Продолжаю рассказ о зимней прогулке по Нарве. В прошлый раз мы дошли до пешеходного моста через железную дорогу. А теперь перейдем его и окажемся в районе Кренгольм. Впрочем, разделение это достаточно условное, поскольку официально Нарва ни на какие районы не делится :)
Сразу за пешеходным мостом начинается улица Йоала, раньше это был проспект Ленина. Крайнее здание на углу квартала в прежние времена было известно тем, что именно здесь в детском одёжном магазине по льготным ценам продавалась школьная форма. Сколько раз туда с родителями ходили :)
Кренгольмский район Нарвы получил свое название от когда-то самого большого предприятия города — текстильного комбината «Кренгольмская мануфактура». В лучшие годы на нем работало свыше 10,000 человек.
«Кренгольмскую мануфактуру» основал в 1857 году известный российский предприниматель немецкого происхождения Людвиг Кноп. Для своего времени это было наиболее передовое предприятие, оснащенное самым современным оборудованием.
Вокруг новых фабрик еще до революции возник целый городок со зданиями из красного кирпича. В деревянных особняках жило руководство, в каменных домах располагались квартиры мастеров, для рабочих же были построены казармы (в переводе с английского — barracks, т. е. бараки:))
У Кренгольма была и своя пожарная часть, сохранившаяся до наших дней. До недавних пор там и пожарные машины были.
Вообще Людвиг Кноп был в Российской Империи гораздо больше, чем просто хозяином одной из ткацких фабрик. Он был скорее организатором ткацкого производства, и все такие фабрики строились через него. В XIX веке промышленная сверхдержава в мире была всего одна, и это была Англия. Ткацкое производство там было развито, как нигде в мире. Вот с англичанами Кноп и договаривался обо всем. И если кто-то в России хотел заняться ткацким бизнесом, Кноп сначала проверял, насколько надежен его будущий партнер, после чего уже договаривался со своими контрагентами в Англии, которые и фабрику строили, и оборудование на нее поставляли, и в дальнейшем помогали с эксплуатацией, направляя туда своих инженеров.
Но в данном случае Кноп решил построить ткацкую фабрику уже для себя самого и постарался сделать так, чтобы она стала самой большой в Российской Империи. В этом ему помогло уникальное местоположение — на реке рядом с водопадами. И поначалу именно энергия воды использовалась для того, чтобы приводить в действие тысячи станков.
Первый кризис на Кренгольме произошел из-за революции 1917 года. Эстония тогда в первый раз стала независимой, и производить столько тканей ей было не нужно. Честно говоря, не сильно много знаю о то, как выживал комбинат в те годы.
Но когда в Эстонию пришла советская власть, «Кренгольмская мануфактура» снова расцвела. Еще на моей памяти комбинат составляли семь фабрик — Старопрядильная, Староткацкая, Новоткацкая, Йоальская прядильная, Георгиевская прядильная, Георгиевская ткацкая, Отделочная фабрика. Все это время самой распространенной профессией среди жительниц Нарвы была профессия ткачихи.
Был у «Кренгольмской мануфактуры» и свой Дом культуры им. Василия Герасимова, наверно самый известный в городе после ДК «Энергетик». Построили его в начале 1950-х годов по типовому советскому проекту.
Как работало производство в СССР? Хлопок из Узбекистана за безналичный расчет и по внутренним ценам поставляли на комбинат в Эстонию, где из него делали сначала пряжу, а потом и ткани. После чего эти ткани за тот же безналичный расчет и по тем же внутренним ценам продавались во все республики. Вроде как все были в плюсе, уж по крайней мере, нарвские ткачихи точно:)
Но дальше настал капитализм. Хлопок пришлось покупать за доллары. Ими же надо было платить за электроэнергию, воду и отопление. Это же основной закон капитализма — на каждом этапе каждый участник производственной цепочки хочет иметь свою прибыль, логично же? Ну да, в теории, дойдя до конца цепочки, свою продукцию можно реализовать за те же доллары и отбить затраты. Но не тут-то было! Вместе с капитализмом настала и глобализация. Бывшим республикам столько тканей по возросшей цене стало не нужно, потому как все это можно было купить в Азии гораздо дешевле. Куда сбывать продукцию? Некуда. А значит и комбинат тоже не нужен.
Вместе с комбинатом развалился и Дом культуры. Особенно неприглядно он выглядит сзади.
Что сейчас происходит на Кренгольме, сказать сложно. Все оборудование уже давным-давно продано. У оставшейся недвижимости вроде как есть владелец, который имеет на нее некие планы. Старинные здания XIX века объявлены памятниками архитектуры, и их сносить нельзя. Периодически возникают разные безумные планы — типа построить на месте Кренгольма несколько многоэтажек с квартирами бизнес-класса, либо возвести в старом русле реки международный аквапарк, куда будет вход как со стороны Эстонии, так и со стороны России.
Вот бы в бывшей водонапорной башне музей устроить. Оттуда наверно такие виды будут:)
А теперь проедем от Кренгольма еще немного в сторону Нарвского водохранилища. Кто забыл, в 1955 году на реке Нарва была построена Нарвская ГЭС, для подпитки которой пришлось поднять уровень воды, в результате чего образовалось довольно объемное Нарвское водохранилище. Чтобы водохранилище не стекало в старое русло реки, его подпирает плотина со шлюзами, которые открываются, когда уровень воды становится слишком высоким. На машине туда не подъехать, дорогу перегораживает шлагбаум.
По плотине проходит граница между Эстонией и Россией. Православная церковь на том берегу — это уже Ленинградская область. В детстве я по этой плотине ездил на велосипеде за тетрадками в Ивангород (эстонские тетради были хренового качества, а вот российские делались из белой вощеной бумаги, и исписанные странички приятно гремели при листании:))
А еще в этом месте проходит знаменитое Кольцо БРЭЛЛ. Знаете, что это такое? Это единая энергосистема Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы, сокращенно — БРЭЛЛ. В случае нужды, по этим ЛЭП электроэнергия может в случае разных нештатных ситуаций перетекать через границу в ту или другую сторону. Но Прибалтика к 2025 году из БРЭЛЛ хочет выйти, чтобы ни в чем от России не зависеть. Так что, видимо, и провода обрежут:)
А на водохранилище есть любопытные гаражные кооперативы — для моторных лодок. В советское время в Нарве их имели довольно многие. На лодке можно было поехать либо на рыбалку, либо за грибами или ягодами в Ленинградскую область, границы-то тогда не было!
Сейчас стало сложнее. Нарвское водохранилище — это пограничная территория, так что каждый выход на рыбалку надо сопровождать звонком на пограничный кордон. Ну, а в Ленинградскую область теперь вообще не сунешься:)
Господа лодочники! Убедительная просьба погасить задолженность за охрану лодочных гаражей:)
Как видно, не все господа оплачивают счета регулярно:)
А за гаражами, прямо на берегу водохранилища, располагаются многочисленные садоводческие товарищества
Это не просто какая-то речка, это начало подводящего канала Прибалтийской ГРЭС. Я про это уже как-то рассказывал.
Нарвская промышленность — что-то за последние 30 лет развалилось, но кое-что еще работает
А на обратно пути зайдем еще в один городок — больничный. Старому зданию больницы уже более 100 лет. Ее заложили в 1913 году, в честь 300-летия династии Романовых.
В советское время напротив старой больницы построили новый шестиэтажный корпус
В этом старом здании с двумя трубами раньше было детское главное отделение
В Эстонии уже много лет идет «оптимизация» медучреждений, поэтому в Нарве больничный персонал сокращают, а многие отделения переводят в региональную больницу в Кохтла-Ярве. Есть опасение, что скоро здесь останется одна скорая помощь. Вон там справа с торца — как раз заезд в приемный покой. Я там был один раз, когда навернулся с велосипеда и подозревал у себя перелом ребер. Но обошлось:)
А вот этот сгоревший когда-то давно дом с торчащей печной трубой стоит здесь, сколько я себя помню. Тоже, наверно, памятник истории? :)
Одна из основных улиц в Нарве — Кренгольмский проспект. Любили в советское время ставить многоэтажки по три штуки. И на этих, в отличие о тех, что в прошлом рассказе, никаких лозунгов на крыше вроде не стояло:)
Бывшая Нарвская средняя школа № 6, в ней я проучился с 1986 по 1988 год. Сейчас школа переехала в другое здание, объединившись со школой № 9. А всего за последние 30 лет в Нарве из 14 школ закрылись четыре — 7-я, 8-я, 9-я и 12-я. Но зато мы теперь стали более лучше одеваться, и для поездки в Румынию больше не надо проходить «комиссию старых большевиков» :)
Переходим железную дорогу и покидаем район Кренгольма
А на этом про зимнюю Нарву пока все. Как-нибудь летом надо будет прогуляться еще раз:)
Первая часть рассказа здесь —
Зимняя Нарва. Туристическая и не очень
В прошлый раз я вставлял ссылки на свои другие рассказы про Нарву, в этот же раз снова вставлю оглавление эстонских городов. Будем считать, что про Нарву я тоже написал:)
1. Зимой в Раквере
2. Муствеэ — черные воды Причудья
3. Кохтла-Ярве — город коричневого золота
4. Локса и полуостров Юминда
5. Йыхви — город, где растет клюква
6. Силламяэ — секретный эстонский атомград || Зимой в Силламяэ
7. Секретный Палдиски и полуостров Пакри
8–9. Кейла, Сауэ и морская крепость Петра Великого
10. Рапла — город, где родилась Анне Вески
11. Тапа. Вперед, к коммунизму! Или назад к ГКЧП?
12. Кивиыли — полукокс, терриконы и горные лыжи
13. Элва — дачное место на юге Эстонии
14. Сууре-Яани — Шлиппенбах, Ферзен и эстонские лауреаты Сталинских премий
15. Калласте — красные скалы Причудья
16. Кунда. Цементная столица и замок Тоолсе
17. Как правильно, Валга или Валка?
18. Зимняя Нарва. Туристическая и не очень || Кренгольм и господа лодочники
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм