Кохтла-Ярве - это город на северо-востоке Эстонии, возникший в 1946 году на залежах горючего сланца. Население на данный момент - 36 тысяч человек, эстонцев среди которых всего 15%. Из всех эстонских городов Кохтла-Ярве имеет наиболее разбросанную структуру, образовавшись в свое время из нескольких рабочих поселков, обслуживавших сланцевые шахты. В советское время его население доходило до 70 тысяч жителей, однако после того, как Эстония получила независимость, некоторые части города были выделены из его состава и стали самостоятельными - это уездный центр Йыхви, а также города Кивиыли и Пюсси. Сделано это было по политическим мотивам - считалось, что слишком большие русскоязычные города с их мощными профсоюзами и "забастовочными комитетами" угрожают новой эстонской власти.
Однако даже после всех этих реорганизаций город все равно продолжает состоять из нескольких удаленных друг от друга частей - это, прежде всего, центральный район Ярве, новый спальный район Ахтме, расположенный к югу от отделившегося Йыхви, а также Кукрузе, Ору, Сомпа, Вийвиконд, Сиргала и Кява. Обойти их все за один раз невозможно, а потому я пока ограничусь лишь центральной, Ярвеской частью города. Находится она чуть в стороне от шоссе Нарва-Таллин, ориентиром у въезда будет вот такая водонапорная башня.
Сразу поясню тему насчет "коричневого золота". Одно время в Эстонии стало модно придумывать девизы для каждого города. Именно тогда Нарва стала "городом хорошей энергии" (рядом расположены две электростанции), а Силламяэ - "городом свежих морских ветров" (расположен на берегу моря). Для Кохтла-Ярве тогда же был придуман несколько противоречивый девиз - "город коричневого золота". Имелось в виду, конечно, то, что большинство жителей города до сих пор занято в добыче и переработке горючего сланца, цвет которого как раз ближе всего к коричневому. Однако из-за всем понятных нехороших ассоциаций тема развития не получила и заглохла :)
Но продолжим прогулку по Ярвеской части города, начав от водонапорной башни. Вот здесь раньше находилась автостанция Кохтла-Ярве, все автобусы, направлявшиеся в Таллин, всегда делали здесь остановку. Но сейчас автовокзал перенесли в другое, более оживленное место.
Дома в этой части города особым изяществом не отличаются. Вот это вообще какой-то экспериментальный дизайн :)
Улица здесь называется Оутокумпу, в честь города-побратима Кохтла-Ярве, финского Оутокумпу. Дружбе между городами посвящен вон тот "камень содружества".
Делаем круг мимо облезлых "хрущевок"
Тут даже не пять этажей, а всего четыре
Вот и центральный перекресток Кохтла-Ярве. Тут в кадр попал трактор, везущий только что убранный снег.
Центральная улица Кохтла-Ярве - Ярвекюла. Влево уходит вторая основная улица - Калеви, ведущая в сторону шоссе Нарва-Таллин. Тут как раз хорошо видно, что дом слева был построен еще до "борьбы с излишествами в архитектуре", а дом справа - уже после :)
Дома с "излишествами" выглядят, конечно, посимпатичнее
Розовый дом напротив - гостиница ALEX. Как мне тут рассказали, ее хозяин в свое время выжил в страшной катастрофе парома "Эстония" и на полученную от судоходной компании компенсацию смог купить это здание, в котором и открыл отель.
А это городская библиотека. Что это там за указатель справа?
Вот такой местный креатив. Все стрелки, как я понял, указывают на библиотеку, где можно найти книги на соответствующую тему. А вот Вестерос - это еще и город в Швеции, которая тоже находится в том же направлении :)
А вот и главная площадь Кохтла-Ярве
Это что, у нас такая радиостанция есть - Юмор FM? И правда, в Эстонии она тоже вещает.
"Юмор FM" делает упор на сатирические и юмористические передачи. Филиалы "Юмор FM" работают в 148 городах России, а также Риге и Минске.
От центральной площади начинается пешеходная аллея с лавочками и фонарями
"Знак, у которого все фотографируются", оказывается и в Эстонии есть такая тема. Правда я не знаю, зачем рядом с ним фотографироваться :)
У нас в Нарве есть такой квартал в городе - Коолипыйк ("школьный переулок"), он весь застроен старыми двухэтажными домами и потому является в городе самым непрестижным, чуть ли не трущобами. Здесь же, в Ярвескй части Кохтла-Ярве, такое ощущение, что все дома именно такие. Смотрится, честно говоря, не очень.
Еще один домик послевоенной постройки. Рядом - вездесущая Maxima.
Вообще, конечно, есть в Кохтла-Ярве и более современный район, с обычными пятиэтажками и девятиэтажками - бывший т.н. Соцгород - но он расположен чуть дальше на север, я туда не пошел.
Недостаток красоты компенсируется салоном красоты :)
Показывал эти фотографии сотрудникам на работе, одно время жившим в этом городе. Они каждую фотографию сопровождали емким нецензурным словом на букву П :)
И тут вдруг посреди этого П появляется вот это. Как говорится, вот вам четыре буквы, Ж, 0, П и А, сложите из них слово "счастье". В Кохтла-Ярве, как мы видим, сложили :)
Впрочем, именно здесь, на площади перед горуправой, Кохтла-Ярве становится отдаленно похож на Санкт-Петербург :)
Монумент "Слава труду". Судя по ступенькам на трибуне, именно здесь в советские времена проходили демонстрации трудящихся. Я, кстати, хоть и живу в этом регионе очень давно, но в этом месте - в первый раз. До этого видел этот памятник только в фотоальбомах типа "Советская Эстония".
Панорама площади. В центре памятник, по бокам "сталинский ампир". Горуправа остается за спиной, не попадая в кадр. Но там здание страшное, совершенно не гармонирующее с окружением.
Над этим "креативным" указателем мы, конечно, долго смеялись :)
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан :)
Я же направился обратно к машине, которую оставил на улице Ярвекюла у одного из магазинов.
Кстати, насчет магазинов, приведу здесь давний комментарий от одного из моих читателей, Александра из СПб -
Спасибо за информацию о городе. Для нас, ленинградцев, Кохтла-Ярве был КТМ (конечной точкой маршрута) однодневных вылазок в Эстонию, за что нас совершенно справедливо и называли "покупантами". От водонапорной башни шла улица магазинов, она идет и сейчас, только в этих магазинах для нас уже ничего интересного нет.
А раньше - все было нужно и интересно!
Вначале шла Нарва, а потом - Кохтла-Ярве. Машину ставили около водонапорной башни или на пустыре, где сейчас Сельвер. Потом - разделившись на группы по интересам - мужчины в спорттовары за автозапчастями, а женщины - в одежду. Встречались у продовольственного, где покупали Вана Таллин, пиво (если повезет) ну и молочные продукты.
И помню симпатичное кафе "Трилобит", кажется, после улицы магазинов - направо.
Удивлял нас отличный асфальт (по сравнению с Ленинградом), обилие дорожных знаков и светофоров, здесь мы впервые увидели светофоры на фермах над дорогой. Ну и аккуратные домики. Теперь все это в прошлом, к сожалению. Вид у города весьма-весьма убогий. На фотографиях он выглядит даже лучше.
В Кохтла-Ярве есть и свои "пять углов". Вот здесь улица Лидии Койдула уходит от перекрестка под углом 45 градусов в сторону той самой центральной площади, где мы недавно были.
В феврале 2018 года Эстония отмечает 100-летие независимости
Останки ветряной мельницы у въезда в город
На стоянке у торгового центра Prestone. Уличный рынок в стиле 1990-х и водонапорная башня на заднем плане.
Тут появляется зловещего вида социальная реклама. Кому выгодна торговля контрабандными сигаретами? Понятное дело, кому - русской мафии!
Зашел на указанный сайт, где разъясняется схема работы контрабандной торговли. Как видим, женщина с плаката - это конечный продавец :)
А этот мужик - региональный дилер. Кстати, вскоре после того, как я сделал этот кадр, при просмотре интернет-сайтов на телефоне у меня тоже стала вылезать такая же социальная реклама. Как видно, Андроид распознает фотографии и подставляет данные оттуда в контекстный поиск. Мы под колпаком!
Но едем дальше, в сторону промзоны. И по дороге попадается вот такой дворец с ведущей к нему аллеей.
Это оказался центральный дом культуры, вот точно не знаю, относящийся то ли к сланцедобытчикам, то ли к сланцепереработчикам. Вообще в Кохтла-Ярве два основных работодателя. Во-первых, это сланцедобывающее подразделение Eesti Energia (бывший "Эстонсланец") и сланцеперерабатывающее предприятие VKG - Viru Keemia Grupp (бывший "Сланцехим"). Кстати, обратите внимание на герб советской Эстонии на фронтоне дома культуры :)
В Кохтла-Ярве, основанном в 1946 году, есть всего одна церковь, да и та на окраине, ближе к промзоне. Построена она была еще до войны, в 1938 году, отсюда такая странная архитектура. И это ее еще "оправославили" в последующие годы, а поначалу она была вообще непохожа на русскую церковь.
Но вот мы въезжаем в промзону. Это Кохтла-Ярвеская ТЭЦ, работающая на сланце. Позади электростанции - сланцеперерабатывающий комбинат VKG (бывший "Сланцехим"). Как известно, сланец можно не только сжигать, из него путем пиролиза можно также выделять углеводороды.
Железнодорожные пути и водонапорная башня, оставшаяся еще с паровозных времен.
Вообще горючие сланцы в Эстонии открыли еще в начале XX века, но промышленную разработку начали только в 1920-х годах, во времена первой Эстонской Республики. Кстати, я читал, что вот эта башенка слева от путей была изображена на купюре в 100 эстонских крон 1935 года.
Вроде слева вверху и правда эта башня?
Однако массовое применение сланца началось только в советское время. В 1950-х годах в окрестностях Нарвы началось строительство сначала Прибалтийской, а затем и Эстонской ГРЭС.
А на этом я прогулку по зимнему Кохтла-Ярве завершаю. Надо будет потом вернуться сюда летом, когда здесь не так мрачно.
Вряд ли вы сюда поедете, но все равно обозначу все посещенные места на карте :)
Вы спросите - неужели в городе совсем нет ничего интересного, ради чего можно было бы туда приехать? Оказывается есть, как я мог забыть! Уникальный шахтерский музей в настоящей сланцевой шахте! Про него у меня опубликован отзыв, можете оценить, если еще не видели.
"Не космос - метры грунта надо мной ..."