После осмотра Тадж-Махала мы отправились в саму Агру, к Красному Форту. Судя по указателям, идти было недалеко, поэтому пошли пешком. Но вообще, надо сказать, в Индии пешком ходить не принято, потому как услуги по перевозке недороги, а желающих подвезти — очень много.
Еще раз убедились, что индийцы люди хоть и бедные, но веселые и приветливые :)
Но вот и Красный Форт. Заходим через центральные ворота.
Крепость на этом месте существовала давно, еще до прихода Великих Моголов. Однако существующий форт начал строить на этом месте падишах Акбар Великий в 1565 году, спустя несколько лет после того, как он перенес столицу империи из Дели в Агру. Строительство и расширение комплекса продолжалось и далее, в годы правления его сына Джахангира и внука — Шах-Джахана.
Кстати, чтобы вы лучше себе представляли последовательность правителей империи Великих Моголов, приведу здесь их имена, их было немного —
1. Бабур — основатель династии (1526), праправнук Тимура. Враги изгнали его из Самарканда, тогда он пошел и захватил Индию;
2. Хумаюн — сын Бабура;
3. Акбар — сын Хумаюна и внук Бабура;
4. Джахангир — сын Акбара и правнук Бабура;
5. Шах-Джахан — сын Джахангира и праправнук Бабура. Обессмертил свое имя, построив Тадж-Махал;
6. Аламгир — он же Аурангзеб — сын Шах-Джахана и прапраправнук Бабура.
Свое название Красный Форт получил из-за красного раджастанского песчаника, из которого он был построен. Итак, заходим внутрь.
Это Диван-и-Ам — зал приемов, где падишах принимал своих подданных. Утверждается, что в зале превосходная акустика — падишах должен был слышать все, что говорили ему посетители.
А это павильон Хас-Махал, построенный падишахом Шах-Джаханом для своих любимых дочерей — Джаханары и Рошанары.
С балконов открываются виды на окружающую местность и башенки дворца. Дальняя башенка — это Мусамман-Бурдж, Шах-Джахан построил ее для своей любимой жены Мумтаз-Махал.
И как раз отсюда открывается вид на Тадж-Махал, откуда мы как раз недавно пришли
Считается, что именно здесь свергнутый сыном Шах-Джахан доживал свои последние дни, любуясь Тадж-Махалом. Во всяком случае, в английской Википедии написано так. Хотя, по другим сведениям, Шах-Джахан был заключен в другом Красном форте, в Дели, а потому видеть Тадж-Махал не мог.
На длинном фокусе объектив очень сильно скрадывает расстояние между передним и задним планом. Может показаться, что Тадж-Махал совсем рядом, но двумя кадрами ранее вы видели истинное расстояние до него:)
А это напоминание для несознательных туристов — царапать свои имена на стенах запрещается:)
За красными воротами видны белые купола мечети Моти-Масджид
Внутренний двор мечети Моти-Масджид. Вообще в Индии Google Street View хоть и не работает, но вот на основных достопримечательностях съемка все же выполнена.
А это вход во дворец Джахангира
Боковая башенка дворца Джахангира. Раньше рядом стоял дворец падишаха Акбара, но сейчас он разрушен. А еще здесь рядом были ворота, через которые мы наконец покинули форт, снова оказавшись на улицах Агры.
И вот тут началась она. ЖЕСТЬ. Для начала у выхода нас ждала вот такая фашистская маршрутка:)
А вот эту помойку мы поначалу приняли за автовокзал, откуда вечером нам надо было уезжать в Дели:)
Тут обнаружилась такая местная особенность. В дополнение к горам мусора, к которым на пятый день пребывания в Индии мы уже привыкли, оказалось, что жители Агры на каждом углу совершенно не стесняются справлять нужду. Причем жители обоих полов:)
Идем по улицам — все женщины в традиционных одеждах
И тут же на тротуаре валяются бездомные неопределенного пола
Ну вот кошмар просто. Я к этому моменту уже перестал стесняться и щелкал фотоаппаратом направо и налево.
Но все же когда я хочу показать весь ужас Агры одним кадром, то я обычно вставляю вот это фото:)
Тут же рядом не то солдат, не то охранник заставил пацана спустить штаны и, судя по всему, собирался приступить к телесным наказаниям.
За всем этим наблюдали зрители:)
Кстати, а вы помните, кто сказал, что после смерти Махатмы Ганди ему не с кем поговорить? Но с чего вы взяли, что Махатма умер? Похоже, что здесь он реинкарнировался:)
Тут навстречу попались вот такие ребята
Тьфу ты, ну вот как так? Выбрал самое чистое место, чтобы поспать?
В Индии очень распространена такая услуга, как уличный парикмахер. А что, дешево и сердито, и не надо платить за аренду:)
Помните, как я рассказывал про то, как в Дакке мы поначалу не решились ехать вчетвером на одном тук-туке? Но какое там четверо — в Агре меньше, чем по восемь человек, на туктуках не ездят.
Тут мы прошли мостик через какую-то речку-говнотечку. Речка была буквально завалена двухметровым слоем использованной одноразовой посуды. Наверху стояла макашница, продававшая какую-то еду. Судя по всему, индийцы, поев, сразу бросали посуду в речку. И продолжалось это явно не первый год.
Поверх кучи мусора переваливалась пятнистая собака с отвисшими сосками, а чуть поодаль у воды сидели две птицы. Интересно, что они думали по поводу всего этого адского срача, устроенного людьми?
Хотя вот многие из людей здесь тоже опустились до совершенно животного уровня
Вот простите меня за цинизм, но это человек или обезьяна?
Тут мы вышли на такой вот загруженный людьми и транспортом перекресток
Дрынь-дрынь-дрынь-дрынь — откуда-то подкатил мотоцикл, навьюченный по самое не могу какой-то продукцией
Тут же происходила посадка в некое транспортное средство, представляющее собой нечто среднее между туктуком и микроавтобусом. Интересно, коза тоже поедет?
Но самая адская жесть в Индии, если не считать бездомных, это индийские велорикши, нагруженные поклажей в два человеческих роста. Наверно решил загрузиться, чтобы два раза не ездить? Ну вот далеко он так уедет?
Индийцы очень интересуются политикой
А это зона отдыха по-индийски. Слева — туалет, справа можно умыться и почистить зубы.
Тут мы увидели неподалеку купола центральной мечети Джама-Масджид и решили туда сходить. Вот только для этого надо было как-то перебраться на ту сторону.
Дорога к мечети пересекала железнодорожные пути по тоннелю. Мы попытались пройти, но внутри там творился такой адский ад, что пройти было решительно невозможно.
Пришлосб развернуться и искать проход через вокзал. А вокзалы в Индии — это такой же адский ад:)
К примеру, вот так выглядит зал ожидания на центральном вокзале Агры:)
На перроне в ожидании поезда
Перед отправлением поезда можно умыться и почистить зубы. И выпить питьевой воды из-под крана. Да вы не бойтесь за индийцев — у них на воду иммунитет:)
А на ту сторону железной дороги вел пешеходный мост, с которого можно было полюбоваться на индийскую железнодорожную технику
При этом повсюду опять валялись какие-то обдолбанные пассажиры:)
Мечеть уже совсем близко. А что это перед ней? Отель? А что это делают козы?
Да они расправляются с только что постиранной одеждой постояльцев:)
А вот до мечети мы и на этот раз не дошли. Посмотрели с мостика, сколько там народу на улице — и в очередной раз пришли в ужас. Решили, что хватит с нас уже этой Агры. Ну вот утомил уже весь этот уличный трэш невероятно!
Вернувшись в отель и забрав вещи, мы решили для прикола поехать на автовокзал на велорикше. Уже уселись на сиденье, сказали мужику, куда ехать, но что-то у нас тут возникли сомнения, а этот ли автовокзал нам нужен? Помните ту помойку с розовыми воротами? Решили спросить в отеле, и там нам объяснили, что автобусы в Дели идут вовсе не оттуда, а с того автовокзала, что на окраине города, рядом с трассой. И ехать туда типа 15 км! А у нас отправление уже через 40 минут!
Пришлось снова ловить тук-тук. Хотя мужик с велосипедом клялся и божился, что он тоже может отвезти. Да ты, мужик, сдохнешь по дороге, даже до половины не довезешь. Тем более, что мы уже и так опаздывали, и не факт, что даже на тук-туке успели бы.
Вообще движение по индийским городам забавное. Тук-тук разгоняется до своей максимальной скорости — до 40 км/ч — потом у перекрестка тормозит, сигналит и пытается протиснуться. Светофоров нет. С грехом пополам протискиваемся и снова разгоняемся.
И успели! Приехали за 10 минут до отправления! Где-то 7 или 8 км оказалось. Индусы, по своему обыкновению, опять завысили расстояние вдвое, чтобы развести этих богатых белых сагибов из далекой Estonia:)
А в автобусе случился другой прикол.
У нас были билеты, купленные на сайте makemytrip. Я показал распечатку кондуктору, тот ее долго изучал, а потом, используя в качестве переводчика интеллигентного вида индуса, сидевшего от нас через проход, сообщил нам, что за прошедший месяц билеты подорожали, а потому мы должны доплатить разницу. И уже выписал нам дополнительные билеты!
Да, такой наглости я даже от индусов не ожидал. Ну это надо же! Интеллигентный индус тем временем показал свой билет. Он действительно стоил дороже, чем у нас. Но я платить отказался. В спор включились и остальные индусы вокруг, стали изучать наши билеты. Я упирал на то, что автобусный билет, купленный в интернете, мало чем отличается от авиабилета, а требовать доплату за авиабилет — это полнейший нонсенс. Интеллигентный индус с моей логикой согласился, стал что-то объяснять кондуктору. Тот поругался немного для приличия и позорно удалился. Разводка не прошла:)
Хотя вот уже по возвращении я прочитал несколько рассказов про Индию, и мне показалось, что взымать доплату за подорожавшие билеты — это у них там вполне в порядке вещей, и многие даже платят. Воистину Индия — страна чудес:)
Тут автобус выехал на трассу, идущую через центр Агры и тут же попал в пробку. Причем пробка была такая, что машины по полчаса не двигались вообще, потом продвигались на 30 метров и останавливались еще на полчаса. Из города выезжали около двух часов!
Но зато, выехав наконец, мы сразу попали на только что построенный платный автобан Агра-Дели и помчались по совершенно пустынной дороге! Ни тебе коров, ни тарахтящих тук-туков — красота. До столицы доехали в два счета! Вот только автовокзал в Дели оказался в такой же Ж, как и в Агре, так что пришлось опять брать туктук. Обнаглевший водила до центрального вокзала запросил 500 рупий. Ну вот не наглец ли? Ты что, говорю, охренел, за 500 рупий можно до аэропорта доехать! Давай за 200. Он за 200 был не согласен, но увидев, что мы уходим, решил все же поехать. Тем более что в путеводителе написано, что на самом деле в Дели можно за 100 рупий доехать чуть ли не везде по городу.
У вокзала поселились в том же отеле The Raj, где я жил в прошлый раз. Сергей Сергеич тут же углубился в путеводители и набросал для себя 38 основных позиций, которые ему хотелось бы осмотреть. У него на Дели всего один день, так что придется побегать. Мне же было проще — я в самых главных точках индийской столицы уже побывал несколько дней назад:)
Гималайский индюк — 2012. Мои видеоролики из Индии