)
А это я уже на трассе № 200. Здесь стандартный для США лимит скорости — около 90 км/ч. При этом дорожные знаки в США традиционно не используют, а все пишут словами. Видимо для среднего американцы выучить дорожные знаки — это слишком сложно.
Или вот еще один пример — вместо знака «Обгон запрещен» в США просто ставят табличку с надписью «Не обгонять». Вообще поначалу это может даже показаться более простым вариантом — сообщать водителям информацию обычным текстом, а не символами, однако потом, когда ты проедешь километров 100, то вот такое вот обилие текста, который надо постоянно читать, уже начинает давить на психику и отвлекать от дороги. Так что знаки в Европе ставят не зря!
Осторожно — дорогу могут пересекать овцы. У нас бы в этом случае поставили знак с коровой, поскольку дорожные знаки разновидности скота не учитывают:)
Тут вдоль дороги на бреющем полете проследовал военный вертолет Sikorsky Black Hawk. Видите вдали черную точку?
А это он же в момент пролета. Эмблема на борту — символ Национальной Гвардии США.
А вот и вулканическая лава. Таких следов былых извержений на острове очень много. Там, где извержение было не так давно, лава лежит вот прямо так.
Если же извержение прошло много десятилетий назад, то там поверх лавы уже успело понанести земли, и на ней растет чахлая вулканическая растительность.
Тут я доехал до середины острова и стал искать, нельзя ли где-то подняться в гору на машине. Со второго раза набрел вот на эту дорогу, ведшую куда-то в сторону вулкана Мауна-Кеа. Вот впереди показался туристический инфопункт.
Я зашел туда, чтобы спросить, можно ли мне проехать дальше в гору. Сотрудница инфопункта ответила, что почему бы и нет, вот только какая у меня машина? Коробушка объемом 1 литр? Да еще и прокатная? Нет, она не советует, тем более там будет грунтовая дорога, а на ней моя страховка якобы не будет действовать. Вобщем запугала.
Но что делать, я же именно ради таких поездок сюда и приехал. Так что осторожно тронулся и поехал вверх. Серпантин вскоре пошел резко в гору. Навигатор стал отсчитывать сначала сотни, а потом и тысячи метров высоты. Спарк с уклоном вполне справлялся, благо нагружен он был несильно.
Так мы с ним поднялись на высоту примерно 3 км, где асфальт на дороге пропал. Вот тут конечно уже стало немного страшно. Нет, не из-за высоты, я боялся, что на этом грейдере пробью шину, и прокатчики в итоге узнают, куда я заехал. Да, это дорога явно не для таких микролитражек!
Чем выше в гору, тем фантастичнее становились виды. Горка напротив — это вулкан Мауна-Лоа.
Впереди — заповедник Мауна-Кеа.
Наверху пейзаж стал напоминать марсианский. Высота приближалась к 4 километрам и тут, в очередной раз выскочив из машины, я понял, что начали появляться первые симптомы горной болезни — даже несколько шагов вверх по склону давались уже с трудом, появилась слабость в ногах и одышка.
А еще на такой высоте дует адский ветер. Вот угадайте, кто и зачем продырявил здесь эти знаки?
Наконец грейдер снова превратился в асфальт. Ехать опять стало приятно.
Вот на таких машинах ездить на высоте 4,000 метров гораздо более уместно:)
Не двигайте камни! Не стройте из них пирамидки! Не нарушайте естественный ход вещей!
Дорога тем временем продолжала петлять между марсианских гор
Вот это склон! Слабо туда забраться?
И тут наверху показались купола обсерватории. Башня посредине — японский телескоп Subaru. Кстати, а вы знаете, что это слово значит по-японски? Это звездное скопление Плеяды, отсюда и звезды на шильдике автомобилей Субару. Телескоп же, как я понял, к автомобилестроителям отношения не имеет.
Что интересно — вокруг не было никого из сотрудников, и никто не преграждал дорогу ни шлагбаумами, ни полосатыми палками. Можно было выйти из машины и пойти гулять среди антенн Submillimeter Array — субмиллиметрового массива радиотелескопов. Их тут 8 штук.
Единственное, на табличке написано — осторожно, антенны могут начать двигаться без предупреждения, не подходите близко и не заходите за ограждение. А в остальном можно было гулять свободно.
А рядом стоит субмиллиметровый телескоп университета КалТех с диаметром зеркала 10 метров. Правда вот в Википедии написано, что сейчас телескоп разбирают, и уже в 2018 году площадка будет полностью очищена.
А слева это торчит башня, внутри которой скрывается 15-метровый телескоп Максвелла, названный так в честь Джеймса Кларка Максвелла, создателя электромагнитной теории света и одного из основателей современной физики и техники.
Телескоп Джеймса Кларка Максвелла — крупнейший астрономический телескоп в мире предназначенный специально для работы в субмиллиметровом диапазоне (0,3–2 мм, между инфракрасными и микроволновыми частями электромагнитного спектра). Телескоп используется для изучения Солнечной Системы, межзвёздной пыли и газа, и дальних галактик.
Главное 15-метровое зеркало телескопа изготовлено в 1987 году из 276 отдельных алюминиевых фрагментов. Даже в рабочем положении, зеркало телескопа закрыто полотном гортекса — специальной водостойкой ткани, на 97% прозрачной для субмиллиметровых волн. Благодаря защитной мембране телескоп может быть использован в том числе и днём для визуализации внутренних планет Солнечной системы и даже самого Солнца.
Но мне надо заехать на самую высокую точку. Здесь опять пошел грейдер, и мне снова стало страшно за колеса.
Вообще я поначалу испугался, что по этой дороге мне нельзя, но потом оказалось, что есть другая дорога, вокруг. По ней все и заезжали.
Самый большой купол в центре — это 8-метровый инфракрасный телескоп-рефлектор Gemini North, принадлежащий международной обсерватории Gemini Observatory. Есть еще однотипный телескоп Gemini South в Чили.
Но вот последний бросок на машине вверх — и мы на Марсе:)
Вот это вообще практически кадр из фильма «Марсианин» :)
Я же поднялся на машине на самый верх. Вот она — обсерватория Gemini. Высота — 4,200 метров над уровнем моря.
А на соседней марсианской горе, справа от телескопа Субару, стоит еще одна знаменитая обсерватория — имени Уильяма Майрона Кека. Она состоит из двух телескопов, Keck I и Keck II. Диаметр их зеркал — 10 метров. До недавнего времени это были крупнейшие телескопы-рефлекторы в мире, но недавно это достижение, хоть и ненамного, но перекрыл Большой Канарский телескоп. Кстати, еще один интересный факт. До того, как в 1993 году появился Keck I, крупнейшим в мире телескопом при диаметре зеркала в 6 метров был советский телескоп БТА в Карачаево-Черкесии. Он держал первенство с 1975 года, почти 20 лет!
Но вернемся назад, на тот пик, где стоит обсерватория Gemini. Тут я решил выйти из машины и немного прогуляться. Но ветер на высоте 4 км гуляет такой, что я не смог открыть дверь! Пришлось подъехать вплотную к одному из куполов и встать под его защитой:)
А вот эта фотогеничная башенка — телескоп Канада-Франция-Гавайи, он же телескоп CFHT. Построен в 1977 году неправительственной организацией, объединяющей астрономов Канады, Франции и Гавайского университета. На то время телескоп был шестым в мире среди крупнейших оптических телескопов мира. Диаметр телескопа 3,6 метра. Он работает в оптическом и инфракрасном диапазоне.
Вот так телескоп выглядит изнутри. Панорама с Google Maps
Чем хорошо это место на самой вершине потухшего вулкана — здесь большую часть года совершенно ясное небо, а если и есть облака, то они остаются внизу и не мешают обзору. Вот поэтому здесь и сконцентрировано столько крупнейших телескопов. Вот, к примеру, еще один — инфракрасный телескоп, принадлежащий NASA. Каждый раз, когда на него смотрю, вспоминаю электроплитку у нас в общаге :)
Однако при всей замечательности места погода начинала портиться даже здесь. Было видно, как облака накатываются на остров, постепенно скрывая его под своей пеленой.
А вот на эту гору — Pu’u Wekiu — я уже залезать не стал. Было ужасно холодно, ветрено, плюс из-за огромной высоты идти было бы непривычно тяжело. Но вон те люди пошли, все же этот пик считается высочайшей точкой острова и всего Гавайского архипелага.
Вот такой вид открывается с пика Мауна-Кеа на закате. Панорама с Google Maps
Но пора было ехать обратно. Сегодня я установил личный рекорд высоты автовождения — 4200 метров. Чем был очень доволен, день явно прошел не зря :)
А в конце рассказа ответ на загадку про дырки в знаках. Они понижают их парусность! А без дырок наверно раньше регулярно заваливались от ветра :)