Итак, днем ранее мы прибыли в Камбоджу и во второй половине дня даже успели бегло осмотреть ее столицу — Пномпень. Но главной достопримечательностью в Камбодже, как вы знаете, является вовсе не столица, а знаменитый храмовый комплекс Ангкор. Находится он в окрестностях города Сиемреап, куда нам и предстояло каким-то образом доехать.
Как хорошо видно на карте, ехать туда неблизко — 315 км. Это если по дороге. Но, как я прочитал в Интернете, есть и более увлекательный способ добраться туда — на скоростном катере. Вот правда, как было написано там же, ходит этот катер не всегда, а только в сезон дождей. В остальное время река Тонлесап, по которой предстояло идти, мелеет настолько, что катер будет цеплять килем за дно. Но тут нам повезло — ноябрь как раз попадал на ту часть года, когда воды в реке достаточно. Так что мы договорились в отеле, что утром нас отвезут прямо на пристань и посадят как раз на этот катер до Сиемреапа.
Кстати, я вспомнил, где узнал про этот катер. На сайте seat61.com, посвященном путешествиям по железным дорогам! Что, конечно же, забавно, потому что никаких железных дорог в Камбодже отродясь не было. Но зато, расписывая, как стыковаться с поездами в Таиланде и Вьетнаме, автор упоминал, что по Камбодже можно путешествовать водным путем.
И там даже приводились фотографии с людьми, едущими на крыше некоей посудины. Не придется ли и нам ехать таким же образом? Однако кораблик оказался весьма приличным. Прежде всего, он был оборудован кондиционируемым салоном с удобными креслами, что было немаловажно, учитывая, какая в Азии обычно стоит жара. Вот только после того, как я посидел в приятной прохладе, а потом высунулся наружу, чтобы заснять момент отъезда, оказалось, что объектив у моего фотоаппарата совершенно наглым образом запотел. Так что первые несколько сделанных снимков пришлось выбросить.
А снимать тут можно было все подряд. Ну вот как вам, к примеру, вот такой круизный лайнер?
А тут перевозка гравия. Судно при этом загрузили настолько, что оно погрузилось в воду по самые борта. И если бы не синий кузов, в котором везут гравий, то наверно так бы и потонуло :)
Проходим под двойным мостом камбоджийско-японской дружбы
По мере удаления от центра города начинают появляться юркие моторные лодки местных жителей.
Разумеется, большинство туристов, ехавших вместе с нами, не захотели сидеть в салоне. Часть из них расположились на носу катера, часть залезли на крышу.
Перемещение между носом корабля, салоном и крышей происходило примерно вот так — ты вылезаешь вот в эту дверь, и, придерживаясь за идущие вдоль корпуса поручни, идешь, куда тебе надо.
Где-нибудь в странах Европы пассажирам ни в коем случае не позволили бы так нарушать технику безопасности. И на таком корабле, я боюсь, нам пришлось бы всю дорогу сидеть внутри салона, довольствуясь размытыми фотографиями, сделанными через стекло. Но, слава богу, мы в Азии, а значит можно гулять свободно, даже на полной скорости!
Разумеется, на открытой палубе я находился далеко не все время. От Пномпеня до Сиемреапа катер идет около шести часов, так что часть пути, разумеется, пришлось провести в салоне, даже вроде и подремать удалось. Ну еще бы, выехали же в такую рань — в 7:30 :)
Но когда по берегам реки Тонлесап пошли домики местных жителей, я снова был снаружи с фотоаппаратом.
Все домики здесь на сваях, что говорит о том, что нынешний уровень воды далеко не самый высокий, какой может быть.
Тут нам навстречу попался вот такой круизный лайнер. У такого, надо полагать, осадка явно побольше, чем у нас.
А река Тонлесап стала постепенно расширяться, плавно переходя в одноименное озеро.
Озеро Тонлесап — самое большое из озер Индокитая. За свои размеры его также называет Камбоджийским внутренним морем или Большим озером. Его площадь на странице в Википедии указана забавно — 2700 — 16 000 км?. Ничего себе разница — в шесть раз!
На протяжении большей части года озеро сравнительно невелико (около 2700 км?) и имеет не более метра глубины. Однако во время сезона дождей воды реки Тонлесап, вытекающей из озера и впадающей в Меконг, поворачивают вспять, в результате чего площадь озера в августе и сентябре достигает 16 000 км?, а глубина — 9 метров, и оно затопляет окрестные поля и леса.
Ага, вот теперь становится понятно, почему кораблик ходит из Пномпеня в Сиемреап не круглый год, а лишь в сезон дождей. И что в этот сезон случается — дожди заполняют озеро не напрямую, а посредством подъема воды в Меконге, откуда уже переливаются сюда.
Почитаем, что Википедия еще пишет про озеро. Пробелов между абзацами делать не хочу, а то опять мужик с Букинга заявится ;)
На озере живут люди, причём непосредственно на воде. Здесь есть единственное каменное здание, оно стоит на высоких сваях — это буддийский храм. Кроме того, на сваях стоит деревня Плук. Все остальные строения — плавучие и мигрируют в течение года по озеру. Кроме лодок и плавучих домов местных жителей, здесь есть несколько кафе для туристов, которых возят сюда из города Сиемреапа, а также католическая церковь. Местные жители, по сути, всю свою жизнь проводят на воде.
Кстати, а вот и та самая католическая церковь, упомянутая в тексте
Вот они — эти плавучие деревни. Интересно, это мы что, вот в эту узкую протоку слева, получается, сейчас заедем?
Посмотрел по времени съемки — вот эти кадры делались уже всего лишь за 10 минут до прибытия в Сиемреап.
Сейчас я таких деталей уже не помню, но, судя по Google Maps, на подходе к Сиемреапу мы должны были зайти в одноименную речку.
Хотя нет, при более углубленном изучении карты видно, что речка там мелкая и узенькая, но зато по руслу ее, судя по всему, прокопали канал. Канал заканчивается большим бассейном, где и базируются все приезжающие в Сиемреап лодки.
Дома на сваях. Или это магазины?
Приближаемся к пристани. Посмотрел по времени на фотографиях — отчалили в 7:40, а приехали в 13:20. Даже меньше, чем шесть часов!
Причаливаем. Но, как оказалось, до самого Сиемреапа отсюда еще довольно далеко. Так что дальше приходится брать туктук.
Вот этот кадр уже, по-моему, сделан с туктука. Что интересно, вот сейчас вроде бы голубое небо, но когда поедем, хлынет такой ливень, что придется его пережидать. Туктуки-то в Камбодже помните, как устроены? Мотоцикл + сзади коляска на четверых в качестве прицепа.
Напоследок вставлю видео с Youtube, не мое, а автора сайта seat61.com, но оно дает хорошее впечатление о поездке на катере из Пномпеня в Сиемреап.