Про боливийскую Дорогу Смерти я прочитал в Интернете еще за несколько лет до поездки. Очень хотелось побывать там, но Боливия была так далеко, что тогда я об этом как-то и не задумывался. Но тут неожиданно случилась вся эта поездка в Южную Америку и… а почему бы и нет?
Хотя изначально, конечно, этой дороги у нас в планах не было. Хватало других, более интересных вещей. Но потом вдруг у авиакомпании «Аэросур» случилась отмена рейса, в результате чего весь уже сверстанный план путешествия пришлось перекраивать заново. Выходило, что в Ла-Пасе у нас образовался лишний день, который надо было на что-то потратить. Ну, тут у нас других вариантов не было — конечно же Дорога Смерти!
Тур обошелся нам в 37 долларов с человека, купили мы его накануне в первой попавшейся турфирме на улице Сагарнага в Ла-Пасе. Нам сказали, что надо быть в 7 часов утра в офисе организаторов. Это было 28 февраля, последний день зимы по эстонскому времени, и последний день лета — по южноамериканскому.
Итак, с утра мы были на месте. Для начала нас накормили завтраком, а потом выдали спортивное снаряжение. Оснастились серьезно — спортивный костюм, шлем, перчатки, а также наколенники и налокотники. Ага, если что, падать будет не так больно :)
Потом расселись по микроавтобусам и поехали. Велосипеды были уже на крыше. Некоторое время мы кружили по узким улочкам Ла-Паса, а потом дорога пошла вверх. На этот раз мы поехали не через Эль-Альто, а через какой-то другой пригород. Дорога вела все вверх и вверх, пока мы наконец не добрались до самой высокой точки маршрута — перевала Ла-Кумбре. Высота — 4650 метров.
Здесь мы остановились, и гиды раздали нам велосипеды. Вещи велели оставить в автобусах. Особо оговорили, чтобы не было фотоаппаратов и видеокамер. Ну разве что маленькая мыльница — это ОК. «У нас велосипедный тур, а не фототур». Мне это как-то не понравилось. Я поначалу хотел повесить свой «Никон» на шею и спрятать под курткой, но закончилось это тем, что у куртки разошлась молния. Вот гадство… Пришлось ограничиться резервной «мыльницей», купленной перед поездкой специально для таких случаев.
Андрей Андреич тоже решил заныкать видеокамеру, но поскольку он не удержался и стал снимать ею прямо здесь, то сразу вызвал этим недовольство гидов. Они чуть было не сняли его с пробега, но ему как-то удалось уломать их, обещав не снимать на ходу. Но гиды наверно не зря беспокоятся, наверняка уже были случаи, когда люди вытаскивали фотоаппараты, отвлекались от дороги и улетали в пропасть :)
Дорога смерти несколько лет назад. Найдено в сети
Итак, Северная Дорога Лас-Юнгас, та самая «дорога смерти» из Ла-Паса в Коройко, фотографии которой в свое время «взорвали Интернет» ;) Еще несколько лет назад это была единственная дорога, связывавшая столицу Боливии с ее низменными районами в тропической сельве. Грузовики и автобусы ездили по узкой грунтовке, постоянно размываемой дождями и оползнями. Как они там разъезжались — на это было страшно смотреть даже на фотографиях. Каждый год на дороге случалось множество аварий, машины падали в пропасть и гибли люди. Наконец к 2006-му году была запущена новая, асфальтированная дорога, проложенная в обход самого опасного участка. И теперь, когда весь транспорт пошел по новой дороге, по «дороге смерти» ездят только туристы.
На такие фотографии было даже смотреть страшно. Найдено в сети
Еще на YouTube есть хорошее видео про эту дорогу
Дорога Смерти N Yungas из La Paz в Coroico - карта Google Maps
Еще несколько интересных фактов о дороге Лас-Юнгас -
— Построили ее в 1930-х годах во время Чакской войны силами парагвайских военнопленных;
— Всего за 64 км от Ла-Паса до Коройко дорога спускается с высоты в 4650 метров до высоты в 1200 метров, при этом путешественник переносится из прохладного климата Альтиплано в жаркий климат тропического леса;
— В отдельных местах глубина пропасти рядом с дорогой достигает 600 метров;
— В отличие от остальной Боливии, на Дороге Смерти движение левостороннее — это сделано для того, чтобы водитель лучше чувствовал дорогу и мог, разъезжаясь со встречными, видеть свое колесо;
— 24 июля 1983 года здесь сорвался в пропасть автобус, погибло более 100 человек;
Вот по такой страшной дороге нам и предстояло проехать. Начинаем с высоты 4650 метров. Вот в эту долину нам сейчас предстоит спуститься.
Наконец гиды дали старт, и мы покатились вниз. Дорога поначалу идет очень хорошая, но вместе с тем приходится ехать вместе со всем транспортом — разделение произойдет позже. Что здесь тяжелее всего, так это стужа. На высоте свыше 4000 метров настолько холодно, что руки ужасно мерзнут даже в перчатках.
Но вот через несколько километров первый привал. Дальше дорога идет в гору и, чтобы облегчить нам жизнь, нас вместе с велосипедами дальше повезли на автобусах.
Через несколько километров снова продолжаем своим ходом. И скоро подъезжаем к развилке. Здесь асфальтовая дорога уходит влево, а справа начинается собственно Дорога Смерти. Гид остановил всех и провел последний инструктаж. В числе прочего нам объяснили, что дальше ехать надо по левой стороне дороги, такие здесь правила. И если навстречу попадется машина, разъезжаться с ней тоже надо слева. И действительно, представьте, что вы едете по узкой горной дороге на машине. Слева пропасть, руль тоже слева, с какой стороны ехать безопасней? Конечно же, тоже слева. Вот только рефлексы все равно не переделаешь так быстро, поэтому большинство все равно продолжает ехать по правой стороне, благо встречных машин здесь все равно нет:)
Двинулись в сторону Дороги Смерти
А вобщем-то все оказалось далеко не так ужасно, как ожидали. Это может на грузовике, разъезжаясь с автобусом, здесь будет страшно, а на велосипеде, да на пустой дороге ничего страшного нет. И вот уже впереди у нас открывается тот самый классический вид — дорога на большой высоте огибает покрытую лесом гору.
Условия для съемки не самые хорошие
Вот она какая — Дорога Смерти
А вот дальше… дальше…
… и тут мы уткнулись в неожиданное препятствие. Впереди на дороге показался обвал. Вот так просто часть склона обвалилась и похоронила под собой всю проезжую часть! У обвала стояли разочарованные мотоциклисты — им было никак не проехать :(
Велосипеды брошены, впереди обвал. Что делать дальше?
Наши автобусы дальше не пройдут
Прикольная маленькая японка
Эта мелкая японка мало того, что курила, так еще и оказалась вся в наколках. А кроме того, у нее на плече можно было разглядеть шрам в виде фашистской свастики. Такое ощущение, что сначала по дури сделала себе, а потом стала путешествовать и поняла, что с такой татуировкой на людях появляться как-то неприлично :)
(Мне тут подсказывают, что свастика может быть буддистским символом. Да, может. Но я эту японку видел вблизи, она на рьяную буддистку мало похожа. Вот на мотоцикле в фашистской каске — в это я вполне готов поверить :))
В этот момент больше всего мы боялись того, что организаторы решат перестраховаться и отменят весь наш тур. Где-нибудь в Европе наверно так бы и сделали. Но здесь была Южная Америка, и мужики здесь не менее суровы, чем в Челябинске :) Нам объявили, что поскольку сопровождавшие нас автобусы проехать не могут, то дальше мы поедем одни, а они встретят нас с той стороны. А обвал… а что обвал… Берете велосипеды в руки — и вперед!
Преодолеваем обвал на «дороге смерти» - ВИДЕО
Это был самый крутой момент всего тура. Чувствуя себя дикими экстремалами, мы перелезли через груду камней и поехали дальше. Ура, мы едем по «дороге смерти», а еще никто не умер! :)
А погода здесь меняется очень часто. Когда мы выезжали из Ла-Паса, светило солнце, а вот стоило углубиться в горы, как спустился туман, и вокруг стало совершенно ничего не видно. В отдельные моменты мы ехали вдоль пропасти и видели только близлежащие кусты!
А еще здесь повсюду с гор течет вода, повсюду можно видеть очень красивые водопады и водопадики. Некоторые из них изливают свою воду прямо на дорогу, так что приходилось проезжать прямо под ними, стараясь разогнаться побыстрее, чтобы не намокнуть слишком сильно.
И чем ниже мы спускались, тем сырее становилось вокруг. Вода была и снизу, и лилась сверху, так что очень быстро все промокли. И тут я отметил, что очень хорошо, что мне не дали взять большой фотоаппарат — снимать приходилось прямо под дождем, так что мой маленький «Кэнон» уже весь намок.
Вот что больше всего напрягало во время тура, так это то, что стоит тебе остановиться и вытащить фотоаппарат, как сзади появлялся гид и подгонял -
-It’s a bike tour, not a photo tour!
Так и хотелось ему ответить — Yes, it’s a bike tour, but not an olympic race!
Под конец я конечно уже наловчился выбирать такую позицию, чтобы позади меня все время ехало еще несколько человек. Поскольку один из гидов ехал последним, подгоняя отставших, я успевал сделать нужные кадры, не сталкиваясь с ним :)
Вообще, надо сказать, я, как опытный велосипедист, старался ехать осторожно. Дорога все время шла под гору, и я постоянно подтормаживал, чтобы не разгоняться слишком сильно. Вот честно, я не понимаю тех, кто несется по такой дороге сломя голову. А если колесо налетит на камень? А если руль не удержишь и навернешься? И хорошо, если просто на землю, а если в скалу или, еще хуже, в пропасть? Ну и зачем нужны все эти гонки?
Так что, скатываясь вниз таким образом, да еще и то и дело останавливаясь, чтобы сделать очередное фото, я постепенно отставал от лидирующей группы. Но вот зато стоило только дороге в какой-то момент пойти вверх, как годы тренировок сразу дали о себе знать. Народ тут же начинал выдыхаться, и я их быстро настигал :)
Но вот наконец самый длинный участок закончен. Все останавливаются на площадке у придорожной харчевни. Здесь нас ждет легкий перекус. Но мы все еще на довольно большой высоте. И вокруг такая красота!
Вон там мы скоро тоже проедем
Вон там мы скоро тоже проедем
К этому времени мы уже покинули зону дождей, и насквозь промокшая одежда уже успела высохнуть. Но еще не все трудности были позади! Впереди у нас внизу показалась вытянутая петля дороги, которая в самой нижней своей точке пересекала довольно глубокий ручей. Гид объяснил, что мы будем стартовать по очереди, чтобы не создавать у ручья толпу. Нам надо разогнаться и попытаться перескочить его, не замочив ног.
Вон там в конце — глубокий ручей. Спускаемся по одному!
Ага, легко сказать — не замочив ног. Особенно когда ехать приходится по камням, а велосипед сразу проваливается в воду по ступицы колес, если не глубже. Вобщем, я, как и все, встрял в этом ручье, и выбираться из него пришлось уже ногами. Но зато потом, встав на том берегу, я стал снимать, как будут переезжать другие. Проскочить не смог почти никто! Было очень весело! :)
Преодолеваем водную преграду - ВИДЕО
Вот и наши автобусы, что ехали в обход
Избавляемся от снаряжения
Бьенвенидос — привет участникам :)
Южная Америка. День 15. Дорога Смерти. ВИДЕО