Это был наш первый ночлег на Альтиплано. И утром я проснулся от того, что у меня ныл затылок. Не знаю, что было тому причиной, неудобная кровать или начавшаяся горная болезнь, трудно сказать. Наверно все же второе. У Сергея Сергеича же, самого младшего из всех, голова болела всю ночь настолько сильно, что, по его словам, ему пришлось срочно глотать какие-то таблетки. А вот у самого старшего из участников экспедиции, Андрея Андреича, как будто в подтверждение теории о том, что чем ты старше, тем менее подвержен горной болезни, не болело вообще ничего.
Однако вставать все же надо было, сегодня нас ждал однодневный тур по Саляру-Де-Уюни.
Несколько слов о том, почему однодневный. Да, обычно туристы, приезжающие в Уюни, берут 3- или 4-дневные туры и едут не только к Саляру, но и в горные национальные парки, к лагунам, вулканам и фламинго. Где заезжают на высоту около 5000 метров, а ночуют на 4400 метрах. Был запланирован такой тур и у нас. Однако в дальнейшем из-за неожиданной отмены рейса «Аэросура» из Куско в Ла-Пас весь маршрут пришлось резко менять, и в результате вышло так, что при трехдневном туре мы бы просто не успели добраться до Мачу-Пикчу. Так что, как ни обидно, от самых красивых мест пришлось отказаться.
К туру мы готовились так. Где-то за месяц до поездки разослали в несколько местных турфирм запросы. От нескольких получили ответы. Тур было решено брать у одной из этих турфирм, но поскольку онлайновых заказов не было ни у кого, никаких авансовых платежей мы не делали.
А тут надо заметить, что январь—февраль считаются в здешних местах сезоном дождей, так что большинство турфирм отвечало нам в том духе, что мы конечно сделаем все возможное, но вряд ли вам удастся попасть на Саляр в это время, потому как идут дожди и машинам будет не проехать. Да, вот тут-то мы поняли, что довольно опрометчиво поддались на уговоры Люфтганзы по поводу дешевых билетиков… Хотя, с другой стороны, а какое Люфтганзе дело до Боливии-то? Они же билеты в Буэнос-Айрес продавали, а там погода была замечательная:)
Гостиница наша была в нескольких кварталах от центра, так что пока шли, полюбовались на городские красоты. Город Уюни в Боливии был известен как город железнодорожников и шахтеров, поэтому на улицах то тут, то там стояли соответствующие памятники. Правда с некоторых пор месторождения, с которых возили грузы, истощились, и местная промышленность пришла в упадок. Так что теперь остались одни туристы. Однако несмотря на это, население городка составляет, по данным Википедии, 21 тысячу человек. Не так мало для такой пустынной местности.
Наш отель
Еще один отель поблизости. Над испанским языком хохотали всю поездку. Составили целую коллекцию нецензурных выражений:)
Старинный паровоз. Или трактор? Хотя аббревиатура ENFE - Empresa Nacional de Ferrocarriles (национальное предприятие железных дорог) - скорее говорит в пользу первого.
Персональный рельсовый транспорт :)
Памятник железнодорожнику
На улицах Уюни. Такие экспонаты тут повсюду
На улицах Уюни после дождя. Ливневая канализация отсутствует
А вот турфирму, с которой у нас была договоренность о туре, мы так и не нашли. Пришлось ходить по офисам и выспрашивать, кто что может предложить. В одной фирме нас обещали записать на экскурсию всего за 100 боливиано, правда тоже предупредили, что на сам Саляр будет не заехать из-за воды. Ну, мы конечно погрустили, а пока еще было время, продолжили осмотр городка.
Пока гуляли, набрели на автовокзал, и всего за 80 боливиано купили билеты на ночной автобус до Ла-Паса. Поездка будет мегаэпичной, этому будет посвящен отдельный рассказ:)
Нет, поедем не на крыше;)
Но вон тот товарищ будет нас хранить;)
Ливневая канализация отсутствует, поэтому воду после дождя приходится гонять швабрами
Вот только если нет канализации, куда эту воду загонишь, только ждать, пока она впитается в щели между камнями или на солнце испарится.
В центре Уюни после дождя
Чуть подальше от центра весь город под водой
Торговые ряды. И здесь тоже приходится гонять воду швабрами
Детей в Южной Америке носят за спиной в мешках
Очередная группа готовится отправиться на Саляр
Ближе к окраине Уюни выглядит вот так
Перед тем, как ехать на Саляр, всех туристов сначала везут на находящееся в нескольких километрах от Уюни кладбище паровозов.
Железные дороги в Боливии начали строить англичане в конце 19-го века. Использовались они в основном для вывоза добываемых полезных ископаемых. В Уюни тогда была большая узловая станция, и город был городом железнодорожников. Однако в 1940-х годах горнодобывающая промышленность Боливии пришла в упадок и возить стало нечего. И теперь о тех временах напоминают лишь тематические памятники на центральных улицах Уюни. Оставшиеся же паровозы и вагоны были отбуксированы за город, где и ржавеют в ожидании того, пока власти организуют на их базе музей.
Вот удивительно, да? Никаких гор нигде не видно, чистая равнина, но при этом высота над уровнем моря — 3600 метров! Где еще в мире такое можно увидеть?
Кладбище паровозов в Уюни
Кладбище паровозов в Уюни
Все паровозы облеплены народом
В этой ржавой развалине, вросшей в землю, знатоки распознали паровоз системы Гаррата
В интернете можно прочитать, что на каком-то из паровозов кто-то вроде Темы Лебедева нарисовал известное слово из трех букв. Мы вроде бы обошли все железяки, но слова на обнаружили.
Что еще поразило в этом месте. Стоит немного отойти от паровозов, как видишь, что вся степь, насколько хватает глаз, завалена мусором. И в мусоре копошатся свиньи!
Перед поездкой на Саляр — последний заезд в сувенирный магазин в деревне на окраине Уюни
Местный автопарк помнит еще наверно Че Гевару:)
А то и саму Эвиту Перон:)