В прошлый раз мы гуляли по деловому центру Панама-Сити, а теперь я расскажу о том, зачем все туристы ездят в Панаму. Да, речь пойдет про знаменитый Панамский канал.
Первоначально канал, который мог бы соединить Атлантический океан с Тихим, хотели построить еще испанские конкистадоры в XVI веке. Однако тогдашний испанский король Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, заявив — «что Бог соединил, человек разъединить не может».
О канале забыли до 1880-х годов, когда в Колумбию прибыли французы. Французские инженеры как раз только недавно запустили в эксплуатацию Суэцкий канал, а потому пребывали в эйфории от этого события и считали, что Панамский канал окажется ненамного более сложным мероприятием. Как и в прошлый раз, проект возглавил знаменитый Фердинанд Лессепс.
Но тут французы сделали фатальную ошибку. Как и в случае с Суэцким каналом, они решили рыть водную магистраль на уровне моря. Пробиваться же им пришлось через скальный грунт и горы, а не через песок, как в Египте. А тут еще и тропический климат добавлял трудностей — приехавших рабочих тысячами выкашивали малярия и желтая лихорадка. В 1889 году французы поняли, что не могут осилить проект и их «Всеобщая компания межокеанского канала» объявила о банкротстве. Тут-то и вышла на поверхность вся грандиозная схема по, как бы сейчас сказали, «распилам и откатам» — оказалось, что значительная часть собранных для строительства сумм ушла на самом деле на подкуп парламентариев и редакторов газет. Скандал был такой, что на многие годы слово «панама» стало синонимом выражения «грандиозная афера».
Вот отрывок из «Республики ШКИД», действие которой происходило в начале 1920-х годов —
Пантелеев задумался.
— Вот что, — сказал он. — Лямзить незачем. У меня явилась мысль, благодаря которой мы сможем самым честным путем сделаться богачами.
— Честным путем богачами? — удивился Янкель.
— Да. То есть честным наружно. В сущности, это будет афера панама…
Вобщем, стройка канала была заброшена более чем на 10 лет — до начала XX века, когда за нее взялись уже американцы. Правда тут власти Колумбии решили схитрить — они тянули время и не хотели передавать права на строительство американцам, потому что в их договоре с французами был такой пункт — если до 1904 года канал не заработает, весь недострой безвозмездно переходит в собственность Колумбии. Но колумбийцы не на тех напали. Американцы в ответ организовали в Панаме «цветную революцию», на территории провинции неизвестно откуда появились «борцы за свободу» и уже в ноябре 1903 года на карте мира появилось новое независимое государство — Панама. Колумбийцы благодаря своей жадности остались кусать локти.
К строительству канала американцы тоже подошли гораздо более основательно, нежели французы. Первым делом американские эпидемиологи разобрались, из-за чего умирали рабочие на стройке у французов. Они выяснили, что малярию и желтую лихорадку вызывают комары, и с ними пошла беспощадная борьба. Выкашивались джунгли, осушались болота, на места скопления комаров выливались тонны инсектицидов — и в итоге болезни отступили.
Так же эффективно была решена и проблема с прохождением канала через горы. Американцы построили на реке Чагрес плотину, в результате чего уровень воды в реке поднялся на 25 метров и все внутренние районы Панамского перешейка затопило новообразованное водохранилище — озеро Гатун. Для того, чтобы поднимать корабли с уровня моря на эту высоту, было построено несколько систем шлюзов, как на входе в канал, так и на выходе из него. В итоге осталось лишь пробить несколько километров водных путей через горы между городом Гамбоа и шлюзами Сан-Мигель.
Стройка продолжалась 10 лет, в течение этого времени 5600 рабочих погибло вследствие болезней и несчастных случаев. Для сравнения — у французов умерло 22 тысячи человек, а канал они так и не построили.
Строительство закончилось в 1914 году. В том же году по каналу прошло первое судно. Однако проблемы с оползнями и начавшаяся Первая Мировая война отложили запуск канала в эксплуатацию до 1920 года.
Вобщем вот так, если в двух словах, и построили канал. И теперь огромные океанские суда могут очень сильно срезать путь по дороге из Атлантического океана в Тихий и обратно. Правда не все они помещаются в шлюзы — вот, к примеру, как через них приходилось протискиваться американскому линкору Миссури (про который я еще здесь буду рассказывать ;))
И вот к одному из таких шлюзов — Мирафлорес — и подвез меня двухэтажный экскурсионный автобус.
Относительно столицы это место находится вот здесь -
Добро пожаловать на Панамский канал!
Автобусная остановка у гостевого центра шлюзов Мирафлорес
Рядом стоит исторический поезд, участвовавший в строительстве. Рядом с ним фотографируются туристы.
Туристы у шлюзов Мирафлорес
Самая большая проблема при посещении шлюзов — это удачно попасть на прохождение через них какого-нибудь судна. К сожалению, я приехал сюда примерно в 12:30, а ближайшее судно, как объявили, должно было пройти только в 14 часов. Так что пришлось ждать, попутно осмотрев небольшой музей и заранее закупив сувениры.
Для наблюдения за проходом судов на шлюзах построен специальный амфитеатр, но, впрочем, весь народ тусуется на площадке, что ближе всего к шлюзу. Пока кораблей нет, можно осмотреть его устройство. Как можно видеть, вход в него закрывают две пары ворот.
Наконец на горизонте, вон там, где виден автомобильный мост Столетия, показывается контейнеровоз. Народ оживляется, занимает места у перил и расчехляет фототехнику.
Контейнеровоз подходит к шлюзам несколько криво и не попадает в створ. Специальный буксир выравнивает его и заталкивает в узкий проход.
Корабль идет из Атлантического океана в Тихий, он только что прошел шлюзы Педро Мигель и находится на промежуточном по высоте уровне озера Мирафлорес, сейчас ему предстоит спуститься еще на несколько метров, чтобы оказаться уже на уровне моря.
Контейнеровоз называется MSC KIM. Как можно увидеть на сайте MarineTraffic, он ходит под флагом Панамы, его дедвейт 53,000 тонн, построен он был в 2008 году.
И вот наступает самый торжественный момент. Корабль все ближе. По каналу за тросы его ведут «мулы» — электрические вагонетки, скользящие по рельсам вдоль шлюза.
Обратите внимание, шлюз заполнен водой полностью, но сейчас ворота откроются и начнется спуск.
Ворота начинают открываться
Ворота открылись, вода из шлюза уходит, контейнеровоз опускается
Когда вода полностью выравнивается, MSC KIM продолжает свой путь по каналу
Мимо проплывают сотни контейнеров с товаром
Надстройка контейнеровоза — как многоэтажный дом — тоже проплывает мимо
Ну вот правда, как будто высотка мимо проехала:)
Пока все наблюдали за контейнеровозом MSC KIM, позади во второй шлюз незаметно проскочил танкер United Banner
Тоже немаленький, и тоже прошел таким же образом. Обратите внимание, движение по шлюзам не как по автодороге, два корабля могут проходить шлюзы сразу в одном направлении.
А это уже на обратном пути. Судя по всему, это электростанция, питающая оборудование шлюзов.
Дожидаясь прохождения судов, я потерял на шлюзах много времени и теперь, как мне казалось, я не успевал заехать в старый город Панамы. Да, помимо канала в Панаме есть и старый город, оставшийся с испанских еще времен.
Следующая остановка автобуса после канала — остров Фламенко — Isla Flamenco. Это такая курортно-ресторанная зона, расположенная на островках в море. Островки соединены с материком длинной и узкой дамбой. Пока мы ехали по дамбе, я все пытался заснять небоскребы делового центра, видневшиеся вдали.
Исла-Фламенко, здесь автобус делает разворот
А чуть вдали от основного даунтауна виднелся еще один, какого-то фантастического белого цвета.
Еще когда я только садился в автобус, я увидел, что в выданной карте постоянное расписание было заклеено временным. По всему выходило, что по случаю празднования Дня Независимости — 3 ноября — автобус к старому городу подъезжать не будет, видимо там сегодня сделана пешеходная зона. Увы, ехать или идти туда отдельно у меня времени уже не было. Пришлось ограничиться продолжением обзорной экскурсии из окна автобуса.
Кстати, обратите внимания. День Независимости в Панаме отмечают 3 ноября в честь даты, когда страна получила независимость от Колумбии в 1903-м году, как раз тогда, когда американцы инспирировали восстание и отделение Панамы, чтобы парламент Колумбии не мешал строительству канала.
А дальше автобус поехал по каким-то бедняцким районам. Как оказалось, такие здесь тоже есть.
В одном месте местные чумазые пацаны стали кидаться по автобусу пластиковыми бутылками с водой. Пришлось уворачиваться :)
Так что Панама — это не только небоскребы, это нормальная такая Латинская Америка с традиционно очень высоким имущественным расслоением.
Индекс Джини 51.9 как бы намекает, что с социальной справедливостью в Панаме не все хорошо. Для сравнения, в РФ он около 42, и это все равно очень много.
Но вот вроде выезжаем из гетто
Какие-то страшные недострои
Колоритная вилла с полуобвалившейся черепичной крышей
Провода. На балконах вывешены национальные флаги по случаю Дня Независимости
Есть в Панаме очень крутые дизайнерские небоскребы. Вот этот справа напоминает московскую «Эволюцию».
А тут я прошел мимо какой-то стройки
Все искал свой отель, думал это он торчит, но нет, это торчит та высотка, что была видна со смотровой площадки в ресторане.
У гостиницы я взял такси. Таксист спросил, как меня везти, по автостраде, что дороже, или по обычной дороге. Я ему сказал, что по «карретере». Но, видимо, я не очень понял его испанский, потому что ехали мы явно по медленным бесплатным дорогам, и временами мне даже казалось, что мы сейчас заедем в какое-то «баррио», где нас уже ждут друзья таксиста с ножиками ;) Но ничего, в самом конце мы все же выскочили на многополосный проспект и вскоре прибыли в аэропорт Токумен.
В аэропорту меня снова ждал перелет в бизнес-классе от панамской авиакомпании COPA. Вот только когда я пришел в бизнес-лаундж, то увидел, что здесь, в отличие от Сан-Хосе, она вся забита каким-то левым народом ;) Ну вот в самом деле, нельзя же настолько девальвировать идею бизнес-класса — ну вот что это за бизнес-лаундж, где даже сесть некуда:) В итоге место нашлось только в компьютерном зале. При этом WiFi здесь не работал, и в интернет выйти не удалось. Вот что здесь работало безотказно — так это бар. Бармен без конца наливал всем желающим коктейли и ничего не спрашивал. Аж прямо было неудобно подходить раза четыре ;)
А в салоне опять подали бизнес-ужин на нормальных тарелках, а не в коробочках. Почему так мало? Так лететь часа полтора, потому и ужин легкий. Зато вина наливали без ограничений.
В качестве приложения — фильм «Чудеса инженерии - Панамский канал» от National Geographic