Город Муствеэ находится в Эстонии, в уезде Йыгевамаа, на берегу Чудского озера. Население его составляет примерно 1500 человек, из которых русских примерно 60%, эстонцев 40%. Город с давних времен известен как центр поселения старообрядцев, бежавших от преследований из России в XVII веке. До революции назывался Черные горы, Черный посад или просто Черно. Сегодня название и города, и протекающей через него реки так и переводится с эстонского — «mustvee», т. е. «черные воды».
Самая современная часть города — это центральная площадь, на которой располагается автовокзал. Но вообще имейте в виду, что город находится чуть в стороне от дороги, и далеко не все рейсовые автобусы сюда заезжают.
В целом же город одноэтажный и в основном состоит из деревянных домов, таких, как вот этот
В Эстонии Муствеэ уникален тем, что здесь есть церкви аж сразу четырех христианских конфессий. Ближе всех ко въезду в город стоит лютеранская церковь. Построена она была в 1880 году. В 1939 году сгорела, но была восстановлена.
Сразу за лютеранской церковью располагается мэрия Муствеэ. Домик довольно неприметный, так что я его даже и не заснял. Вставлю панораму с Google Street View.
А дальше мы подходим к основной православной церкви Муствеэ. Храм Святителя Николая был построен на средства казны и освящен в 1866 году. В целом я бы не сказал, что церковь поражает своей красотой.
Рядом на лужайке небольшое кладбище с крестами. Крестов немного, возможно, здесь похоронены священнослужители?
На могилах высажены цветы
Как уже было отмечено в начале, название города — Муствеэ — можно перевести как Черноводск. А одноименную речку, протекающую через город я бы назвал Черноводной. Прямо как в «Игре престолов» :)
Через речку переброшено несколько пешеходных мостиков
Кстати, в средние века именно по этой речке проходила граница между двумя частями Ливонской конфедерации — собственно Ливонским орденом и Дерптским епископством. На Google Maps даже обозначен древний камень на месте границы.
Мы же подходим к самому центру Муствеэ, наиболее оживленной его части — устью реки Черноводной и пляжу на берегу Чудского озера. Здесь у причала стоят разные плавсредства.
Основное занятие жителей Муствеэ — рыболовство. Правда рыбаки жалуются на то, что власти постоянно накладывают разные ограничения на их деятельность. Это в советское время рыбачить можно было круглый год, а сейчас, по правилам Евросоюза, только два месяца в году. Опять же из-за конфликта с Россией оказался потерян восточный рынок, сбывать улов стало некуда. В итоге рыбная отрасль на Чудском озере уже много лет как в глубоком кризисе. Многим рыбакам только и остается, что выходить на шоссе Йыхви-Тарту и торговать рыбой там. Это, кстати, одна из местных особенностей — когда едешь в Тарту, именно рядом с Муствеэ на обочинах дороги появляются лотки с копченой рыбой, а также с местными продуктами — картошкой, луком, яблоками, клубникой.
Также имеются некоторые сложности из-за пограничного статуса Чудского озера. Все катера и лодки, выходящие на озеро, должны отмечаться у пограничников. Вон то здание — это пограничный кордон. На вышке стоят радары, отслеживающие, нет ли нарушения границы.
А по другую сторону от реки — лужайка и пляж
На пляже народ вовсю купается. Правда с пляжами здесь тоже не все здорово. Это на северном берегу Чудского озера берег чисто песчаный, а вот здесь, как можно видеть, береговая линия зарастает камышом, и чтобы зайти в воду или спустить лодку, его приходится выкашивать.
Вот что удобно — стоянка прямо у самого пляжа
Но пройдемся дальше по главной улице, идущей вдоль Чудского озера. И тут на глаза попадается вот такой скромный памятник на братской могиле погибших в Великой Отечественной войне. «Скорбящая дева», скульптор Эльмар Ребане, 1973 год.
А теперь обещанные церкви старообрядцев. Кстати, стоило бы напомнить, кто это вообще такие — старообрядцы.
Старообрядчество возникло после того, как Патриарх Никон в 1650-х годах внес некоторые изменения в богослужебные традиции, дабы приблизить тогдашнее русское православие к традиционному греко-византийскому. Однако люди в те времена были темные, многие отказались принять изменения и, предав «новообрядцев» анафеме, ушли в так называемый «раскол». Раскольников потом долго преследовали, обзывали еретиками, и нередко жестоко расправлялись с ними. Вот поэтому многие старообрядцы перебирались на другой берег Чудского озера, который тогда принадлежал шведам. Шведов особенности православной службы волновали мало — они были лютеранами.
Но вообще, конечно, интересно, что же изменилось в православной церкви такого важного, что народ ради этого шел на смертные муки? А основных изменений было всего пять.
1. Церковные книги были заново переведены с греческого языка, в них устранили накопившиеся ошибки.
2. Креститься теперь следовало не двумя перстами, а тремя.
3. Крестные ходы теперь полагалось проводить против солнца, а не наоборот.
4. Возглас «аллилуйя» стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
5. И если раньше для проскомидии пекли семь просфор, то теперь их должно было стать пять.
Вот как вам? Я бы еще проследил, с правильного ли конца правоверные разбивают яйца. Остроконечники против тупоконечников :) Хотя вот вам смешно, а народ 350 лет с этим живет и не собирается отказываться от своих убеждений.
У входа в старообрядческую церковь висит памятка для прихожан, непосвященных в старообрядчество.
Если же проехать чуть дальше на юг, город Муствеэ плавно перетечет в деревню Рая (Раюши, эст. Raja)
В этой деревне нас ждет вот такое чудо — «Свято-Никольская моленная Раюшской староверческой общины». До войны там была еще и церковь (молельня), но она сгорела, от нее остался лишь фундамент. То, что сохранилось — это колокольня той церкви.
Это место известно тем, что до 1930 года здесь жил знаменитый иконописец, основатель иконописной школы Причудья Гавриил Фролов.
Здесь тоже можно выйти на берег Чудского озера
На берегу стоят лодки местных жителей
А это уже деревня Казепя (Kasepää). Тоже старообрядческая. Но не будем далеко удаляться от Муствеэ, повернем назад.
Кстати, на окраине Муствеэ присутствует вот такая заброшка. Интересно, что здесь было раньше? На Викимапии ничего нет.
А в завершение прогулки я хочу показать вам еще одну интересную церковь. Это построенная в 1878 году Свято-Троицкая Единоверческая церковь. Никогда не слышали про Единоверие?
Это такое направление в православии, которое возникло в XVIII–XIX веках с целью примирить старообрядцев и обычных православных. Сторонникам единоверчества разрешалось креститься двумя перстами, как и старообрядцам, разрешалось использовать старые, дореформенные книги, но при этом они признавали верховенство Московского патриархата.
Тут же рядом на трех языках рассказывается об истории единоверчества. Здесь же «единоверцы» рассказывают о том, как их притесняют православные. Еще в советское время забрали утварь и не отдают!
Всего в Эстонии 47 городов, это был рассказ про второй из них. Надеюсь, когда-нибудь сделаю рассказы про все 47:)
1. Зимой в Раквере
2. Муствеэ — черные воды Причудья
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия