Что смотреть в Йосемитском парке, учитывая, что на знакомство с ним я мог выделить только один день? Я решил потратить этот день на то, чтобы проехать через парк и горы Сьерра-Невада по красивейшей горной дороге Tioga Pass Road — «дороге через перевал Тайга» — как я ее назвал:)
День начался в мотеле в городке Марипоса, куда я приехал после своих вчерашних приключений в Сан-Франциско. Расскажу, как я здесь завтракал. Прихожу на «шведский стол» — на завтрак одни только хлопья, миски для них вроде есть, но ни молока, ни ложек нет. Из обслуживающего персонала тоже никого. И что делать? Дай, думаю, посмотрю, что остальные будут делать. Рядом за другой столик сели парни, гляжу — налили сок, положили хлопьев и грызут их, запивая соком:) Но тут появилась женщина с молоком. У нее спросили про ложки.
— Так вот же они, — ответила женщина, открывая тумбочку.
Да, вот как-то я не догадался пошарить по шкафам, наверно воспитание подвело:)
Закончив с завтраком, я был готов ехать в Йосемитский парк. Дорога туда из Марипосы идет по живописной долине реки Мерсед, по пути упираясь в пункт оплаты.
Въезд в парк на тот момент стоил ни много ни мало — 20 долларов. Но 11 ноября в США отмечают День Ветеранов, и по такому случаю посещение парка было бесплатно, причем не только для ветеранов, но даже для иностранцев. Правда тут же на въезде стояли волонтеры и просили подать на благотворительность, кто сколько может, раз уж сэкономили на билетах. Я хотел дать 5 долларов, но в кошельке, как назло, оказались только десятки, да пара однодолларовых купюр. Давать всего доллар было как-то неприлично, так что будем считать, что билет обошелся мне вдвое дешевле того, что могло быть.
Сейчас ради интереса глянул актуальные цены — туристическая инфляция в США бьет рекорды — въезд в парк уже 30 долларов!
Сразу за кассой въезд в Йосемитский парк происходит вот через такую арку. Напоминает рассказы про Северную Корею. Типа в час Ч камень опрокидывается на дорогу и все — враг не пройдет:)
Хочу сразу предупредить — как известно любому фотографу, передний план фотографии должен быть обязательно чем-то заполнен. Вот и я для этой цели решил использовать синюю машинку. Вчера я специально выбрал ее среди нескольких серебристых:)
Листва вокруг начинает желтеть. 11 ноября в Калифорнии — это как раз золотая осень, а не то, что обычно бывает у нас в это время года:)
Синяя машинка на фоне скал
Это вам не эстонские валуны «десять метров в обхвате», которыми эстонцы так гордятся:)
Вот эти места на карте Google Maps
А дальше пошла центральная часть парка — Йосемитская долина. Едешь, а по обе стороны возвышаются горы… Красота… Особенно сейчас, осенью. Хотя, конечно, тут сразу понимаешь, что сюда надо приезжать не на один день, а спокойно наслаждаться природой и ходить в походы по горам. Многие так и делают, приезжают, ставят машину на парковку и идут гулять. Можно передвигаться и на специальных «шаттлах», так, считается, туристы наносят меньше вреда природе. В некоторые части парка, к примеру, можно проехать только на шаттле, на своей машине нельзя.
А вот это — знаменитая вершина Эль-Капитан, один из символов Йосемитского парка. Ее высота — 2307 м над уровнем моря и 910 м над уровнем долины.
Машины на фоне скал. Оцените масштаб.
Тут на стоянке мне попались тягачи, что возят «шаттлы» с туристами по парку. Они с гибридным двигателем! То есть получается, что по парку ездят на аккумуляторах? Или на газу?
Главной достопримечательностью Йосемитской долины считается водопад Yosemite Falls. Вот только, увы, из-за сухого сезона он пересох. Вон наверху, по центру, видите как-бы серую такую дугу? Вот там обычно вода и низвергается. Есть еще и второй каскад, внизу.
Вообще, как я посмотрел по карте, по этим горам идут пешеходные тропинки, одна из которых проходит как раз поверх водопада. Да, интересно было бы погулять здесь. Ну что же, в следующий раз надо приезжать более подготовленным:)
Мне же было пора выдвигаться дальше — на горную дорогу № 120 — Tioga Pass Road.
Эксперименты с разноцветными машинами — синяя и красная:)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Не иначе как Пушкин писал это про Калифорнию. Вы в наших краях гусей в ноябре видели? :)
А вот и развилка. Из Мерседа я только что приехал, а теперь мне направо. И вверх — вот она, дорога к перевалу Тайга:)
Дорога Tioga Pass Road — одна из самых высокогорных в США, более 3000 м над уровнем моря. А это значит, что зимой сугробы здесь могут быть такие, что сквозной проезд закрывают до весны. И вот как раз по поводу этого я сильно волновался. Успею ли я проехать здесь в середине ноября? Готовясь к поездке, я нашел сайт, где публикуется информация о состоянии местных дорог. Есть там и даты закрытия и открытия проезда в предыдущие годы. Как я посмотрел, иногда из-за сильных снегопадов дорога закрывалась уже в конце октября, а иногда оставалась открытой до середины декабря. Вобщем — как повезет. В моем случае — повезло, шлагбаум пока что был открыт.
Дорога Тайога Пасс начинается неподалеку от городка Монтека и соединяет калифорнийскую долину Сан-Хоакин с округом Моно в восточной части штата. На довольно большом протяжении это единственная дорога, по которой можно пересечь горы Сьерра-Невада.
Строить дорогу начали еще в 1850-х годах первые золотоискатели. Сначала она была предназначена лишь для движения конных фургонов, на которых передвигались первые поселенцы. Однако золото постепенно заканчивалось, и дорога тоже начала приходить в запустение. К началу XX века из-за частых обвалов и оползней передвигаться по ней можно было разве что пешком или верхом на лошади. Но тут в США настала эпоха автомобилей и массового туризма. Подумать только, в 1915 году в Европе идет война, а тут энтузиасты задумались о том, чтобы построить автомобильную дорогу через горы! И построили. Правда это не была всенародная стройка, и четких дат строительства найти не удалось. Дорога строилась и улучшалась постепенно в 1920-30-х годах.
На высоте 2000 метров в местах, куда не заглядывает солнце, уже лежит снег. Интересно, он уже выпал или еще не растаял?
Но выезжаем из леса — и вокруг просто отличная погода
Редчайший случай, когда фотография практически не нуждается в постобработке:)
Жалко, что в прокате не предложили ни одной красной машины, был бы хороший контраст с голубым небом:)
Тут впереди за лесом мелькнула полоска воды
Первое озеро на пути — Tenaya Lake. Высота 2484 м.
Озеро названо в честь индейского вождя Теная
Дальше дорога вышла вот на такое плоскогорье в окружении скал
В это трудно поверить, но вот эта полянка находится на высоте почти 3000 метров над уровнем моря
Но вот Йосемитский парк закончился, и началась зона юрисдикции штата. Добро пожаловать в округ Моно, где мы чтим ветеранов. Вот мне интересно, этот указатель здесь всегда стоит или его ставят только раз в году, 11 ноября?
Ну вот не могу я проехать мимо таких скал
А это еще одно озеро — Tioga Lake. Высота — 2938 м.
А это третье озеро — Ellery Lake, самое живописное из всех
Отсюда дорога начинает снижаться в сторону озера Моно
Вот на этом камне установлена мемориальная табличка в честь строителей дороги Tioga Pass Road. Там написано, что сквозной проезд здесь открыли в 1915 году, правда качество покрытия тогда оставляло желать лучшего — это была dirt road. Свой нынешний вид дорога приобрела после масштабной реконструкции в 1960-х годах.
Местность временами чем-то напоминает Пакистан. Наверно тем, что дорога может осыпаться в любой момент:)
И правда, знаки предупреждают как раз об этом
Но вот и конец дороги № 120, здесь она соединяется с трассой 395. А впереди — это озеро Моно.
Удивительно, мне оно на карте представлялось совершенно другим, так же окруженным лесами и горами, как и те несколько озер, что попались по дороге. Но это озеро находилось на плоскогорье, выглядело довольно мелким и, судя по белым отложениям на береговой линии, было изрядно соленым. Далее курсивом — текст из Википедии.
Озеро лежит на высоте 1945 м над уровнем моря. Его площадь составляет 150 км², средняя глубина — 17 м. В прошлом озеро Моно занимало значительно бо́льшую площадь. Однако, в результате проводимой с конца 1920-х по середину 1990-х годов программы обеспечения Лос-Анджелесского мегаполиса водой путём отбора её из местных рек, уровень озера Моно резко снизился (к 1994 году — на 15 метров) — настолько, что обнажились находившиеся под водой известково-туфовые башни, одно из природных чудес озера. Лишь в 1994 году была принята программа по сохранению уникального озера, после чего уровень воды в нём стал постепенно подниматься. В настоящее время содержание соли в водах Моно составляет 69 г/л, для сравнения, в океане этот показатель составляет 31.5 г/л.
Теперь расскажу, что было дальше. Утром за завтраком в мотеле я взял карту восточной части Йосемитского парка и совершенно случайно увидел на ней знакомое по какой-то телепередаче название. Боди. Заброшенный городок золотоискателей XIX века. Город-призрак. А сейчас это state historic park штата Калифорния. Вот собственно последний факт меня и поразил. Я не предполагал, что Боди находится в Калифорнии, да еще и так близко, думал, что он где-то в Неваде. Поэтому я и решил во чтобы то ни стало туда доехать. Вот только до скольки оно открыто? Были сильные подозрения, что закрывается оно рано. Надо было торопиться. Но у меня есть такая черта — когда вокруг столько всего интересного, а я на машине, я не могу просто проехать мимо, мне надо обязательно остановиться и сфотографировать это, а вдруг там получится нечто замечательное? Вобщем и тут получилось так же — из-за частых остановок к озеру Моно я выехал уже в начале четвертого. Еще километров двадцать по шоссе вот с таким очень щедрым скоростным режимом — 105 км/ч.
А дальше — поворот на Боди. Дорога туда сначала асфальтовая, потом, видимо, для сохранения старинного антуража, асфальт заканчивается и прокатную машину приходится гнать по грунтовке. Тут собственно подтвердились мои предположения. На дороге стояли знаки, на которых строго и безапелляционно, как везде в США, было указано, что запрещается въезжать в парк после его закрытия, а именно после 4pm. Правда пока было только 15:50, и я все еще на что-то надеялся.
На въезде на правой полосе уже стоял «кирпич», но мало ли почему его поставили? Может ремонт дороги? Я въехал по левой полосе. Потом остановился и сделал несколько кадров издалека на тот случай, если меня дальше не пустят.
В 1859 году некий Уильям С. Боди нашел в здешних горах крупное месторождение золота, но на следующий год он замерз во время снежного бурана. Вскоре члены его семьи начали разработку золота, а городок назвали именем первооткрывателя — Bodie. Прошло несколько лет — и там началась настоящая золотая лихорадка. Далее курсивом — текст из Википедии.
После того, как в 1876 году разрабатывавшая это месторождение Стандард Компани обнаружила ещё одну богатую золотую жилу, Боди стал стремительно расти. Если в 1876 году здесь было всего 30 постоянных жителей, то к 1880 их число достигло 10,000 человек. В это время город процветал — здесь были круглосуточно открыты 65 салунов, был свой квартал красных фонарей, китайский квартал с даоистским храмом, 7 пивоварен, издавалось несколько газет, была открыта своя железнодорожная станция, построены церкви различных направлений. В то же время Боди, этот город времён золотой лихорадки, стал центром преступности и беззакония на Диком Западе, местом, где ежедневно происходили убийства, ограбления, нападения на почтовые дилижансы, и тому подобное.
Однако к началу XX века месторождение истощилось и начался упадок города. В 1917 году закрыли железную дорогу, а в 1932 году в Боди случился страшный пожар, в котором выгорел почти весь деловой центр. С тех пор золото здесь если и добывали, то уже только вахтовым методом. А в 1962 году оставшиеся постройки объявили музеем под открытым небом.
Увы, но я в этот музей опоздал. Сразу после того, как я сделал эти кадры, откуда-то появился пикап и поехал мне навстречу. На узкой дороге было не разъехаться, поэтому пикап остановился. Из него вышла женщина-рейнджер в полном вооружении и стала ругаться, мол какого черта я заехал в парк после закрытия, да еще и что-то фотографирую, не заплатив денег. Я с ней поначалу попытался спорить, тем более что у меня в машине на часах было всего 15:59, но она вела себя очень решительно и заставила разворачиваться. Не арестовала — и то хорошо:) Но вообще, конечно, им следовало бы написать более четко — во сколько конкретно у них заканчивается доступ в парк, а то везде написано про 4pm, а в это время уже всех выгоняют.
Развернувшись, я поехал назад в сторону озера Моно. В городке Lee Vining заправился, потому как бензин после всех поездок уже заканчивался. В будке на въезде в Йосемитский парк уже никого не было, слава богу, что хоть дорогу не перекрыли. Тут уже как раз и стемнело.
А дальше пришлось по темноте ехать по той же дороге назад, в сторону Сан-Франциско и Сан-Хосе, в общей сложности больше 300 км сначала по горным серпантинам, а потом по хайвеям. Увы, Google Maps считает, что зимой Tioga Pass Road закрыта, а потому рисует маршрут в обход.