В прошлой части я рассказал о том, как я перепрыгнул Линию перемены дат и снова оказался в нашем Восточном полушарии. Дальше мое кругосветное путешествие будет продолжаться по странам Юго-Восточной Азии — Вьетнаму, Лаосу, Камбодже, Таиланду и Бирме. И как раз во Вьетнаме была запланирована долгожданная встреча с остальными участниками экспедиции, которые пока еще продолжали свое путешествие по Китаю.
Итак, Вьетнам. Знакомство с ним было решено начинать с его южной столицы — Хошимина. Поначалу именно туда должны были прилететь друзья из Китая, но потом они, видя, что не укладываются по срокам, решили свою вьетнамскую программу урезать только до Ханоя и бухты Халонг. Я же справедливо решил, что если не побывать на юге, то посещение Вьетнама могут и не засчитать ;)
Про аэропорт Хошимина я заранее прочитал, что там надо брать такси двух основных фирм — MaiLinh или Vinasun. Как было написано на сайте — в этом случае вас не обдерут. MaiLinh прямо в аэропорту продавал официальные талончики для оплаты своих зеленых такси, стоило это что-то около 8 долларов, очень удобно, так что другой транспорт можно было даже и не искать. Впрочем, и ехать из аэропорта в центр Хошимина совсем недалеко — всего-то 6 км.
Движение на улицах в Хошимине — практически броуновское. Прежде всего из-за огромного количества мотоциклов.
Что хорошо в мотоциклах — их водители и пассажиры всегда на виду и их можно беспрепятственно фотографировать:)
Я же направился к самой значительной исторической достопримечательности города — Дворцу Независимости. Чем же он так знаменит?
А тем, что до 1975 года в этом здании заседало правительство Южного Вьетнама. Город тогда, как многие помнят, назывался Сайгон. И тут нам никак не обойтись без рассказа о Вьетнамской войне. Или, если точнее, о нескольких войнах, что пришлось вести народу Вьетнама.
Постараюсь коротко. До начала Второй Мировой Войны Вьетнам был французской колонией. Но после того, как Франция сдалась Гитлеру, вишистское правительство практически подарило Вьетнам его азиатскому союзнику — Японии. Быть под культурными французами и под жестокими японцами — большая разница. Тогда-то и возникло коммунистическое движение за независимость Вьетнама под руководством Хо Ши Мина — Вьетминь, которое и повело борьбу против оккупантов. И когда в 1945 году японцы капитулировали, вьетнамцы уже были готовы взять власть по всей стране. -Но позвольте, как же так? -вылезли тут французы, -ведь Вьетнам наш! Ну вот не наглость ли?
Коммунистам пришлось пойти на переговоры с французами. В итоге был принят копромисный вариант. Вьетнамцы соглашались на членство Вьетнама во Французском союзе и временное размещение у себя французских войск, французы же позволяли создать на севере Вьетнама независимую ДРВ. Будущее же Южного Вьетнама предполагалось определить на референдуме.
Однако французы подписанные соглашения выполнять не стали, в результате чего вспыхнула Первая Индокитайская Война. Закончившаяся, как известно, поражением французов при Дьенбьенфу.
На переговорах в Женеве в 1954 году было выработано новое соглашение. Французы уходили из Вьетнама, и в 1956 году по всей стране, и на севере, и на юге должны были состояться свободные выборы, по результатам которых предполагалось объединить обе части страны в единое государство.
Но к этому времени вместо французов на юге Вьетнама всем уже заправляли американцы. Договор с коммунистами? К черту договор! Американцы и их ставленник — Нго Динь Зьем — от проведения выборов, на которых гарантированно победили бы коммунисты, отказались. Сторонники Хо Ши Мина терпели три года, но в 1959 году стало понятно, что никакие Женевские соглашения американцы выполнять не будут. Так постепенно и началась та самая Вьетнамская война. Партизаны попытались свергнуть южновьетнамскую хунту, им на помощь пришли американцы. В свою очередь, на помощь партизанам выдвинулись войска ДРВ. В ответ в Южный Вьетнам прибывало все больше и больше американцев. В 1968 году, на пике войны, во Вьетнаме находилось 500 тысяч американских солдат. Полмиллиона! Но вьетнамцев все равно было больше, плюс еще СССР начал поставку им современного оружия, в том числе сверхзвуковых истребителей и зенитных ракет. И США стали нести такие потери, которые американское общество понять никак не могло.
Почти 60 тысяч только убитых! Мемориал в Вашингтоне помните?
А еще американская авиация потеряла что-то около 4 тысяч самолетов и около 5 тысяч вертолетов. Прикиньте, каков был накал боев!
В 1973 году США согласились вывести войска, оставив южновьетнамскую армию воевать против коммунистов в одиночку. По условиям Парижского соглашения северяне, конечно, не должны были наступать на южан, но американцы сколько раз уже обманывали! И вот мы подходим как раз к основным событиям.
30 апреля 1975 года танки ДРВ, вот как раз эти самые, ворвались на улицы Сайгона. Южновьетнамская армия была разгромлена наголову и разбежалась, оставив северянам громадные трофеи. Одних только самолетов было захвачено что-то около 800 штук! Последние сторонники свергнутого правительства бежали на вертолетах с крыши американского посольства. Вертолеты садились на авианосцы, высаживали беженцев, после чего сталкивались за борт, чтобы освободить место для следующих машин.
И вот в 1975 году Вьетнам наконец-то стал единой страной. Да, коммунистический строй конечно не всем понравился, было много и эмигрантов, и беженцев. Но что, скажите, было делать, если за независимость страны боролись одни только коммунисты? Оставаться и дальше колонией? Ну да, в городах жизнь при французах была наверно вполне сносная. А вот сельское население неудержимо росло, живя при этом в первобытных условиях. И статус колонии ничего другого им предложить не мог. Классическая революционная ситуация!
А во Дворец Независимости, как оказалось, можно зайти. Никаких государственных учреждений там сейчас нет, он действует, как музей, причем совсем бесплатно. Любой желающий просто заходит внутрь и смотрит интерьеры, в которых работало южновьетнамское правительство.
И если фойе выглядит вполне современно, в нескольких залах сохраняется старая обстановка.
Здесь же висит плакат, рассказывающий о подвиге лейтенанта Нгуен Тхань Транга. Он был коммунистом, тайно внедренным в ряды южновьетнамских ВВС. 8 апреля 1975 года он поднял в воздух свой самолет, но вместо того, чтобы отправиться бомбить партизан, нанес бомбовый удар вот как раз по этому Дому правительства. Впрочем, это был скорее символический жест — Южный Вьетнам находился уже на последнем издыхании, и никакого толку от двух упавших на территорию бомб не было.
А на лужайке перед Дворцом Независимости, между тем, собрались вьетнамские старшеклассники. У них был не то выпускной, не то последний звонок.
Ну я, конечно, воспользовался тем, что у меня объектив на 105, нащелкал крупных планов:)
Разумеется, парней снимать было неинтересно:)
Что во Вьетнаме очень сильно напрягает — это траффик на улицах. Причем если поведение машин еще можно как-то предвидеть и, улучив момент, перебежать через дорогу, то вот мотоциклисты едут сплошным потоком, причем еще и с разной скоростью. Выскочить могут буквально отовсюду! И вот как тут переходить дорогу?
Вот хорошо, если где-то на перекрестке есть светофор. Дождался зеленого — и перешел. А если светофора нет? Посмотрел, как переходят местные. Они просто выходят на проезжую часть и медленно идут вперед, а мотоциклисты их объезжают. Нет, я так не могу!
А вот плакаты у них на улицах очень похожи на те, что висели на улицах бывшего СССР. Если кто забыл — Вьетнам до сих пор социалистическое государство!
А вот и главная архитектурная достопримечательность Хошимина. Католический собор Сайгонской Богоматери!
Еще в Хошимине осталась от французов невероятно красивая ратуша — Hotel de Ville — ну прямо как в Париже. Вот только сколько я ни ходил кругами вокруг обозначенного на карте места, но увидеть ратушу толком так и не смог — повсюду шел масштабный ремонт и кругом возвышались одни только заборы.
Вот на этом кадре я уже дома случайно обнаружил фасад ратуши. А вот вместо бульвара — одни заборы.
Тут вместо ратуши я вышел к муниципальному театру — еще одному зданию в классическом европейском стиле.
В театре проводилось какое-то мероприятие под названием Toyota Classics. То ли машины выставляли, то ли классическую музыку играли, а Toyota выступала лишь спонсором.
Рядом с театром висели какие-то корзины
А позади театра возвышался вот такой современный небоскреб. Все-таки Хошимин — это деловая столица Вьетнама.
Но самый заметный небоскреб в Хошимине это, несомненно, Bitexco Financial Tower — штаб-квартира вьетнамской компании Bitexco. Здание высотой 262 метра было завершено в 2010 году, на данный момент это третий по высоте небоскреб Вьетнама.
От других небоскребов его отличает футуристичного вида вертолетная площадка на 50-м этаже. А этажом ниже находится смотровая площадка Saigon Skydeck. Эх, жалко, я тогда об этом не знал. Фото — Википедия.
Вот я только не понял, написано, что она обеспечивает обзор в 360 градусов, а там как раз сходятся вместе два корпуса. Или площадка там по всему периметру? Фото — Википедия.
Я же наконец вышел на набережную реки Сай Гон. Вот только как перейти на ту сторону? Мотоциклисты катятся сплошным потоком, а светофоров нет!
Увидев иностранного туриста, некоторые вьетнамцы успевают попозировать:)
Но вообще, конечно, вьетнамские мотоциклисты иногда выглядят довольно жутко:)
На круге посреди набережной стоит памятник генералу Транг Хунг Дао. Генерал жил в XIII веке и прославился тем, что трижды отразил нападение монголов на тогдашнее вьетнамское государство. Причем вначале на Вьетнам нападали собственно монголы, а потом это уже были войска китайской династии Юань, основанной монголами после захвата Китая.
Генерал Транг Хунг Дао в окружении небоскребов
А на той стороне реки Сай Гон стоял трехпалубный теплоход
А также возвышался огромный плакат — что-то про вьетнамскую армию. Кстати, обратите внимание. Вьетнамский язык хоть и тоновый, как и китайский, но использует при этом понятный нам латинский алфавит. Правда от этого не легче, слова все равно совершенно непонятные, а кроме того, каждая буква еще окружена огромным количеством точек, черточек и палочек, так что прочитать это все правильно все равно невозможно:)
Отель Majestic. Судя по всему, тоже построен еще французами. А сверху выглядывает небосреб Bitexco.
Тут я заснял на набережной отправление лодки
А дальше пошел фотографировать едущих по проспекту вьетнамцев.
Увы, небоскреб Bitexco такой высокий, что в кадр поместился только боком:)
За потоком мотоциклистов можно наблюдать бесконечно. Иногда встречаются очень колоритные варианты загрузки:)
А дальше уже пора было искать такси и двигаться обратно в сторону аэропорта. Но для начала надо было покинуть район уличных фастфудов.
А в качестве такси я опять взял такую же зеленую машинку фирмы MaiLinh, как и в первый раз. Пока ехали, сделал еще несколько кадров с едущими на мотоциклах вьетнамцами. Платок + очки + кепка + каска = ужас, летящий на крыльях ночи:)
А дальше у меня был перелет из Хошимина в Ханой вьетнамским лоукостером VietJet.
А запомнился перелет тем, что уже после посадки в Ханое в салоне включили невероятно красивую песню на английском языке. Все, что мне удалось запомнить из нее, это слова — Say Hello, Vietnam. Я потом несколько дней пытался найти эту песню на Youtube.