Туристы обычно попадают в Нарву через автомобильный пограничный пункт, который выходит прямо на Петровскую площадь. Где их сразу же встречает 12-этажный жилой дом необычной конструкции. Штука наверху — это бак для воды, предполагалось, что дом будет служить также и водонапорной башней.
Однако в 1960-х годах в водоканалы уже стали поступать мощные насосы, которые могли создавать давление в водопроводе без применения громоздких водонапорных башен. Так что бак не понадобился, а дом так и остался забавным курьезом. Но зато здесь впервые среди нарвских жилых домов появился лифт:)
Сразу с Петровской площади можно попасть в Нарвский замок. Это главная туристическая достопримечательность всего города.
Нарвская крепость и ее стены
В феврале все завалено снегом
Галерея на крепостной стене
Нарвский замок от Петровской площади отделяет бывший сквер Ленинского Комсомола. Памятник с красной звездой как бы об этом напоминает:)
«Шведский лев» — памятник, возведенный на шведские деньги в память о сражениях Северной войны. Мазня на постаменте осталась с тех времен, когда после событий «бронзовой ночи» кто-то написал здесь белой краской, что тогдашний премьер-министр — «чмо». Надпись оттерли, но как-то не очень аккуратно:)
На другой стороне памятника, кстати, тоже такая мазня присутствует. Там под надписью на латыни Svecia Memor («Швеция помнит»), той же белой краской вывели «Мы тоже» :)
В советское время во всем городе была всего одна гостиница — NARVA. Потом с распадом СССР стали появляться частные мини-отели, а вот центральная гостиница пришла в запустение. Много лет она стояла с выбитыми окнами, так что местные остряки даже дали ей прозвище — «памятник Дудаеву». И правда, некоторая схожесть с руинами Грозного, которые тогда каждый день показывали по ТВ, очевидно присутствовала. Кончилось это все тем, что приехавши в Нарву премьер-министр Эстонии дал втык городским властям за то, что они не могут найти управу на собственника. Те наконец начали ворочаться, на собственника надавили, и он в основном здании таки сделал ремонт. Однако другая половина так до сих пор и стоит с выбитыми окнами :)
А здесь раньше была одна из самых загруженных автобусных остановок города, которая так и называлась — «Гостиница». А на крышах вон тех трех девятиэтажек во времена СССР красовался огромный лозунг из трех слов — ELAGU RAHVASTE SÕPRUS («Да здравствует дружба народов»). Как раз у подножия этих высоток эта дружба и торжествовала — вся парковка у женского магазина «Силуэт» (длинное одноэтажное здание) все время была заставлена машинами с номерами соседней Ленинградской области :)
На следующем фото — сразу три значимых объекта. Слева — Воскресенский собор, не так давно ставший кафедральным для новообразованной Нарвской и Причудской епархии. В центре — бывшая детская поликлиника. В детстве я часто болел и был постоянным клиентом этого заведения :) А на заднем плане — бывший завод «Балтиец».
Православный Воскресенский собор и бывший завод «Балтиец». Завод относился раньше к атомному Минсредмашу. Сейчас же я даже не знаю, кому он принадлежит, но какие-то небольшие предприятия там вроде функционируют, а потому корпуса еще не совсем развалились :)
Лютеранская Александровская церковь много лет стояла заколоченная. Но в 2007 году была восстановленная разрушенная еще в годы войны колокольня, так что теперь ее шпиль виден отовсюду.
Александровская церковь — вид с другой стороны
Слева на фото — консульство России в Нарве. Во время российских выборов у входа там бывает весьма оживленно:)
Мы подошли к вокзалу. До истории с Ковидом отсюда в Россию отправлялись автобусы Lux Express:)
В оформлении ж/д вокзала до сих пор присутствуют некие солдаты в касках и с винтовками. На фронтоне, правда, барельефы отсутствуют.
А за железной дорогой находится Кренгольмский район города, пройти туда можно по пешеходному мосту. С которого открывается хороший вид на железную дорогу:)
Здесь можно увидеть подвижной состав, принадлежащий как Eesti Raudtee, так и РЖД. Синий тепловоз — это эстонский 2ТЭ116, построенный на Ворошиловградском (Луганском) заводе в 1984 году. А красный на заднем плане — это российский ТЭП70БС, построенный на Коломенском заводе в 2012 году. Вообще, надо отметить, в России с производством локомотивов все довольно неплохо, каждый год строятся сотни новых тепловозов и электровозов, так что древнюю технику советской постройки сейчас уже встретить сложно. В отличие от Эстонии или, скажем, Украины:)
А здесь на фото слева — американский тепловоз General Electric C36-7. С их появлением у нас связана целая история. Если коротко — в начале 2000-х годов эстонское правительство решило продать ЭЖД иностранцам, причем не абы кому, а обязательно американцам. Догадываетесь, по какой причине? Ну и ожидаемо нарвались на международных жуликов. Их первым решением тогда было — поменять все советские тепловозы на американские. Нашли где-то в Мексике б/у технику, причем не поленились не только доставить эти тепловозы на другой конец света, но даже и перешили их с американо-европейской колеи 1435 мм на российскую 1520 мм. А дальше новые хозяева принялись выкачивать из железной дороги прибыль с такой скоростью, что даже эстонское правительство пришло в ужас. Пришлось в срочном порядке выкупать предприятие у американцев назад. Не знаю точных цифр, но переплатили, я так полагаю, изрядно. С тех пор прошло уже почти 20 лет, про эту грязную историю все предпочли забыть, но вот американские тепловозы с тех пор так и остались :)
(А синий тепловоз справа — это маневровый ТЭМ18, построенный на Брянском заводе в 2003 году)
Я на самом деле всех подробностей и сам не знал, но вот какая интересная статья в свое время появилась на портале Delfi :)
Американцев не подмажешь — в НАТО не въедешь. Примерно так рассуждали люди, оказавшиеся на Тоомпеа в министерских креслах в команде Марта Лаара.
Итоги подобной "целевой" политики оказались плачевны. В результате реализации чиновниками целевых политических установок победителем конкурса по приватизации ЭЖД поначалу был признан американский "консорциум" Rail Estonia. Однако вскоре обнаружилось, что под именем Тони Массеи, руководителя проекта Rail Estonia, скрывался разыскиваемый ФБР за отмывание денег и финансовое мошенничество в США некто Антонио Анготти, а его сподвижники на деле оказались сборищем аферистов.
СТОЙ! Пограничная зона! Вход только через проходную!
Ну, а в целом вся эстонская железная дорога переживает сейчас не самые лучшие времена. Российский транзит за последние годы сократился в несколько раз, экспортные грузы все чаще идут через Усть-Лугу, а эстонские политики вместо того, чтобы договориться о совместной работе, то и дело кричат, что вот уже завтра Россия нападет на Эстонию, а раз так, то о каком бизнесе может идти речь. Но ни для кого не секрет, что управляет страной у нас не президент или парламент, и даже не Евросоюз, а американское посольство:)
Пешеходный мост через железную дорогу и старая водонапорная башня
Дальше в сторону Кренгольма мы, пожалуй, не пойдем, а то я рискую превысить лимит по количеству фотографий :)
Магазин «Стекло» рядом с вокзалом, про него сейчас расскажу прикол. Дело было где-то в конце президентского срока Дмитрия Медведева. Понадобилось мне тогда купить матовое стекло для внутриквартирной двери. Прихожу, значит, в этот магазин и сразу попадаю в офис хозяина. Он важно восседает за столом, а на стене позади него висят ДВА портрета российских лидеров! Ну вы помните, наверно, как это тогда было :) Как такое возможно в Эстонии? Ну так магазин частный, портреты можно вешать любые, а российских граждан у нас в Нарве до сих пор едва ли не больше, чем эстонских :)
Нарвская ГЭС на реке Нарва была запущена в эксплуатацию в 1956 году. Хотя если точнее, стоит она вовсе не на реке, а на подводящем деривационном канале, идущем в обход знаменитых Нарвских водопадов. Поскольку канал был целиком прорыт по территории РСФСР, то и вся ГЭС тоже целиком относится к России.
Граница между двумя странами проходит по старому руслу реки Нарва, но если вода из водохранилища не сбрасывается, течение там почти отсутствует.
Классический вид — Нарвский замок и Ивангородская крепость
Липовая Ямка, река Нарва и Ивангородская крепость
Вид на Ивангородскую крепость и мост Дружбы
Нарвский замок, вид со стороны старого города
Правда от самого старого города после войны осталось всего несколько зданий, которые удалось отреставрировать. Все остальное просто снесли.
В середине 1980-х годов большим событием в Нарве стало открытие гостиницы Vanalinn («Старый город») вот в этом старинном отреставрированном доме. Но в «лихие девяностые» она зачахла точно так же, как и гостиница «Нарва». Как говорится — «не вписалась в рынок» :))
От старинной шведской ратуши после войны тоже мало что осталось, но ее, в отличие от всего остального, было решено сохранить. В советское время в ней располагался Дворец пионеров. Но сейчас внутри опять разруха, а сама ратуша снова требует реставрации.
А десять лет назад рядом с ратушей построили самое неоднозначное строение современной Нарвы — новое здание колледжа Тартуского университета. Оно отдаленно напоминает Биржу, что стояла на этом месте до войны, однако крышу молодые архитекторы развернули в обратную сторону, как это сейчас модно делать в Европе. Нарвское руководство попыталось судиться, но им сказали, что будет либо так, либо никак :)
И потому решили, что лучше уж так. Теперь в Нарве, по крайней мере, появилось новое и современное учебное заведение, куда не стыдно пригласить даже президента Эстонии :)
Темный сад — парк в старом городе на Нарвских бастионах
Еще одно отреставрированное здание. Раньше здесь размещались казармы, а теперь это — Художественная галерея Нарвского музея.
Холмы вокруг — фортификационные сооружения на бастионе «Глория»
С бастиона «Глория» открывается вид на здание, ранее имевшее довольно зловещую репутацию. В детстве слышал от мамы всякие ужасы про городскую инфекционную больницу, куда людей клали с одной заразной болезнью, а они там заражались другой :) Причем еще в дошкольном возрасте я туда чуть было не угодил сам. Врачи подозревали у меня менингит, и уже хотели оставить там одного, без мамы, как вдруг оказалось, что это всего лишь свинка, которой можно болеть и дома :)
А слева от инфекционной больницы — бывший туберкулезный диспансер. А еще там внизу на месте крепостного рва раньше было болото с камышами, в котором квакали лягушки :)
А это уже современная архитектура — Нарвский крытый спортивный комплекс. Нравится? :) На заднем плане — храм Нарвской иконы Божией Матери (2003), вторая православная церковь в Нарве.
Еще один из новоделов — торговый центр «Фама», названный так в честь одного из нарвских бастионов
Дом культуры «Женева» — самый большой концертный зал в городе. До Ковида здесь постоянно выступали актеры разных российских театров. А при СССР это был ДК «Энергетик», построенный за счет Эстонской ГРЭС. Уже тогда это была самая престижная площадка в ороде, где проходили самые разнообразные мероприятия. К примеру, именно здесь в 1981 году нас принимали в пионеры, а спустя несколько лет я там вместе с одноклассниками читал перед огромным залом стихи о войне и Ленинградской блокаде.
Напротив «Женевы» — самый большой в Нарве торговый центр «Астри». На эту башню тоже можно подняться :)
В конце 1970-х годов рядом с ДК «Энергетик» построили городской плавательный бассейн. Я и тогда в него ходил, и сейчас (иногда) хожу :)
А это самый большой в Нарве жилой дом по адресу Таллинское шоссе, 32. В нем 5 корпусов и 360 квартир. Мы здесь жили с 1980 по 1984 годы в квартире № 239. А пристройка с трубой — это газовая котельная. Одно время была такая тема — квартирные товарищества отключались от городской теплосети и переходили на отопление дешевым российским газом. Но потом газ перестал быть дешевым, и тема как-то сошла на нет :)
Храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия — третья в Нарве православная церковь. Была построена на пустыре совсем недавно. Раньше я через этот пустырь ходил в школу.
А возвращались мы с одноклассниками иногда через этот детский садик :)
Бывшая Нарвская восьмилетняя школа № 8. Здесь я учился с 1978 по 1986 год. Слева в торце на третьем этаже был наш класс — кабинет истории. Школа уже много лет как закрыта, сейчас в ее здании действует Детский дом творчества, бывший Дворец пионеров, съехавший из ратуши.
А здесь мы с одноклассниками играли в футбол и занимались другими видами спорта. Забавно - справа из-за школы выглядывает дом, где я жил :)
А в этом доме мы жили вплоть до 1980 года. Оттуда до школы можно было дойти всего за 5 минут. Но я все равно завидовал одноклассникам, жившим от школы прямо через улицу :)