Расскажу еще про одно место в Эстонии, где туристы бывают очень редко. Это Тапа — небольшой городок в Ляэне-Вируском уезде, известный в основном лишь узловой железнодорожной станцией. Здесь расходятся две линии, идущие из Таллина — дальше одна из них уходит на Нарву и Санкт-Петербург, а другая — на Тарту, Ригу и Москву.
Если же ехать не на поезде, а на машине, то мимо Тапа вы скорее всего будете проезжать по дороге из Нарвы в Пярну. Но именно что проезжать, а не заезжать, потому что дорога идет по объездной вокруг города. Сам очень много раз так ездил, а в сам город заехал всего один раз. Центральная площадь в Тапа выглядела тогда примерно так.
Посмотрел на Street View — за прошедшие 12 лет там мало что изменилось, разве что вместо безымянного торгового центра появился магазин эстонской сети Grossi:)
До XIX века Тапа была обычной деревней, рядом с которой располагалась усадьба Тапс, принадлежавшая остзейскому роду фон Фок. Все изменилось в 1870 году, когда через Тапа прошла железная дорога Санкт-Петербург — Нарва — Ревель (Таллин). Позднее здесь было построено ответвление в сторону Дерпта (Тарту). С тех пор все развитие города шло за счет железной дороги.
В послевоенное время появилось еще одно «градообразующее предприятие» — в Тапа был построен советский военный аэродром. До 1991 года здесь базировался авиаполк, на вооружении которого состояли истребители МиГ-23. Но были и другие воинские части.
После того, как советские/российские войска ушли, аэродром оказался заброшен, хотя саму территорию авиабазы заняла под свои нужды эстонская армия. Сейчас там располагается пехотная бригада, старые здания казарм вокруг аэродрома постепенно сносятся, а вместо них строятся новые. Причем, как можно видеть на Google Maps, постройки возводятся в том числе и на месте бывших взлетно-посадочных полос, т. е. сам аэродром больше использовать не планируется.
По поводу того, откуда возникло такое название — немецкое Taps и эстонское Tapa — у лингвистов единого мнения нет, а есть лишь некоторые версии. Утверждение же, что название произошло от эстонского tapa («убей») или tapamaja — («скотобойня») — не более чем досужие вымыслы.
Но вместе с тем, мне вспомнилась по этому поводу одна байка. В 1951 году в ходе очередной административной реформы в Эстонии был образован отдельный Тапаский район. Раз есть район — должен быть райком партии, а у него — своя газета. И вот якобы собрались местные коммунисты и стали решать, как эту газету назвать. Сначала предложили — назовем ее «Тапаский коммунист», по-эстонски — Tapa Kommunist. Но потом поразмыслили и решили, что называть газету «убей коммуниста» это все же не очень хорошая идея, особенно для 1951 года:)
Газету в итоге назвали Edasi Kommunismile — «Вперед к коммунизму». И это уже не шутка, такая газета на самом деле была и выходила до 1962 года, когда Тапаский район ликвидировали и присоединили к Пайдескому.
В 1989 году, когда еще действовал военный аэродром, население Тапа насчитывало свыше 10 тысяч человек, эстонцев из них было 38 процентов. На сегодня осталось 5 тысяч человек, и теперь доля эстонцев — около 60 процентов.
А теперь перейдем к ж/д вокзалу Тапа. С ним у меня связана одна любопытная история. В августе 1991 года я ездил к родственникам в Ригу. Возвращался оттуда 18 августа на ночном поезде Рига — Таллин, в Тапа я собирался выйти и дальше пересесть на утренний дизельный поезд, идущий в Нарву.
И вот, значит, выхожу я утром на вокзале в Тапа, там на перроне уже собрался народ, все ждут поезда в сторону Нарвы. И тут появляются два пожилых мужика, и один начинает рассказывать другому —
— А ты знаешь, что Горбачева сняли? И теперь у нас новый президент — Янаев!
Я конечно посмеялся над этими разговорами, потому как оба мужика были не совсем трезвыми. Но приехав домой в Нарву, я обнаружил, что власть и правда захвачена ГКЧП, а по всем телеканалам транслируют «Лебединое озеро» :)
А в Тапа помимо вокзала имеются еще и две церкви основных религиозных конфессий. Первой была освящена православная церковь Иоанна Предтечи — в 1904 году, как раз в те годы, когда шло бурное развитие железных дорог и местного депо.
Лютеранская церковь Св. Иакова была построена в 1932 году, в период первой независимости Эстонии. Причем на шпиль тогда денег не хватило, его поставили лишь в 1994 году.
Вставлю еще несколько панорам с Google Maps с более свежими видами. Это автовокзал.
А это на ж/д переезде. Какая мощная здесь была водонапорная башня, аж двойная. Раньше с нее паровозы заливали водой для выработки пара.
Застройка в городе в основном двухэтажная, 1950-х годов, ну и плюс большой частный сектор
А это КПП у въезда на военную базу, построенную на месте бывшего аэродрома. Новым градообразующим предприятием в Тапа теперь является именно она. Роль железной дороги в жизни города в связи с прекращением российского транзита в последние годы сильно снизилась.