Полет на воздушном шаре — удовольствие не из дешевых, но когда-то надо было и это попробовать. Тем более что и повод хороший, Бирма — моя 100-я страна в карьере путешественника. А летать мы собрались над Баганом, и это место совершенно фантастическое, причем даже без всякого шара.
И вот мы покидаем Мандалай, куда мы только что прилетели из Таиланда, и на автобусе едем в Баган. Дорога поначалу хорошая, четырехполосная, Мандалай — Янгон. Вот только ехать по ней пришлось недолго, вскоре мы свернули куда-то на боковую дорогу, и вот там уже началась обычная бирманская «стиральная доска».
Итак, воздушный шар. В интернете на тот момент было уже немало рассказов о воздушных шарах над Баганом, скажем так — это одно из самых известных мест в мире, где на таких шарах летают, так что выбор был очевиден. Осталось забронировать полет. Поиск в сети показал, что такие услуги в Багане предоставляют две фирмы — Balloons over Bagan и Oriental Ballooning. У первых услуга оказалась дешевле — 320 долларов. Ради интереса заглянул, сколько это стоит сейчас. За три года цены несколько поднялись — теперь это стоит 340 долларов.
Оплату произвели по интернету. Бирма страна бедная и неразвитая, потому шарами там управляет британская фирма, а деньги перечисляются в сингапурский банк. Да мы бы наверно и не полетели, если бы шаром управляли местные:)
Вот только во всем этом была одна засада. Накануне полета, как значилось на сайте, всем участникам надо было позвонить на фирму и подтвердить, что они летят. Когда мы прилетели в Мандалай, я попытался было это сделать, но оказалось, что мой телефон не опознает ни одну из местных мобильных сетей. Вот верный признак — если ваш телефон высвечивает провайдеров типа 12500 или 12345 — это значит, что связи у вас не будет :)
Ну и что делать?
А тут в автобусе через проход от меня сидел достаточно продвинутого вида местный парень (хоть и в юбке:)) и постоянно трещал по телефону. И вот, дождавшись, пока он закончит болтать, я попросил его набрать номер шарной конторы. Ну, набрать-то набрал, а вот разговор у меня с ними не заладился. Как раз в это время мы уже мчались по неасфальтированной дороге в сторону Багана, автобус ужасно трясло, все вокруг дрожало, гремело и вибрировало. И если я еще умудрялся что-то кричать в трубку, то вот понять, что мне там по-английски отвечают, не было никакой возможности :(
Вторую попытку я предпринял, когда мы остановились в какой-то деревне на ужин. Вот тут уже было гораздо тише, и мне наконец-то удалось дозвониться и получить инструкции для завтрашнего полета. Уфф, ну слава богу, все формальности теперь улажены.
Как мы приехали в Баган — это тоже приключение. Автовокзал там находится за городом, куда нас автобус и забросил. Вокруг темнота. Всех приехавших тут же приглашают проследовать в местное такси, точнее — в кузов грузовика. Где мы и располагаемся, лежа на полу. Поехали. А вокруг, как я уже отметил — полная темнота. Тут посреди дороги автобус тормозят какие-то люди. Со всех приезжих требуют деньги — по 15 долларов. Что за бандитские разводки? Но приходится платить — кругом ночь, а мы непонятно где.
Ну да, это уже потом я прочитал в сети, что 15 долларов — это билет на вход в археологическую зону. И берут ее сразу на въезде в город, потому что там весь город — сплошная археологическая зона. Зато очень удобно — можно гулять где хочешь, и больше нигде платить не надо.
А наутро, что-то между 5 и 6 часами утра, за нами в отель заехали представители шарной конторы (проверка правописания предлагает исправить — шорной? горной? парной? барной? :))
Привезли куда-то в полной темноте. Здесь уже собрался народ. Неужели мы в такой темноте полетим? Но нет, для начала предлагают выпить кофе, чтобы проснуться.
А тем временем местные ребята развернули шар и принялись его надувать. Для начала нагнетают внутрь теплый воздух с помощью вот такого вентилятора.
Нагретый воздух стремится вверх, в результате шар начинает приподниматься над землей
Старомодные автобусы, на которых нас привезли, теперь используются в качестве якоря для надуваемых шаров
Будущие пассажиры с интересом наблюдают за подготовкой :)
Теперь, когда шары уже достаточно наполнились нагретым воздухом, настало время задействовать газовые горелки
Тут конечно возникает резонный вопрос — а что будет, если вот эта мощная струя пламени по какой-то причине попадет не внутрь шара, а на оболочку? А если это произойдет в полете? И ведь не раз уже попадало, судя по новостям :)
Но вот воздух внутри шаров разогрелся достаточно, чтобы обеспечить подъемную силу. Шары, выстроившись в ряд, готовы подняться в воздух.
Каждая корзина разделена на 4 отделения, в каждом отделении помещается по 4 пассажира. Итого — 16 человек. Плюс пилот, управляющий газовой горелкой. Если надо поднять шар повыше — пилот включает горелку и «поддает газку». Когда воздух остывает, шар начинает опускаться. Направлением полета пилот управлять не может, шар летит туда, куда дует ветер. Пилот лишь может менять высоту, а на разной высоте ветер может дуть в разных направлениях.
Именно по причине сильной зависимости от ветра и от воздушных потоков шары и запускают рано утром, когда ветра обычно или совсем нет, или он очень слабый.
Плывем над Баганом. Виды волшебные — внизу над деревьями стелется туман, вдали сверкает главная водная артерия здешних мест — река Иравади.
И кругом потрясающая тишина, прерываемая иногда лишь импульсами горелки, с помощью которой пилот поддерживает постоянную высоту.
Когда взлетели, я подсчитал — вместе с нами воздух поднялось что-то около 18 шаров.
Да, полет на шаре — это что-то невероятное. Особенно в таком волшебном месте.
Впереди появляется какая-то золоченая ступа, а за ней — песчаные отмели Иравади
Просто поразительно, сколько древних храмов в Багане. Их тут реально сотни, если не тысячи! Как я читал, раньше здесь был большой город, где между каменными храмами стояли обычные деревянные дома. Но потом то ли пожар случился, то ли наводнение, и все деревянные дома оказались разрушены. Город решили не восстанавливать и перенесли в другое место. А пагоды с тех пор так и стоят прямо в поле, полузаброшенные.
Тут один из шаров решил взлететь выше всех :)
А вот и конкурирующая фирма — Oriental Ballooning, у нее шары не красные, как у нас, а темно-зеленые.
Среди сотен мелких пагод возвышается и несколько средневековых «небоскребов». Выглядят словно пришельцы из других миров.
А вот здесь застройка исключительно малоэтажная :)
Но вернемся к шарам нашей фирмы. Вот тут три шара стали соревноваться, кто выше поднимется :)
Вот слева показывается еще одна большая ступа
Подлетаем к ней. Уже совсем рассвело, и все многочисленные большие и малые храмы сияют в свете взошедшего солнца.
Вот эта же ступа более крупным планом. Никак невозможно такие виды в слайд-шоу помещать :)
А что там происходит прямо под нами? А там маленький храм и две коляски, запряженные лошадками едут по дороге :)
А вот тут уже видимо священная территория закончилась, и можно пахать землю
А вот такая конструкция закреплена рядом с гондолой на тросах, что свешиваются с шара. Оттуда происходит съемка пассажиров в корзине.
Ветра нет, шар плывет по воздуху ровно, и совсем не страшно. Время в полете проходит незаметно, вот уже и садиться пора.
Зеленые шары садятся первыми. У нас есть время заснять их в месте посадки.
Вообще, конечно, наш шеф мог бы и повыше подлететь, хотя бы как вон тот шар
У места посадки уже дежурят красные автобусы, к которым привязывают приземлившиеся шары
И вот шар наконец опускается на землю. Из гондолы бросают трос, парни набегают всей толпой и тащат шар к автобусу, чтобы закрепить.
По окончании полета всем участникам наливают шампанского. Народ пьет как-то не очень активно, так что удается и повторить. А на заднем плане уже видны местные торговцы, ждущие, когда же туристов наконец отпустят, и они смогут впарить им что-нибудь из сувениров :)
Полет окончен. Оборудование грузят на трактор и увозят до следующего раза.
Видео я уже ранее публиковал. Процесс показан в динамике, со звуком работающих вентиляторов, надувающих наш шар :)