С утра мы в последний раз насладились невероятно богатым завтраком в нашем отеле «Господин Башка» и отправились в аэропорт Куско. Сегодня нам предстояло покинуть Перу и вылететь в столицу Боливии город Ла-Пас. Погода была довольно пасмурная, над Куско висела низкая облачность, но волновало нас не это. Существовала вероятность того, что из Перу нас вообще не выпустят по причине отсутствия как миграционных карт, так и штампов о въезде в страну. С точки зрения перуанской таможни мы сейчас вообще были нелегалами.
Похожий на Сергея Лаврова пограничный офицер поначалу вообще отказывался понимать, как это можно подходить к нему, не имея штампов о въезде в страну. Мы стали объяснять ему ситуацию, рассказывая, что четыре дня назад его коллеги в Десагуадеро слишком рано ушли с работы, и у нас просто не было другого выхода, как просто перейти границу. Тем более что полиция-то нас проверила! Сергей Лавров соглашался с доводами, еще раз просматривал паспорт и выразительным жестом указывал —
— Ну вот же, видите, аргентинский штамп есть? Есть. И боливийский есть. А где же перуанский? Типа вы что, совсем перуанское государство не уважаете?
Мы по новой начинали ему рассказывать про ситуацию на границе, он опять качал головой и снова отказывался нас выпускать. А тем временем до посадки на самолет оставалось уже всего полчаса, так что обстановка начинала накаляться. Мы уже соглашались признать свою вину и заплатить штраф за ненадлежащее оформление документов. Сергей Лавров тоже уже не знал, что с нами делать, и тоже склонялся в пользу штрафа. Откуда-то была извлечена и заполнена какая-то бумага, и нам было сказано, что нас выпустят, когда мы оплатим через банк по 10 долларов.
— И где у вас ближайший банк? — поинтересовались мы, оглядываясь на меняльные конторы, что остались за спиной, в здании аэропорта.
— А в городе. Поезжайте и оплатите.
Ага, а самолет тем временем улетит? А тем более, сегодня же воскресенье, и ваши банки сегодня вряд ли работают, ведь так?
— Конечно, не работают, — согласился Сергей Лавров.
— Ну и что делать?
Делать и правда было нечего. Сергею Лаврову держать нас тут тоже было неохота. Он почесал репу, еще что-то пописал в бумагах и согласился принять доллары наличными. Получив деньги, он наконец взял наши паспорта, открутил свою печать на четыре дня назад и поставил наконец нам недостающие въездные штампы. Уффф! Мы спасены! Еще и на самолет успеваем! А то я уже прикидывал, на чем мы поедем, если решение вопроса затянется — других-то вылетов в Ла-Пас, насколько я помню, в этот день не было.
Оставив позади таможню, мы кинулись в зону вылета. Но не тут-то было! Общение с перуанскими спецслужбами еще не закончилось! Служба безопасности принялась просвечивать и прощупывать наш багаж, в результате чего Сергей Сергеич лишился не только воды и остатков водки, но у него отняли также и всю провизию — хлеб, сыр и чеснок. Кроме того, отобрали также пластиковые ножи, вилки и даже — внимание — ЛОЖКИ!!! А Андрея Андреича заставили выпить содержимое его секретной фляжки, что он тут же и сделал, заслужив похвалу сотрудников. Потом наверно будут рассказывать анекдоты про диких русских, что пьют водку прямо из горла:)
А зона вылета в Куско оказалась чрезвычайно бедной, а точнее говоря, совсем никакой. Я, честно говоря, имел определенные виды на аэропортовский дьютик, его же здесь не оказалось вообще. И как теперь лететь? Тем более что перелет предстоял серьезный, вылет с высоты в 3600 метров, а посадка так и вообще на 4000 метрах! Вы когда-нибудь взлетали или садились на такой высоте? Там вообще подъемной силы хватит, чтобы от земли оторваться?
А тут еще, судя по распечатке билета, мы рисковали попасть на Боинг 737–200 тридцатилетней давности, именно такие машины, согласно базе данных airfleets.net, состояли в штате боливийской авиакомпании Aerosur. Да у них там вроде даже еще Боинги-727 оставались!
Но нам повезло. На посадку подали вполне себе современный аэроплан. Судя по приплюснутым мотогондолам, это был обычный 737–300. Похоже, что Aerosur в последний момент все же обновил свой парк. И возможно, именно с этим были связаны все те отмены рейсов, из-за которых мы не попали на боливийские лагуны.
Российский Ми-8 в аэропорту Куско
«Аэросур» оказался не таким уж жестким дискаунтером, как ожидалось. После взлета стюарды раздали пассажирам по маленькому гамбургеру с сыром и по карамельке. Вот только вино, увы, не наливали даже за деньги:(
А природа под крылом проплывала потрясающая. Горные пики Анд были совсем рядом!
А вскоре мы полетели над уже знакомым нам озером Титикака.
Тут оказалось, что позади нас летят наши соотечественники. Поговорили с ними. Они рассказали, что тоже хотели попасть на Мачу-Пикчу, но из-за отмены поездов приехали в Агуас Калиентес только в 16 часов, и их туда не пустили. Вот облом-то! А вот нам повезло — мы на Мачу-Пикчу все же попали!
А еще эти ребята рассказали, что вот сколько дней они в Перу, столько и мучаются от горной болезни. Голова у всех просто раскалывается! Так что нам и тут повезло:)
Но вот наконец озеро Титикака закончилось, и мы стали снижаться сквозь редкие облака. И тут — ХРЕНАК!!! Самолет резко провалился в воздушную яму. Все пассажиры аж ахнули от страха. Я судорожно попытался схватиться за что-нибудь и чуть подлокотник не оторвал! Это ж надо предупреждать, не дрова везешь! :)
Мы продолжали снижаться. Аэропорт Эль-Альто был уже где-то там, внизу, как вдруг опять — ХРЕНАК!!! Хорошо, что запас высоты был еще большой. И через несколько секунд опять — ХРЕНАК!!! Черт, так вообще и сердечный приступ можно получить! Но вот наконец внизу поплыли дома Ла-Паса, точнее говоря, его бедняцкого пригорода Эль-Альто. Сверху это больше напоминало жилища негров в Африке. И как они здесь только живут на высоте в 4 километра?
Ла-Пас, в отличие от Эль-Альто, находится на дне огромного кратера. Покуда такси снижается по извилистому серпантину, из окон открываются вот такие виды.
Кстати, раз уж зашла речь про такое уникальное положение Ла-Паса, расскажу о том, какую интересную систему общественного транспорта построили здесь спустя три года после нашей поездки. Какая основная транспортная проблема в боливийской столице? Конечно же — как быстро доставлять людей из Ла-Паса, что на дне котловины, в Эль-Альто, что наверху. Метро на таком рельефе не построишь. И тогда городские власти решили вместо обычного метро построить воздушное метро — канатную дорогу! На данный момент запущены три линии — красная, желтая и зеленая. На них работают 10 станций. Еще семь линий строятся или проектируются. Фото найдено в Интернете.
Называется система — Mi Teleférico, что значит - "моя канатная дорога". Выглядит она вот так. Фото найдено в Интернете.
Хотя, конечно, не знаю, насколько это выгодно — возить старомодных бабушек в шляпах-котелках в таких современных и, наверняка, отнюдь не дешевых кабинках. Много ли народу вот так перевезешь? Какова будет себестоимость поездки? Фото найдено в Интернете.
Мы же, приехав в Ла-Пас, поселились в The Adventure Brew Hostel, атмосферной международной общаге, номера в которой стоили сущие копейки. Здесь нам с Андреем Андреичем предстояло зависнуть на две ночи, а вот Сергей Сергеич назавтра должен был нас покинуть, т. к. фактический статус столицы Боливии, что носил Ла-Пас, его не удовлетворил, и он хотел посетить также и конституционную столицу — белокаменный город Сукре.
Но поскольку наш номер стоил настолько дешево, всего 10 долларов с человека, то мы не стали его менять, а просто решили поделить долю Сергея Сергеича пополам. К тому же, как мы надеялись, к нам переходила и его ежедневная кружка пива, что бесплатно полагалась каждому жильцу:)
А первым делом мы решили выяснить, во сколько нам обойдется тур на велосипедах по Дороге Смерти, если заказывать его в нашей общаге. Тут конечно образовалась некоторая неувязочка. Вот, казалось бы, общага позиционировала себя как очень бюджетное место, но, с другой стороны, договор на продажу этих туров она имела с самой пафосной фирмой, цены у которой превышали 100 долларов с человека. Такие траты мы себе позволить не могли, ведь по рассказам в Интернете такие туры должны были стоить всего 40–60 долларов. В итоге нас честно отослали на сувенирную улицу Сагарнага, где обещали быть турфирмы уже со вполне нормальными ценами.
Ну ладно, мы отдохнули после приезда, и пошли осматривать город. Надо сказать, что с погодой в этот день конкретно не повезло — дождь лил как из ведра. Фотоаппарат большую часть времени приходилось прятать в рюкзаке.
Самое красивое место в Ла-Пасе — это площадь Мурильо с красиво отреставрированным зданием Парламента и собором, носящим то же имя, что и город — Нуэстра-Сеньора-де-ла-Пас. Да, полное имя Ла-Паса именно такое, в Латинской Америке так сильно почитают Богоматерь, что многие города названы в ее честь.
На млощади Мурильо. Собор Нуэстра-Сеньора-де-ла-Пас
На млощади Мурильо. Парламент Боливии
Часовые у входа в Palacio Quemado, резиденцию правительства
Вторая центральная площадь в городе — площадь у собора Сан-Франциско. Отсюда как раз и отходит улица Сагарнага, где сосредоточено большинство сувенирных лавок. Здесь мы зашли в первую попавшуюся турфирму и всего за 37 долларов взяли велосипедный тур. Ура! Завтра мы едем по той самой знаменитой Дороге Смерти!
Вообще Ла-Пас запомнился невероятно оживленной уличной жизнью. Народу на улицах просто толпы и повсюду чем-то торгуют. Прямо на улицах стоят целые ряды бабушек с макашницами и продают всякую еду. И с заходом солнца торговля не затихает!
Еще очень колоритное зрелище представляют остановки маршруток. Микроавтобус подъезжает, дверь его открыта, и высовывающийся оттуда зазывала громко скороговоркой кричит название населенного пункта, куда едет маршрутка. А поскольку маршруток подъезжает сразу несколько, то зазывалы пытаются перекричать друг друга.
Под конец мы купили в алкомагазине по коктейлю «Куба Либре» и пошли домой. Вот интересно, вроде бы напиток с названием «Свободная Куба» должен быть патриотичным и антиамериканским, а вместе с тем два его основных ингредиента — это ром и… Кока-Кола! Как-то не совсем понятно:)
Центральная улица — Авенида Монтес, переходящая в Перес Веласко
Центральная улица — Авенида Перес Веласко
Центральная улица — Авенида Перес Веласко и собор Сан-Франсиско
У боливийцев постоянно происходят какие-то карнавалы
Дом Демократии. Неважно в Боливии как-то с демократией:)
Могли бы ради демократии и подкрасить:)
Ла-Пас, как известно, находится на дне огромного кратера. Впрочем, стены кратера тоже все утыканы домами.
Уличная торговля в Ла-Пасе
Уличная торговля в Ла-Пасе
А вот это чем они торгуют?
По возвращении из города на верхнем этаже общаги нас ждал вкусный обед и по бесплатной кружке пива. А потом началась культурная программа. Поскольку бэкпакеры — люди образованные, то и программа была соответсвующая. Ведущая-англичанка объявила, что сейчас у нас будет викторина, и кто хочет, может записаться для участия. Ну мы с Сергеем Сергеичем тоже решили попытать счастья.
Из общей массы вопросов правильно ответить нам удалось где-то на одну треть. Остальные вопросы мы либо не поняли из-за недостаточного уровня английского, либо были не в курсе жизни в англоязычных странах, либо просто не знали. Ну вот, к примеру, вопрос — «Как называется тот пик, что возвышается вон там над городом?» Откуда нам это знать, если мы только приехали? Пожил бы я тут денек-другой, то обязательно узнал бы, что это гора Иллимани. А так увы:(
Южная Америка. День 14-й. В Ла-Пасе — ВИДЕО