В этом году уже исполнилось четыре года, как мы побывали в Южной Америке, но вот скажу честно — ни одна из последующих «экспедиций» так и не смогла сравняться по wow-фактору ;) с этой. Южная Америка — это просто невероятный континент, так непохожий ни на Европу, ни на Азию. С одной стороны — классическая европейская архитектура и испанский язык, с другой — боливийские бабушки в пестрых нарядах и шляпах-котелках, пасущиеся кругом ламы и адская высота Альтиплано, от которой захватывает дух, появляется одышка и слабость в ногах. 3600 метров и это на равнине! Где еще такое можно увидеть? А еще аргентинское танго в Буэнос-Айресе и Эвита Перон, Христос на горе Корковадо и знаменитая Сахарная Голова, океанские волны Копакабаны и карнавал на самбодроме, «Человек из Рио» с молодым Бельмондо и Оскар Нимейер, Пабло Неруда и Сальвадор Альенде, Луис Корвалан и Че Гевара, невероятный солончак Саляр-де-Уюни и обвалы на Дороге Смерти, а еще водопады Игуасу, джунгли Амазонки, высокогорная Титикака… Ну и конечно же венец всей экспедиции — загадочный Мачу-Пикчу. Боже, неужели мы столько всего успели всего за три недели???
И все это — под аккомпанемент бесконечных песен про «корасон» :)
Идея всей поездки выросла из спецпредложения от Люфтганзы, что упала нам на почту в мае 2010 года. Лететь предлагалось… в марте следующего года!!! Ни до, ни после мне еще не приходилось бронировать билеты аж на 9!!! месяцев вперед! И хотя на тот момент я уже успел побывать и в США, и в Новой Зеландии, и в Сингапуре с Гонконгом, но Южная Америка для меня все равно оставалась чем-то недостижимым. Вот реально — на тот момент мне не верилось, что туда можно так просто взять и поехать! Спасибо друзьям — благодаря их решимости билеты были взяты!
525 евро — с вылетом из Хельсинки, прилетом в Буэнос-Айрес и обратным вылетом из Сан-Паулу. Но это только основные билеты, а всего на авиаперелеты ушло по 1600 евро на каждого участника :)
Участников экспедиции было трое — Максим Максимыч, Андрей Андреич и Сергей Сергеич ;)
Вслед за покупкой билетов пришло время составлять маршрут. Поначалу я пытался быть скромным и не удаляться далеко от Аргентины. Но друзья сказали — едем в Мачу-Пикчу! Вы карту видели? Где Буэнос-Айрес, а где Мачу-Пикчу!
Тут предмет моей особой гордости — весь маршрут я составил сам, стараясь учесть все пожелания. Как, мы не заезжаем в Чили? Хны-хны-хны… Хорошо, будет вам и Чили:) Эх, жаль, что мы так и не попадем на Амазонку, хны-хны-хны… А почему не попадем? Еще дополнительные три авиаперелета — и вот вам Амазонка:)
(вот правда на этапе Амазонки кое-кто уже сломался:)))
А в итоге за 24 дня мы посетили семь стран — Аргентину, Уругвай, Чили, Боливию, Перу, Парагвай и Бразилию. Причем в Аргентину въезжали трижды, а в Боливию и Бразилию — дважды:)
Маршрут был такой (тут нервных обычно просят удалиться и не писать возмущенных комментариев :))
Буэнос-Айрес — перелет в Монтевидео — перелет в Сантьяго — Вальпараисо — Винья-дель-Мар — Сантьяго — перелет в Сальту — Хухуй — Пурмамарка — Тилькара — Вильясон — Саляр-де-Уюни (1-дневный тур) — Ла-Пас — озеро Титикака — Куско — Мачу-Пикчу — перелет в Ла-Пас — велотур по «Дороге смерти» — перелет в Санта-Круз — перелет в Асунсьон — водопады Игуасу (с обеих сторон) — перелет в Рио-де-Жанейро (Корковадо, Сахарная Голова, самбодром) — перелет в Бразилиа — перелет в Манаус — тур по Амазонке — перелет в Сан-Паулу.
Далее перечислены страны в том порядке, как участники экспедиции заносили их в свои тревел-логи;)
(Кстати именно тут я, вслед за Андреем Андреичем, начал считать свои страны. На тот момент у меня их было около 50:))
1. Буэнос-Айрес, Аргентина. Башня Торре Монументаль, бывшая Английская, переименованная после войны 1982-го года
2. Монтевидео, Уругвай. Площадь Независимости, Паласио Сальво и памятник Хосе Артигасу
3. Вальпараисо, Чили. Фуникулер «Артиллерия» и морской порт
4. Солончак Саляр-де-Уюни, Боливия. Высота 3600 метров
6. Асунсьон, Парагвай. Пантеон Героев
7. Бразилиа, столица Бразилии. Знаменитые постройки архитектора Оскара Нимейера
Как удалось все уместить в 24 дня — это загадка. Вообще, как я замечаю, в любом напряженном путешествии при составлении маршрута всегда не хватает одного дня, чтобы успеть во все интересные места. И тут нам, можно сказать, повезло. Да, нам тоже не хватало ровно одного дня, чтобы втиснуть в программу заезд в Чили, как вдруг приходит письмо от Люфтганзы — ваш рейс в Буэнос-Айрес переносится на полдня вперед. Как вперед, мы и так ничего не успеваем? Позвонили им и попросили, раз это по их вине, отодвинуть вылет на день назад (изначально в этот день билеты были слишком дорогие) — ура, теперь все успеваем!
Из всей массы увиденного мой личный Toп-5 получился примерно такой:
1. Мачу-Пикчу (особенно с учетом того, как мы до него добирались)
2. Саляр-де-Уюни. Это был просто улет, несмотря на всего лишь 1-дневный тур, саляр-то под водой!
3. Велотур по «дороге смерти» Лас-Юнгас
4. Глотка Дьявола на Игуасу
5. Виды с Корковадо и Сахарной головы на Рио-де-Жанейро
Несомненной удачей также следует признать то, что всех участников экспедиции обошла стороной такая часто встречающаяся здесь неприятность, как горная болезнь. И это несмотря на то, что мы целых восемь дней провели на высотах свыше 3500 метров!
А теперь попробую составить и отрицательный Toп-5 поездки:
1. Ночь в автобусе, застрявшем в грязи на дороге из Уюни в Оруро
2. Общение с перуанскими спецслужбами (экспедиция была на грани провала, т. к. нас не хотели выпускать из страны)
3. Нахождение на самбодроме под дождем (еле осилили 4 школы)
4. Отмена поездов на Мачу-Пикчу. Экспедиция снова была на грани провала!
5. Посадка в а/п Ла-Паса на высоте 4000 м (воздушные ямы были такие, что я чуть подлокотник не оторвал)
Официальным гимном экспедиции была выбрана легендарная песня «Команданте Че Гевара» / Hasta Siempre в исполнении Натали Кардон. Нашли ее на Youtube, и когда в отеле был нормальный интернет, всегда слушали:)
Кстати, не смотрели фильм «Дневники мотоциклиста»? Он как раз про юность Че Гевары (он был аргентинцем) и его с другом путешествие по Южной Америке.
А еще у экспедиции был и свой девиз, правда, в отличие от гимна, он сложился уже к концу путешествия. Им стала легендарная фраза Андрея Андреича, которую он всегда повторял в критических ситуациях — «Будем надеяться, все будет хорошо». Фраза оказалась воистину счастливой — за все время экспедиция много раз была на грани провала: мы могли опоздать на самолет, его могли отменить, у нас застревали в грязи и ломались автобусы, могли закрыть железную дорогу на Мачу-Пикчу, а потом нас могли не выпустить из страны. А в самом конце из-за опоздания парома мы могли опоздать на последний автобус из Таллина в Нарву. Но — с этим девизом нам всегда везло:)
А вот так наши достижения описал по возвращении из экспедиции Сергей Сергеич:
За время экспедиции её участниками был установлен целый ряд мировых и вселенских рекордов, которые наверняка войдут в анналы мирового туризма и прочие интересные места:)
Неполный список наиболее умопомрачительных достижений выглядит примерно так:
— За 24 дня каждым из троих участников посредством летательных аппаратов типа «самолёт» совершено по 15 взлетов и, что радует, по стольку же посадок (преимущественно мягких);
— Самый продолжительный перелёт Франкуфурт-на-Майне — Буэнос Айрес длился почти 14 часов;
— Один из участников установил межгалактический рекорд по количеству взлётов в единицу времени: 1 марта он поднимался в воздух с трёх боливийских аэродромов (Сукре, Эль-Альто и Санта-Круз) трижды в течение 4 часов;
— Тот же самый участник, волею судеб стал рекордсменом по количеству посещений города Эль-Альто в единицу времени, поскольку в период с 23 февраля по 1 марта, вопреки собственным планам, оказывался на его территории ПЯТЬ раз;
— Перепад температуры воздуха за первые экспедиционные сутки составил ровно 60 градусов по шкале Цельсия: на старте в Нарве ранним утром 14 февраля оконный термометр одного из участников зафиксировал показатель 28 градусов ниже нуля, а на промежуточном финише в Буэнос Айресе 15 февраля столб ртути достиг отметки 32 градуса, но со знаком «плюс»;
— Участники экспедиции установили невероятный рекорд, умудрившись в течение суток — с полудня 17 февраля до полудня 18 февраля совершить омовение сразу в двух океанах — Атлантическом (г. Монтевидео, Уругвай) и Тихом (г. Винья-дель-Мар, Чили);
— Рекорд высоты пребывания для одного из участников составил 4335 метров над уровнем моря (перевал Ла-Райа на горной трассе Хульяка-Куско в Перу), а для двоих других — 4630 метров (перевал Ла-Кумбре на старте велотура по «Дороге смерти» в Боливии), причём эти двое также установили рекорд перепада высот пребывания, в течение четырех часов спустившись по «Дороге смерти» (прозванной ими «Дорога жизни», поскольку оба остались живы) на высоту 1200 метров, т. е. перепад высот составил почти 3,5 км;
— Участники экспедиции, за время путешествия воспользовавшиеся практически всеми существующими на планете видами транспорта, не исключая перуанского мото-такси, а также установили впечатляющий рекорд по количеству времени, проведённого в рейсовом автобусе без движения — ожидание решения вопроса о переправке через боливийскую речку вброд, при том что «основной» брод был занят завязшим в нём грузовиком, затянулось на 11 часов;
— Один из участников стал первым в истории путешественником, обобранным перуанскими стражами порядка как на въезде в страну, так и на выезде из неё (в первом случае был пошло обворован сотрудниками полиции, а во втором, во избежание срыва экспедиционной программы, был вынужден отделаться от домогательств пограничника взяткой);
— Тот же самый участник, отделившийся от общей группы ради ночной прогулки без сопровождения по фавеле в Рио-де-Жанейро и ночлега в ней, ухитрился не только остаться в живых, но и не получить никаких телесных повреждений;
— Совокупные индивидуальные расходы на экспедицию одного из ее участников в 3,7 раза превысили его месячную зарплату (за вычетом подоходного налога).
— Если считать, что календарная весна (а в южном полушарии осень) начинается 1 марта, то выходит, что за время экспедиции (14.02 — 09.03.2011) её участники побывали во всех 4-х временах года:
14 февраля — зима;
15—28 февраля — лето (южное полушарие);
1–8 марта — осень;
9 марта — весна.
— 25 февраля был зафиксирован уникальный случай в истории мировой избирательной практики: во время предварительного электронного голосования кандидаты в эстонский парламент заручились поддержкой своих избирателей, находившихся в момент голосования в городе Куско (Перу), т. е. на расстоянии 11,5 тыс. км от родины и несколько тысяч км от ближайшего посольства своей страны;
— Один из участников экспедиции стал первым в истории гражданином Эстонии, совершившим в городе Асунсьон сделку по обмену тайваньских долларов на парагвайские гуарани.
Добавлю еще несколько рекордов от себя:
— За время поездки все участники 8 (ВОСЕМЬ!!!) раз пересекали тропик Козерога! Самому не верилось, но я проверил — реально восемь:)
— А еще у нас был наверно самый высокогорный авиарейс в мире — мы взлетели в Куско, на высоте 3400 метров, а приземлились в аэропорту Эль-Альто, на высоте… 4000 метров! А потом с этой высоты еще и взлетели!
— А еще мы катались на кораблике по самому высокогорному озеру в мире — знаменитая Титикака расположена на высоте… 3800 метров над уровнем моря! Также на берегу этого озера, в городе Пуно, у нас был и самый высокогорный ночлег.
Кстати, насчет «совокупных индивидуальных расходов». Меня часто спрашивали, во что же обошлась такая поездка? Я тогда посчитал, и суммы вышли очень красивые — 3200 евро на человека общих расходов, из которых ровно половина - 1600 евро - пришлось на авиабилеты.
А теперь про наши 15 авиаперелетов. Вот у вас сколько максимум перелетов было за отпуск? А тут пятнадцать!
(все фотографии кроме Aerosur надерганы из сети)
1. Хельсинки — Франкфурт (HEL — FRA). Airbus A319 а/к Lufthansa
2. Франкфурт — Буэнос-Айрес (FRA — EZE). Boeing 747 а/к Lufthansa
3. Буэнос-Айрес — Монтевидео (AEP — MVD). Bombardier CRJ900 а/к Pluna
4. Монтевидео — Сантьяго (MVD — SCL). Bombardier CRJ900 а/к Pluna
5. Сантьяго — Икике (SCL — IQQ). Airbus A319 а/к LAN
6. Икике — Сальта (IQQ — SLA). Airbus A319 а/к LAN
7. Куско — Ла-Пас (CUZ — LPB). Boeing-737 а/к Aerosur
8. Ла-Пас — Санта-Круз (LPB — VVI). Boeing-737 а/к Aerosur
9. Санта-Круз — Асунсьон (VVI — ASU). Airbus A320 а/к TAM
10. Фоз-ду-Игуасу — Рио-де-Жанейро (IGU — GIG). Airbus A320 а/к TAM
11. Рио-де-Жанейро — Бразилиа (SDU — BSB). Boeing 737–800 а/к GOL
12. Бразилиа — Манаус (BSB — MAO). Boeing 737–800 а/к GOL
13. Манаус — Сан-Паулу (MAO — GRU). Boeing 737–800 а/к GOL
14. Сан-Паулу — Франкфурт (GRU — FRA). Boeing 747 а/к Lufthansa
15. Франкфурт — Хельсинки(FRA — HEL). Airbus A320 а/к Lufthansa
(Мда, тогда я думал, что 15 перелетов за 24 дня — это много. Но в прошлом году рекорд был побит — 27 перелетов за 30 дней:))
Кстати, обратите внимание, две авиакомпании теперь уже не существуют.
А в заключение — ролик, который я заснял в наш первый вечер в Южной Америке. Мы сидели в уличном ресторане на Плаза Доррего в Буэнос-Айресе, ели аргентинскую говядину, запивали аргентинским вином и наслаждались аргентинским танго. Еще вчера был мороз -30, а сегодня +30 и мы в совершенно невероятном месте на другой стороне земного шара. В это сложно было поверить!