В Индию мы прибыли из Непала на самолете авиакомпании IndiGo. В этот день нашей команде предстояло разделиться на максимально возможное число фракций — на четыре. Лев Ануфрич еще несколько дней назад отделился от группы, чтобы заняться покорением гималайских пиков. Сергей Сергеич оставил себе дополнительный день для осмотра окрестностей Катманду. Андрей Андреич же, уже бывавший в Индии, прилетел со мной в Дели лишь для того, чтобы прямо из аэропорта отправиться домой. Индийской визы у него не было - его ждал рейс Аэрофлота.
Я же, пройдя границу, пошел искать, где же у них здесь обещанное метро до центра города. Пройдя из конца в конец всю зону прилета, метро я не нашел. Пришлось выйти к таксистам и посмотреть там. О, а вот и указатель на аэроэкспресс. Стрелка вела куда-то вниз, к стоянке машин. Вот только далее указатель на поезда был замотан черным пакетом. Не работает что ли? Неужели обманули?
Походив еще немного, я увидел автобус, по-видимому собиравшийся поехать в город. Но для уверенности решил все-таки спросить женщину в транспортной будке.
— Что, метро у вас не работает?
— Нет, — отвечает, — не работает.
— А на чем же тогда ехать?
— А вон на том автобусе.
Уже потом, вернувшись домой, я пробил ситуацию с метро по интернету. Выяснилось, что новую линию метро до аэропорта действительно открыли, но после ее запуска вылезло столько проблем и недоделок, что во избежание крушения ее предпочли еще на какое-то время закрыть. Вобщем, не повезло.
Сел в автобус. Пассажиров обошел контролер. Всех спрашивал, куда едут. Билет до центрального вокзала обошелся в 70 рупий — примерно 1.5 доллара.
Потом поехали. Первую остановку сделали через 7 км, это я увидел по навигатору. Куда это, думаю, мы приехали? А это оказался всего лишь 1-й терминал того же аэропорта. Ничего себе у них тут расстояния. А контролер, спрашивая, кто куда едет, видимо , хотел знать - в город человек едет или до другого терминала. Если есть билет — между терминалами проезд бесплатный.
Затем по навигатору я отследил, как мы подъехали к центру Нью-Дели - гигантскому кольцу Connaught Place. Оттуда автобус пошел направо, хотя мне надо было налево. Но затем он остановился неподалеку от центрального вокзала New Delhi Railway Station, там я и вылез.
Поскольку мой отель был на другой стороне от ж/д путей, мне надо было перейти туда по мостику. Но тут новая проблема — у входа на мостик стоял солдат и наверх никого не пускал, но в то же время люди оттуда спускались. Спросил его, а как попасть наверх? Он показал, что надо пройти через главное здание.
Пошел внутрь. Внутри там конечно жесть. Миллион человек народу, все с сумками, тележками, все куда-то спешат, на стене висит расписание поездов, но ничего не понять, потому как все на хинди. Но вот и мостик. У входа рамка и охрана. Багаж типа должны просвечивать, но сама рамка по-моему даже в сеть не включена. Зашел на мостик и поснимал сверху вид на привокзальную площадь. Вид у нее был такой, как будто это лагерь беженцев. По-моему, где-то даже костры в бочках жгли :)
Вид с мостика на индийские железные дороги
Вид с мостика на индийские железные дороги
Теперь расскажу, как я искал свой отель The Raj. Находился он, судя по адресу на Букинге, на улице Arakashan. Я поискал в навигаторе, но он такой улицы в Дели не знал. Однако на распечатке были еще и GPS-координаты. Я вбил их в навигатор, и он показал место на карте. Получилось примерно напротив ж/д вокзала, чуть выше и левее. Я пошел примерно в этот район, отслеживая положение по навигатору. Вдоль улиц здесь идет сплошная торговля. Но потом я нырнул внутрь квартала и оказался в каких-то трущобах. При этом нужного отеля нигде не было, хотя я вроде дошел до точки, что была отмечена в навигаторе. Зато были какие-то узкие засраные улочки. Причем когда шел по одной из них с чемоданом, под ногами прошмыгнул какой-то темный шар, я так подозреваю, что это была крыса :)
Поскольку отель в этой клоаке никак не находился, пришлось спрашивать. Зашел в какую-то первую попавшуюся в этих трущобах гостиницу и спросил, а где у них тут The Raj? Ну и мужик на рисепшене объяснил, что это мне надо выйти на большую улицу, там я и увижу вывеску. Я вышел на улицу Gupta Rd и, ура, вот там и были все отели.
Район Пахаргандж после трущоб весьма радовал своей оживленностью, широкими улицами, светящейся рекламой, большим количеством белых людей. Хотя в остальном… эээ… мусор кругом, и… а кто это лежит тут поперек дороги? Какой-то калека с ногой, замотанной в пакет! И что характерно, всем совершенно наплевать - все едут и объезжают, чтобы не задавить! Ну что, велкам ту Incredible India :)
Еще раз повторю - это главный туристический район Дели, что-то типа знаменитого Каосана в Бангкоке. ВИДЕО
(Стрельба на фоне — это петарды. Индусы продолжали отмечать праздник Дивали, что мы застали днем раньше в Катманду)
А на следующее утро я пошел исследовать индийскую столицу. Начать решил с мечети Джама Масджид, тем более, что она была недалеко, и до нее можно было дойти пешком. От Пахарганджа переходишь железную дорогу через мост по Gupta Rd, и там дальше начинается Старый Дели. Как он выглядит? Ну примерно как и Бангладеш, откуда мы недавно приехали - такая же жесть :)
Любимое занятие индийцев — наваливать горы мусора
Впрочем, здесь не просто помойка, это индийцы заняты довольно-таки распространенным в трущобах видом бизнеса - сортировкой мусора.
Велорикши в старом городе
В старом городе творится такой же трэш, как и в Дакке — велорикши едут одновременно во всех направлениях, но не сталкиваются.
Впереди показался купол Соборной Мечети
Вообще для многих будет большим открытием, что Дели — это исторически мусульманский город. Много лет он был столицей империи Великих Моголов, и это наложило свой отпечаток на облик старого города - судя по карте, мечетей здесь и правда огромное количество.
Местные отдыхают прямо на своем средстве транспорта. Кстати, не думайте, что это прицеп или телега. Фактически — это тачка, т.к. приводится в движение человеком :)
Как и в Дакке, на велосипеды здесь любят наваливать. Чем больше навалил, тем больше шансов заработать.
Обратите внимание — у всех грузовых велосипедов установлена дополнительная передняя вилка, видимо для того, чтобы перераспределять нагрузку.
У восточного входа в мечеть раскинулся большой рынок
Дальше проходишь ворота металлоискателя, и надо по ступеням подняться ко входу.
На ступенях по традиции сидят нищие и калеки.
Зрелище, прямо скажем, не очень
Одни безрукие, другие безногие
Но делать нечего — в мечеть-то попасть надо
На входе в мечеть злобный дед собирал с туристов по 300 рупий якобы за фотографирование, пришлось заплатить. Ботинки, чтобы не связываться с местными нищебродами, запихал себе в рюкзак. Двор в мечети огромный, и везде приходится ходить босиком.
Вот она - знаменитая мечеть Джама Масджид, что в переводе означает Пятничная Мечеть. Я вот только все время забываю, что из двух слов означает мечеть, а что — пятницу :)
Соборная мечеть Джама Масджид была построена в 1656 году, в годы правления падишаха Шаха Джахана I, того самого, что построил Тадж-Махал.
Народ ходит босиком, хотя тут не так чисто, как в мечети Куала-Лумпура
Тут я попытался узнать, как подняться на минарет. Нашел, где продают билеты, но мужик в будке сказал, что сейчас начнется молитва, и чтобы я приходил позже. Вокруг действительно стали собираться какие-то деды в белых одеждах. Так что пришлось уходить, чтобы не терять время.
Вернувшись, сразу пошел туда, где продают билеты на минарет, там с меня взяли еще 100 рупий.
Чтобы подобраться к минарету, сначала надо по каменным ступеням подняться на стену, окружающую внутренний двор мечети, а оттуда на крышу. Босиком не очень удобно.
Вон у той маленькой башенки слева проход на крышу
Уже с крыши открываются вот такие виды на главный двор
У подножия минарета строгий мусульманин проверяет билеты, при этом еще просит показать и первый билет, который дают на входе в мечеть. Хотя вот в одном рассказе я читал, что якобы билет за 300 рупий уже включает в себя и минарет.
На верхушку минарета ведет узкая винтовая лестница. А вот смотровая площадка для наплыва туристов не предназначена – места очень мало, а народу лезет много.
Еще и снимать не очень удобно — объектив через решетку не пролезает, так что сверху снимать удобнее смартфоном, у него объектив мелкий, и его не нужно никуда просовывать :)
Вот так Дели выглядит сверху. Весь город покрыт вот такой дымкой, потому видимость не очень. Под вечер даже солнце сначала почти совершенно исчезает в дымке, и лишь потом уходит за горизонт.
С минарета хорошо видно Красный Форт, куда я и направлюсь дальше. Вот только сначала надо будет прорваться вон через тот рынок, что полностью заполонил собой улицу, ведущую к форту.