Вообще ни на какую Амазонку мы поначалу ехать не собирались. Но уже когда маршрут по семи странам Южной Америки был сформирован, Андрей Андреич разочарованно вздохнул - очень жаль, говорит, что мы не попадаем на Амазонку. Собственно, что жаль, это я и сам понимал. Южная Америка — это настолько далекий и загадочный материк, что другого шанса, чтобы там побывать, может больше и не представиться, а потому хотелось увидеть как можно больше за один раз. В итоге, пожертвовав одним днем в Рио и еще одним, который предполагалось потратить на дорогу до Сан-Паулу, я сформировал еще один весьма дерзкий сегмент путешествия — сначала из Рио до столицы страны Бразилиа, потом оттуда — до Манауса, а из Манауса — уже в Сан-Паулу, откуда у нас был обратный вылет. На этом этапе сломался даже несгибаемый по части посещения новых мест Сергей Сергеич, заявивший, что у него нет столько лишних денег, чтобы лететь черт знает куда на один день, и лучше он останется и умрет в фавелах Рио. Пришлось лететь вдвоем.
Вот так мы и оказались на борту самолета авиакомпании GOL, летящего из Бразилиа в Манаус. И при этом у меня в голове постоянно крутились слова песенки, которые я и вынес в заголовок рассказа :)
Полет продолжался на час дольше, чем я рассчитывал, после приземления оказалось, что здесь действует другое поясное время, не такое, как в Рио. Было уже за полночь, так что выяснять, ходят ли автобусы, мы не стали, сразу взяли такси по фиксированной цене — 56 реалов. Отель Palace Manaus у нас был забронирован в самом центре Манауса, прямо на площади, где стоит местный «катедраль метрополитана». Что интересно, найти этот отель удалось только на сайте Hotels.com, на Букинге ничего за вменяемую цену уже не было, либо предлагалось что-то на окраинах. Отельчик средней паршивости конечно, но зато расположение отличное, и недорого. Да и нам здесь только переночевать, а сразу с утра бежать на экскурсию, смотреть «слияние мутных вод» :)
В Манаусе я заранее заказал стандартную экскурсию у местной турфирмы. Искать что-то на месте было некогда, учитывая наш крайне напряженный график. Название фирмы искать уже лень, помню только, что директора звали Леонардо.
Основной сложностью при поиске было найти такую экскурсию, которая не только возит по Амазонке, но и предлагает рыбалку на пираний, и все это за один день. Леонардо все это вроде предлагал. Я оплатил ему всю сумму через PayPal за несколько дней до приезда, и в назначенное время за нами в отель заехал микроавтобус, чтобы отвезти в порт, который оказался довольно далеко от центра, где мы жили.
Заправки здесь организованы прямо на воде. Прямо как в деревне на сваях в Брунее:)
Отъезжаем от пристани. Мужик, машущий рукой, это походу как раз директор турфирмы :)
А это грузовой порт. Тут мне сразу вспомнился не то школьный курс географии, не то книга "По материкам и странам", читанная в детстве, где говорилось, что Амазонка судоходна до самого Манауса. А ведь до океана отсюда знаете сколько? 1500 км! Можете себе представить, чтобы морские суда так далеко вглубь материка забирались?
Стандартная экскурсия по Амазонке в Манаусе состоит из нескольких этапов. Но для начала надо напомнить, что сам Манаус стоит вобщем-то вовсе не на самой Амазонке, а на одном из ее крупных притоков — Риу-Негру.
Дальше нужно рассказать о том, что понятие «Амазонка» оно во всех странах разное. К примеру, русские географы считают Амазонкой ту реку, что образуется на территории Перу после слияния двух других рек — Укаяли и Мараньон. Бразильцы эту реку Амазонкой не считают и называют Солимоеш. В районе Манауса, согласно бразильцам, с этой самой Солимоеш сливается река Риу-Негру, и дальше получившаяся большая река и называется Амазонкой. Согласно же русско-перуанской версии Риу-Негру является лишь самым крупным из притоков Амазонки.
Так что вот первым этапом экскурсии как раз будет то, что вас повезут смотреть на слияние Солимоеш и Риу-Негру. Прикол тут в том, что вода в Солимоеш-Амазонке мутная и оттого светло-бежевая, а в Риу-Негру она темная (отсюда и название). После слияния двух рек с такой разной консистенцией вода в общем русле очень долго не хочет смешиваться, и на протяжении многих километров граница между двумя потоками хорошо видна.
Вот у этой границы кораблик с туристами и делает первую остановку. При этом к кораблику тут же причаливают лодки, и местные дети начинают предлагать туристам сфотографироваться то с ленивцем, то с маленьким крокодильчиком. Разумеется, не забесплатно.
Потом нам повезли типа в джунгли. Кораблик причалил к пристани, все вылезли и по деревянным мосткам пошли вглубь леса.
Идем по мосткам вглубь леса
Мостки выводят на болотистое озеро, где на поверхности плавают огромные кувшинки — Victoria Amazonica.
Иногда они вырастают до такого размера, что на них может стоять человек.
А вообще здесь тихо и спокойно, и очень напоминает прогулки по эстонским болотам :)
А на выходе на местном сувенирном рынке мы купили себе по шляпе с символикой Амазонии. Хорошая была шляпа, но увы, на следующий год, путешествуя по Шри-Ланке, я ее где-то потерял :(
Последним пунктом программы у нас был заезд в амазонский лодж. Дело в том, что большинство туристов на Амазонку едет не на один день, как мы, а на несколько. Живут они при этом в т.н. «лоджах», хижинах без электричества, что располагаются рядом с пристанью. Ехавшие с нами японцы как раз и собирались здесь остаться, для чего у них с собой была взята собственная антимоскитная сетка. Мы же в этом лодже должны были только пообедать, а Андрей Андреич еще и половить пираний ;)
На месте оказалось, что лодж оккупирован нашими соотечественниками из России. Они жили здесь уже несколько дней и рассказали нам, чем их тут развлекали. В один день они ездили смотреть деревню, в которой живут местные индейцы, а на другой день их возили ловить пираний.
После вкусного обеда местный гид-распорядитель, живший в лодже вместе с туристами, предложил Андрею Андреичу половить рыбу прямо с причала, с которого наши русские друзья только что купались. Его такой формальный подход конечно возмутил, но делать нечего, пришлось взять удочку, насадить на крючок кусок мяса и пытаться что-то поймать. Понятно, что если здесь запросто купаются, то никаких пираний здесь ему поймать не светило. Но Андреий Андреич оказался тоже не лыком шит — уже через несколько минут ловли он вдруг издал радостный крик, и у него на крючке затрепыхалась какая-то рыбешка. По виду даже была похожа на пиранью, правда не с такими страшными зубами. Я потом по фотографии произвел ее опознание среди специалистов, это оказался метиннис из подсемейства пираньевых! Так что, можно сказать, в ловле пираний мы все же поучаствовали :)
Строящийся автомобильный мост через Риу-Негру вблизи Манауса
А потом нас на том же кораблике отвезли обратно в Манаус. При этом мы еще раз проехали под огромным строящимся мостом через Риу-Негру.
Кстати, посмотрел на карту. Мост этот будет связывать Манаус с городом Novo Airão, что находится на стрелке между Риу-Негру и Солимоеш. Дорога туда - тупиковая.
А пока мост еще не открыт, машины едут на паромах, вот примерно на таких.
Если же кто-то вздумает ехать из центральной Бразилии на север, в Боа-Вишту, то паром отправляется с берега Солимоеш, проходит через "слияние мутных вод" и высаживает транспорт в Манаусе, откуда уже можно ехать дальше. Лучше бы там мост построили :)
Да, интересно было бы на машине по Бразилии покататься, но пока разве что виртуально. Вот, едем по мосту Риу-Негру :)
А в заключении по поводу экскурсии хочется сказать следующее. Не верьте, когда вам в составе однодневной экскурсии предлагают ловлю пираний. На деле все наверняка получится так же, как и у нас. Ловля пираний это все же достаточно серьезное мероприятие, тем более что надо знать места, где их ловить. Вряд ли организаторы смогут уместить все это в рамках однодневного тура. Чтобы действительно половить пираний, надо ехать на Амазонку на несколько дней, как та компания из России, что мы встретили.
Нас же высадили в порту Манауса и дальше мы пошли гулять уже пешком.
Как-то под конец экспедиции фотографировать стало совсем лень, поэтому кроме самой главной достопримечательности ничего и не заснял. Относительно центральной площади наш отель и театр Амазонас расположены вот так -
Театр Амазонас — самое красивое здание в Манаусе. Построен он был в 1896 году на волне каучукового бума, когда местные плантаторы разбогатели настолько, что стали приглашать к себе оперных звезд из Европы. Поскольку местное производство в Бразилии отсутствовало, все материалы для строительства завозили тоже из Европы: железо было доставлено из Англии, медь — из Бельгии, мрамор и хрусталь закупили в Италии, черепицу для купола, полированное дерево и бронзовые детали — во Франции, а металлический каркас был изготовлен в Шотландии. Единственным бразильским материалом стала местная амазонская древесина, но и ее сначала отправляли в Европу, а затем импортировали в Бразилию в виде уже обработанной мебели или паркета.
Однако вскоре англичане смогли наладить производство каучуконосной гевеи в своих тропических колониях и бразильские плантаторы стали разоряться. Следом пришел в упадок и театр в Манаусе. Здание постепенно разрушалось, а его территория зарастала лианами.
От полного забвения знаменитый театр спас снятый в 1982 году фильм Вернера Херцога «Фицкарральдо». Там главный герой пытается построить театр в перуанском Икитосе, но в конце, отчаявшись собрать на это денег, плывет на весельной лодке в Манаус, чтобы послушать оперу хотя бы там.
И вот в 1990 году театр отреставрировали, и сейчас в нем снова выступают артисты. Забавный факт — Википедия утверждает, что большую часть труппы составляют, кто бы вы думали? Белорусы!
По поводу белорусов в театре вот что мне написал в комментариях один из моих читателей -
Легко расскажу откуда там беларусы :) Есть у нас (точнее, увы, покинул недавно наш мир), выдающийся режиссер балета Сергей Кортес, выросший в Аргентине в семье эмигрантов из России. В 50-х годах он вернулся в Союз и стал жить и творить в Минске. По его инициативе Беларуский театр оперы и балета в числе первых из СССР выезжал на гастроли в Ю.Америку и в частности в Манаус. Потом связи с Манаусом продолжились и даже крепли. Кто-то из беларусов начал работать там на какой-то постоянной основе.
А на площади перед театром стоит вот такой памятник. Воздвигли его здесь в 1900 году, и посвящен он был открытию бразильских портов для кораблей из разных стран, а не только португальских, как было до этого. Четыре корабля на постаменте символизируют четыре части света — Америку, Европу, Африку и Австралазию. Да, такие вот географические новости :)
Событие, в честь которого поставлен памятник, произошло в 1808 году. В то время Португалией и ее заморской колонией Бразилией правил регент Жуан VI. Когда на Испанию и Португалию напал Наполеон, регент бежал из страны в Бразилию. И, поскольку в Португалии шла война, для улучшения собираемости налогов и ускорения экономического роста в своих владениях он издал указ, по которому Бразилия открывалась для мировой торговли. Этим сразу воспользовались союзные португальцам англичане, но и Бразилия тоже извлекла из этого пользу, заметно упрочив свою торговлю. А уже в 1825 году она стала независимым государством под управлением сына Жуана VI — императора Педру I Бразильского.
Забавно — полное имя первого бразильского императора Педру I было — Педру ди Алкантара Франсишку Антониу Жуан Карлуш Шавьер де Паула Мигел Рафаэл Жоаким Жозе Гонзага Пашкуал Киприану Серафим де Браганса и Бурбон, а его сына Педру II — Педру ди Алкантара Жуан Карлуш Леополду Салвадор Бибиану Франсишку Шавьер ди Паула Леокадиу Мигел Габриэл Рафаэл Гонзага ди Браганса и Аустрия. Убиться можно:)
Да, и оцените всю важность фигуры Наполеона для всей мировой истории — именно наполеоновские войны привели в итоге к независимости всех стран Южной Америки, включая Бразилию.
А еще на этой же площади, носящей имя Св. Себастьяна, стоит одноименная католическая церковь. Построена она была в 1888 году, за несколько лет до знаменитого театра. Интересный факт — знаете, почему у многих церквей в Бразилии вот такая несимметричная конструкция с одной башней? На этот счет в Манаусе ходит легенда — якобы материал для второй башни вез корабль из Европы, но он попал в шторм и затонул. Но в действительности дело там было в другом — в XIX веке в Бразилии за две башни надо было платить больше налогов, вот местный приход и решил сэкономить таким образом — обойтись всего одной башней. Как там на канале TravelChannel — «теперь вы знаете» :)
А потом мы стали искать, откуда в Манаусе идет автобус в аэропорт, потому как платить еще раз 56 реалов не хотелось. Автостанция в городе нашлась с южной стороны площади, на которой мы жили. Представляет она собой раздвоенный кусок улицы, к которому беспрерывно подъезжают самые разные автобусы. Который из них едет в аэропорт — поначалу понять было невозможно. Я пошел обшаривать все таблички с указанием рейсов и после довольно долгих поисков нашел нужный, где был нарисован самолетик. Вот так сейчас автобусный терминал выглядит на Google Street View - Собянина с бульдозером на них не хватает :)
Теперь можно было идти за вещами. Мы пошли обратно в отель, но, что удивительно, никак не могли его найти! Нас-то с утра увезли оттуда в порт на автобусе! Мы несколько раз прошли вдоль всей улицы, у нас был адрес, мы пытались сличать номера домов, но нужный все никак не попадался! Раза с третьего или пятого только поняли, что отель был ну прямо на центральной площади! Вот он - номер дома 593. А у соседней двери - уже 603. Нумерация как в Италии - каждая дверь считается отдельным номером дома - и в этом есть некий смысл :)
А вот самолет наш из Манауса в Сан-Паулу вылетал аж в 4 часа утра. Всю ночь пришлось тусоваться на лавочках в аэропорту. От скуки попробовали в местном баре кашасу — гуано редкостное. Недаром в переводе с португальского оно именно это слово якобы и означает :)
Что характерно, предыдущая ночь в Манаусе была нашей последней нормальной ночевкой за поездку, теперь уже до самой Нарвы нам предстояло спать то в аэропортах, то в самолетах, то в автобусах, то на паромах.
Южная Америка, 22-й день путешествия. ВИДЕО
А лететь из Манауса до Сан-Паулу далеко и долго — часа четыре. Памятуя об этом, я перед взлетом хорошо принял. Последнее, что помню, это как мы взлетали. Самолет слегка покачивало, но мне на это было уже наплевать :) Учитывая, что мы всю ночь не спали, я сразу же провалился в сон.
А проснулся оттого, что стюардесса тормошила меня, предлагая позавтракать. Мы уже подлетали к Сан-Паулу. Эх, всегда бы так летать! Заснул — и не надо нервничать и вздрагивать от каждого постороннего звука. Вскоре мы сели в аэропорту Гаурульос, в самом большом португалоязычном городе мира.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Бомжеград Сан-Паулу
Все рассказы про Южную Америку —
День 1. Из Вантыы в Эзейзу
День 2. Каса Росада, Обелиск и аргентинское танго
День 3. По Буэнос-Айресу на двухэтажном автобусе
День 4. Летим в Уругвай
День 5. Фуникулеры Вальпараисо и пляжи Винья-дель-Мар
День 6. Сантьяго-де-Чили и пустыня Атакама
День 7. Сальта и Хухуй || Пурмамарка и Тилькара
День 8. Боливийская бабушка как двигатель торговли || Город Вильясон || На поезде в Уюни
День 9. Уюни — город железнодорожников || Саляр-де-Уюни — это просто фантастика
День 10. Боливийский дорожный трэш
День 11. Перуанская граница и озеро Титикака || Пуно и герои Тихоокеанской войны || Прекрасная Хулиака
День 12. Радужный Куско — древняя столица инков || Ольянтайтамбо — как мы не доехали до Мачу-Пикчу
День 13. Мачу-Пикчу — мы все-таки до него добрались!
День 14. Ла-Пас — самая высокогорная столица в мире
День 15. Эль-Камино-де-ла-Муэрте — велотур по Дороге Смерти || Возвращение в Ла-Пас
День 16. Санта-Крус-де-ла-Сьерра и Антонио Хосе Сукре
День 17. Нуэстра Сеньора и военный флот Парагвая
День 18. Водопады Игуасу — чудо света на границе Бразилии и Аргентины
День 19. Рио-де-Жанейро — за пять лет до Олимпиады
День 20. Карнавал в Рио — Христос, Сахарная Голова и Самбодром
День 21. Бразилиа — город, который построили Жуселину Кубичек и Оскар Нимейер
День 22. На далекой Амазонке не бывал я никогда
День 23–24. Бомжеград Сан-Паулу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм