После автопробега по Йосемитскому парку на ночлег я остановился в мотеле в городе Сан-Хосе. Здесь вчерашняя синяя машинка покажется в кадре в последний раз :)
После автопробега по Йосемитскому парку на ночлег я остановился в мотеле в городе Сан-Хосе. Здесь вчерашняя синяя машинка покажется в кадре в последний раз :)
По улицам Сан-Хосе ездит вот такой не то трамвай, не то поезд метро.
А дальше у меня уже 13-й по счету авиаперелет, на этот раз авиакомпанией Alaska Airlines. Но лечу я вовсе не на Аляску, как можно было бы подумать, а на Гавайские острова — в Гонолулу. Вообще Alaska Airlines одна из лучших американских авиакомпаний, летающих по внутренним маршрутам, и летает она, как можно видеть, очень много куда, не только на Аляску. Фото утянуто с сайта airliners.net, причем это как раз тот самый самолет, на котором я летел.
Изначально я почему-то думал, что лететь до Гонолулу примерно 5 часов. И когда эти 5 часов прошли, мне еще примерно час пришлось ждать, когда же мы, наконец долетим. Так что будем считать, что лететь до Гавайев 6 часов.
Это мы уже приземлились в Гонолулу
Международный аэропорт Гонолулу встречает традиционным гавайским приветствием — Алоха!
В аэропорту Гонолулу базируется еще одна чудесная авиакомпания — Hawaiian Airlines. Почему чудесная? Ну, а разве может не быть чудесной авиакомпания, обслуживающая такой райский уголок? И ее самолетами мне предстоит совершить три авиаперелета в самом ближайшем будущем. Вообще поначалу, планируя свой маршрут, я никуда кроме острова Оаху ехать не собирался. Однако потом, посчитав, что оказавшись на Гавайях, нельзя ограничиваться всего лишь одним островом, я решил расширить программу и побывать также на островах Мауи и Большом.
Вот только что в аэропорту Гонолулу напрягало — это отсутствие камеры хранения в нашем понимании этого слова. Ну то есть на сайте аэропорта так было и написано — в связи с требованиями безопасности аэропорт больше не позволяет пассажирам оставлять свой багаж на территории. Но если кому очень надо — то есть частная фирма, в которую вы можете позвонить, и она заберет ваши вещи на хранение. Вот только стоимость там выходила какая-то конская, что-то типа 20 долларов в день. Как-то не хотелось платить столько всего лишь за хранение сумки. В итоге я решил ничего никуда не сдавать, а ехать в Перл-Харбор прямо с багажом. А потом с ним же лететь и на другие острова. При этом тут стоит заметить — на внутриамериканских рейсах багаж почти всегда оплачивается дополнительно, но при этом здесь очень щедрые нормы ручной клади, к примеру у Hawaiian это было 17 кг.
Тут я конечно оказался в жестком цейтноте. Дело в том, что изначально забронированный рейс должен был прибыть в Гонолулу в 11:35, но вскоре авиакомпания поменяла время, так что теперь я прилетал туда лишь в 12:50, при этом некоторые музеи в Перл-Харборе закрываются уже в 16:00. Вот почему так рано? Неужели нельзя хотя бы до 18 часов работать? В итоге пришлось сразу брать такси. Ехать там 4.5 км, поездка обошлась в 18 долларов.
Приехав, оставил сумку в камере хранения, что рядом с кассами. В кассе взял билет для посещения двух музейных кораблей — линкора Missouri и подводной лодки Bowfin — на большее времени все равно не хватило бы. Хотелось бы конечно и в авиационный музей тоже попасть, но уже некогда.
К линкору «Миссури» надо ехать на автобусе. Пока ждал автобуса, погулял рядом в парке, посмотрел на выставленные здесь ракеты. На газоне стоит крылатая ракета Regulus-2, такие запускали с подводных лодок Growler, я на такой был в 2009 году в Нью-Йорке.
А это БРПЛ Polaris A-1 и Polaris A-3, первое поколение американских баллистических ракет на подводных лодках. Ими были вооружены первые американские ПЛАРБ типа "Джордж Вашингтон", построенные в 1959-1961 гг.
Но тут подошел автобус и собравшихся туристов повезли на остров Форд, на территорию военной базы. Здесь действует строгий режим секретности. К примеру, когда я делал вот этот кадр, водитель сделал мне замечание, что снимать нельзя, даже из автобуса. Но один секретный объект мне чуть позже все же заснять удастся.
Туристов высаживают у входа на линкор «Миссури», больше никуда ходить нельзя.
Здесь стоит инсталляция, скопированная со знаменитой фотографии Альфреда Айзенштедта, снятой в день капитуляции Японии 14 августа 1945 года. Впрочем, это была первоначальная капитуляция, про окончательную речь будет позже. Все же Перл-Харбор знаменит не окончанием войны на Тихом океане, а ее началом.
Итак, линкор «Миссури». На этой открытке он стоит, пришвартованный у острова Форд в месте, называемом Battleship Row («ряд линкоров»). И вот это как раз здесь стояли восемь американских линейных кораблей, атакованных японскими самолетами 7 декабря 1941 года.
Перл-Харбор атаковали истребители, пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы, взлетевшие сразу с шести авианосцев — для атаки японцы собрали практически всё, что у них было. Что удивительно, у США на тот момент в этом районе было лишь два авианосца против шести японских. А вышла японская армада с базы на острове Итуруп. Вот удивительно, как они там все поместились? Карта — Википедия.
И вот на фото, сделанном японцами во время налета, видно как американские корабли стоят в ряд позади острова Форд. Из восьми линкоров два были уничтожены полностью, два потоплены, но к концу войны восстановлены, еще четыре пострадали меньше. Впрочем, все эти линкоры были уже достаточно старые. Что спасло тогда американцев — японцы не застали в Перл-Харборе те самые два авианосца, «Энтерпрайз» и «Лексингтон», составлявшие основную силу флота, оба они в момент атаки находились в море. Фото — Википедия.
А из всех линкоров больше всех досталось «Аризоне», на ней взорвались пороховые погреба, и ее буквально разорвало на куски. Только на одной «Аризоне» было убито 1177 человек из общего числа 2403 погибших в ходе налета. Фото — Википедия.
В память погибших на линкоре «Аризона» поверх затонувшего корпуса корабля построен вон тот монумент белого цвета. Все американцы обязательно ездят и туда, у меня же на это уже не было времени.
И вот мы плавно подходим к тому, откуда появился линкор «Миссури». После учиненного японцами разгрома американцы начали строить новые линейные корабли, еще более мощные. И одним из таких в 1944 году как раз и стал «Миссури».
Поскольку американские верфи в основном находились на восточном побережье, перед отправкой на тихоокеанский театр военных действий линкор «Миссури» должен был пройти через Панамский канал. Я эту фотографию из Википедии уже публиковал, когда рассказывал про Панаму. Вот как раз в этот момент строительство канала для американцев полностью окупилось. Собственно именно для этого он и строился :)
Основное оружие линкора «Миссури» — 3 трёхорудийные башни калибром 406 мм. Представляете себе размер?
Две башни стоят впереди и одна сзади. А прямо по курсу как раз тот самый мемориал «Аризоны».
Так вот, если к началу войны у США было всего два авианосца против шести японских, то уже к 1944 году соотношение сил изменилось — к тому времени у США авианосцев стало уже несколько десятков, все же японские авианосцы оказались потоплены. В августе 1945 года американцы добили японцев с воздуха атомными бомбами, а на суше в войну вступил СССР. Япония была обречена, и 14 августа японский император объявил о капитуляции.
Подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии произошло 2 сентября 1945 года как раз на этом месте — на палубе линкора «Миссури», правда в этот момент он стоял в Токийском заливе.
На этом фото японская делегация, привезенная для подписания капитуляции
А это союзники. У микрофона стоит Дуглас Макартур. Крайний слева — советский представитель, генерал-лейтенант Кузьма Деревянко. Герой Украины, между прочим :)
А линкор «Миссури» по окончании войны служил еще долго, правда его периодически то отправляли на консервацию, то снова вводили в состав флота. Последний раз он был модернизирован и включен в состав флота в 1980-х годах, принимал участие в «Буре в пустыне». Тогда на флоте уже появились персональные компьютеры, которые можно в большом количестве увидеть внутри кают.
Вообще больше всего на таком большом корабле поражает вовсе не калибр орудий, а то, как там организована жизнь экипажа. Учитывая, что экипаж линкора составлял 2800 человек, можете представить, сколько нужно было оборудовать кают, кубриков, столовых и прочих помещений. Я об этом позже сделаю отдельную заметку.
А теперь обещанный шпионский кадр, снятый с палубы линкора. Знаете, что это такое? Это плавучий радар американской системы ПРО, сделанный на базе нефтяной платформы. Как написано в Википедии — если вы видите радар в Перл-Харборе, значит он здесь на ремонте. А так вообще его предполагалось держать где-то в районе Аляски. Кстати, а знаете, где была построена платформа, на которой установлен радар? Никогда не догадаетесь — в Выборге :)
Но пора возвращаться. Рядом с кассами туристов ожидает еще один экспонат — подводная лодка Bowfin класса Balao. Класс был очень многочисленный и включал в себя 122 однотипные лодки. Конкретно эта была построена в самый тяжелый для США год войны — 1942-й.
Как и линкор «Миссури», эта подводная лодка тоже принимала участие в войне с Японией, совершила девять боевых походов, потопив несколько японских транспортов вот из этих торпедных аппаратов.
У меня же в коллекции это была пятая подводная лодка, до этого я уже успел побывать на С-56 во Владивостоке, на Growler в Нью-Йорке, на «Лембите» в Таллине, на Б-413 в Калининграде, а потом я еще побываю на Д-2 в Санкт-Петербурге. И на каждой из подлодок все время поражаюсь, как же там было тесно, и особенно как тяжело было в такой тесноте хранить запасные торпеды.
Про эту подводную лодку тоже будет отдельный отзыв
Обратно в город я уже ехал не на такси, а на автобусе местной транспортной фирмы TheBus. Я еще дома изучил номера маршрутов и их расписание, а потому на месте добрался куда надо без проблем.
Автобус ехал вот по такому маршруту, с заездом в аэропорт.
А ночевал я сегодня в отеле Marina Tower в районе Уайкики. Вот это, кажется, как раз он там возвышается.
Увы, когда я приехал в Уайкики, уже совершенно стемнело, а потому ни на пляж, ни гулять по городу я уже не пошел.
А на следующий день я полечу на следующий гавайский остров — Мауи.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Остров Мауи
Общее оглавление проекта Кругосветка-2014 —
День 1. Дримлайнер, Трансатлантика и Нью-Йорк
День 2. Как, вы не бывали на Багамах?
День 3. Сезон дождей в Коста-Рике
День 4. Вулкан Ирасу || Сан-Хосе — столица Коста-Рики
День 5. Небоскребы Панама-Сити || Панамский канал и шлюзы Мирафлорес
День 6. Никарагуа и Сандинистская революция || Вулкан Масайя || Историческая Гранада
День 7. Все же ту страну назвали Гондурасом;) || Тегусигальпа и Христос Эль-Пикачо
День 8. Сан-Сальвадор — Спаситель Мира || Парк Кускатлан и гражданская война
День 9. Пешком по Гватемала-Сити — от рельефной карты до Ла-Ауроры
День 10. По столице Мексики на красном автобусе || Площадь Сокало и смотровые площадки Мехико
День 11. Пирамида-дель-Соль и Пирамида-де-ла-Луна
День 12. Ёжик в тумане и Золотые Ворота || Трамвай, управляемый дрыном + 11 км пешком
День 13. Ё-семиты и перевал Тайга
День 14. Перл-Харбор — жемчужная гавань острова Оаху
День 15. Мауи — остров невезения в океане есть
День 16. Мауна-Кеа — марсианские пейзажи острова Биг || Puʻu ʻŌʻō — как это по-русски?
День 17–18. Парадокс Филеаса Фогга и туманная Манила
День 19. Сайгон, ставший Хошимином
День 20. На круизной джонке по бухте Халонг
День 21. Два девятых вагона и мавзолей дедушки Хо
День 22. Королевский Луанг и водопад Куанг Си
День 23. На лодке по Меконгу || Триумфальная арка Лаоса. И клоуны
День 25. На кораблике по озеру Тонлесап || Древний Ангкор и деревья-мутанты
День 26. Театр Кабуки в бангкокской подворотне
День 27. Мандалай! Как много в этом звуке!
День 28. Фидель Кастро на Кубе, а мы — на Шаре! || Невероятный Баган и электротранспорт
День 29. Бирманский поезд — родной брат зимбабвийского поезда
День 30. Янгон - завершение кругосветного путешествия