Туктукер, возивший нас с утра в Форт Амер, высадил нас в центре Джайпура, и мы погрузились в такой адский дорожный трэш, которого пока еще не видели ни в Дели, ни в Бомбее. Траффик по улицам двигался непрерывным потоком — машины, тук-туки, велорикши, слоны, верблюды, телеги, грузовики, автобусы, толпы индусов кругом, повсюду торгуют, все сигналят, орут, и еще жара и палящее солнце… Уффф… Уйти бы живыми…
Почему Джайпур называют розовым городом? А это все из-за цвета камня, из которого он строился. Кстати, на такое название вполне может претендовать и Ереван — его тоже строили из розового камня.
Трехколесные велосипеды снова пытаются побить рекорд грузоподъемности
Во навалил, того гляди все рухнет
Иногда возят и на верблюдах. Недаром Джайпур является столицей пустынного штата Раджастхан
Из достопримечательностей сразу посетили обсерваторию Джантар-Мантар. Здесь действовал общий билет, взятый в Форте Амер.
Вообще место очень интересное, даже если ничего не понимать в средневековой астрономии. Поскольку вход сюда платный, то здесь не будет нищебродов, которые обычно окружают вас в любом индийском городе, и можно будет расслабиться, поваляться на лужайке, пофотографировать.
Обсерваторию Джантар-Мантар построил в 1727–1734 годах в своей столице Джайпуре тогдашний правитель княжества Дхундхар махараджа Савай Джай Сингх II. Из пяти аналогичных обсерваторий, построенных им в Индии, эта наиболее хорошо сохранилась. Сам увлекавшийся астрономией, махараджа был под впечатлением от обсерватории Улугбека в Самарканде.
При этом он считал, что чем больше инструменты, тем большую точность измерения они дают, поэтому все сооружения отличаются колоссальными габаритами. К примеру, солнечные часы, имеющие в поперечнике 27 метров, считаются самыми большими в мире.
Утверждается, что некоторые из инструментов обсерватории до сих пор используются для прогноза того, насколько жарким будет лето, когда наступят, насколько сильными будут и как долго будут продолжаться муссоны, будут ли наводнения или голод.
(вот правда я не представляю, как все это можно спрогнозировать, особенно с помощью таких примитивных средневековых инструментов)
А теперь взглянем вдаль. Видите крепостные стены на горе? В рассказе про форт Амер я не зря написал, что окрестности Джайпура напоминают Китай. Великая Индийская Стена здесь продолжается — это форт Нахаргарх, что означает — «обитель тигров». Обратите внимание — на фото слева виден серпантин, ведущий из города к крепостным стенам.
Крепость построил все тот же махараджа Савай Джай Сингх II. Строительство началось в 1734 году, крепость должна была защитить и сам Джайпур, и Амер с Джайгархом, причем с последним она соединялась укреплениями, идущими прямо по гребням гор. К сожалению, у нас, как обычно, нет времени подняться наверх, поэтому вставлю сюда панораму с Google Maps.
Помимо военного значения крепость имела и другую — в горы, где было гораздо прохладней, чем внизу, выезжал на отдых как сам махараджа, так и его жены. Позже, в конце XIX века, для этих целей здесь был построен дворец Мадхавендра Бхаван.
А для туриста Форт Нахаргарх будет полезен прежде всего тем, что отсюда открывается вот примерно такой вид на Джайпур. К сожалению, фото только из Википедии, но зато какое!
А вот в City Palace нас не пустили, там почему-то за вход потребовали отдельных денег, общий билет не действовал. Ну и не очень надо, в городе и так есть чего посмотреть.
На улицах здесь конечно немного не убрано:)
А это те же ворота, но уже с другой стороны
К этому времени, конечно, жара, а особенно хаос на улицах начали немного напрягать
Индийские велосипеды — самые мощные в мире
Далее мы отправились искать главную достопримечательность города — дворец Хава Махал. Это потрясающе красивое здание с сотнями ажурных окошек построил в 1799 году тогдашний правитель Джайпура — махараджа Савай Пратап Сингх. Оно предназначалось для размещения женской половины двора — женщины должны были сидеть в прохладе внутренних помещений и сверху наблюдать за торжественными процессиями, проходящими по главной улице внизу. Прохлада достигалась за счет многочисленных ажурных окошек, создававших внутри легкое движение воздуха, отсюда и название дворца Хава-Махал, что означает «Дворец ветров».
Найти дворец было не так просто. Когда же нашли, то увидели, что знаменитый расписной фасад его выходит на загруженную улицу и, чтобы как следует его рассмотреть, приходится перебегать через нее, что, учитывая безумный индийский траффик, не так просто сделать.
Самое интересное здесь — это возможность подняться наверх по винтовой дорожке внутри башни и выйти на один из балконов.
Сверху открывается вид на центр Джайпура и на окружающие его горы.
А вон и Джантар-Мантар с его астрономическими приспособлениями
А вот и та самая загруженная улица, с которой мы пришли
Все же индийские улицы лучше обозревать сверху:)
А на самый верх мы не полезли — было слишком тесно
Дальше мы еще некоторое время погуляли по улицам Джайпура и, наконец, не выдержав того, что творилось вокруг, двинулись в сторону вокзала.
Еще одни городские ворота. Вообще такой красоты здесь очень много, но когда вокруг тебя движется бесконечно бибикающая и галдящая толпа, эту красоту уже перестаешь замечать.
А индийцы тем временем везли тонны груза на велосипедах
Ну это просто ужас какой-то:)
Королевский раджастанский ресторан:)
Покупайте варенья и джемы от фирмы «Зайка» :)
Любимое место обитания коров — рядом с помойным баком:)
Обсерватория Джантар-Мантар, дворец Хава Махал, наш отель Krisha Palace и ж/д вокзал на карте Джайпура
По дороге на вокзал мы зашли в одну лавку, чтобы купить местного индийского рома. Лавка выглядела примерно так — небольшой прилавок, за ним стоит продавец, а за спиной продавца — еще человек пять парней, нихрена не делающих, а только болтающих с продавцом, скорей всего всякие родные или двоюродные братья продавца:) Да, перенаселение здесь страшное. Но вот мы и на вокзале. Вокзалы в Индии, как видно на фото, выглядят, словно небольшой лагерь беженцев:)
Еще в Нарве на сайте cleartrip.com мы забронировали билеты на поезд из Джайпура в Агру. Вообще, надо отметить, что покупка билета на индийский поезд — это квест не для слабых духом:) Купить билет можно либо на официальном сайте индийских железных дорог, либо на cleartrip. Причем, как пишет народ на форумах, официальный сайт написан настолько криво, что купить там что-либо мало кому удавалось. На cleartrip тоже не все просто. Для покупки надо зарегистрироваться на сайте и получить код активации. Прикол в том, что код активации присылается только на телефон с индийским номером:) Поскольку индийского номера у меня не было, пришлось искать на форумах обходной путь, заключавшийся в том, чтобы написать администратору сайта на e-mail, выслать ему отсканированную копию своего паспорта, а уже он высылает тебе код активации. Уфф — когда мне говорят, что в Индии самые великие программисты, мне становится смешно:)
Посадка на индийские поезда происходит так. Ты подходишь к перрону, откуда идет поезд, и смотришь, есть ли твое имя в списке пассажиров. Потом, когда приходит поезд, надо проверить свое имя еще и в списке, что висит на соответствующем вагоне. Однако мы ничего проверять не стали. У нас был сидячий вагон с кондиционером. А рядом грузились в поезд индусы в вагон типа Sleeper. Снаружи он выглядит так — вагон с окнами без стекол, но с решетками, из-за которых выглядывают темные лица индусов. Как будто заключенных негров везут:)
Про классы индийских поездов хорошо написал Сергей Жаров с сайта zharov.com —
Second Class — полностью общий вагон, места не указаны, каждый за себя. Можно спать на верхних полках, если сумеете их занять. Под потолком — вентиляторы. Рекомендуется только при дневных переездах на несколько часов.
Sleeper Class — типа нашего плацкарта, но с тремя ярусами полок. Места указаны в билете. Под потолком вентиляторы. Грязно. Постель и матрас не дают. Рекомендуется для крутых бэкпэкеров. Лучшая полка — верхняя, потому что на нижней все сидят, а среднюю откидывают только на ночь, с ней откинутой на нижней сидеть нельзя, поэтому на верхней вы сразу сможете уединиться, а на других придется зависеть от коллектива. Кроме того, наверху вентиляторы дуют, и еще можно на них же сверху привязать на ночь свою обувь — а куда еще денешь? На полу украдут, под голову — стремно, полочек нет. Рюкзак приходится затаскивать с собой и с ним спать.
На вашу верхнюю полку владельцы нижних всегда кладут свои сумки. Просить их убрать бесполезно, все прикидываются дураками. Есть две методы действий в данной ситуации. Первая — снимаешь сумки с полки и кидаешь вниз в проход. Вторая — говоришь «что, суки, английский язык забыли? счас, в натуре, всем напомню», потом снимаешь сумки с полки и со всей силы кидаешь вниз в проход. Реакция в обоих случаях неизменно одинаковая — нулевая.
AC 3-Tier Sleeper — типа нашего плацкарта с тремя ярусами полок и кондиционером. В вагоне чисто, дают постель. Типичная публика — среднебогатые суки из высших каст. Имейте в виду, что вы — вне кастовой системы, то есть хуже самых худших, и вам это дадут почувствовать. Аналогично, третья полка — лучшая.
AC 2-Tier Sleeper — типа нашего плацкарта, два яруса полок, кондиционеры, постель, чистота. Вместо коридорной стены — занавеска, которую постоянно все отодвигают и заглядывают. Слишком дорого для сук, основная публика — приятные партайгеноссен разных сортов, которые занимают достаточно высокие посты, чтобы не думать о кастах в поезде.
AC First Class — что-то вроде нашего купе с кондиционером.
AC Chair Car — самолетного типа сиденья с кондиционером. В вагоне чисто и прохладно.
Вот в последнем классе мы и ехали — вот так это выглядело.
Пока поезд едет — вам бонус. Нашел на YouTube — полоумные индийские «электричкеры» развлекаются. Кстати, помню как-то в новостях пробегало, как один такой ловкач таки впечатался на полном ходу в столб и стал шахидом:)
Вот, на работе мне прислали ролик с одним таким шахидом :)
К сожалению, Андрей Андреич нас к этому моменту уже покинул, поэтому видеосъемки с его комментариями не будет. Вместо этого вставлю сюда репортаж с Youtube - как ездят на поездах в Индии и Бангладеш :)