Город Локса находится на севере Эстонии, примерно в 60 км от Таллина, на берегу Балтийского моря. Это самый северный город в Эстонии. Живет здесь чуть менее 3 тысяч человек, эстонцев среди них лишь 30%.
Градообразующим предприятием, как говорят в России, здесь является Локсаский судоремонтный завод. Ну или по-иностранному — Loksa Shipyard Ltd. Сейчас он принадлежит концерну Moller-Maersk Group. Но вот работает он или нет — я не знаю. Помнится в новостях проходила информация о массовых там увольнениях.
А самым известным уроженцем Локса является российский предприниматель, руководитель департамента транспорта города Москвы — Максим Ликсутов.
Приезжаем в Локса на автовокзал
1
Лютеранская церковь в Локса. Построена в 1847–1853.
3
Церковь в Локса
3
Магазин Konsum на центральной площади
1
Малые архитектурные формы
1
Больше всего поразило, что в такой дыре оказывается есть пункт подзарядки электромобилей:)
2
Город Локса невероятно продвинут — здесь можно зарядить электромобиль
1
Просто перекресток
1
А этот торговый центр наверняка был популярен еще среди советских автотуристов:)
1
Вот такие колоритные избушки стоят здесь на главной улице
4
В этой избушке явно никто не живет. Могли бы россиянам продать в качестве евросоюзной недвижимости:)
1
Это она же
1
Гордая вывеска на деревянном доме — Бизнес-центр:)
2
А вот это вообще прелесть, не правда ли? Надпись на вывеске — «Окна Двери Лестницы Кухни»
3
Но вот скорые тут — современные Мерседесы
1
Подъезжаем к градообразующему предприятию — судоремонтному заводу. Последние новости, какие я слышал о заводе лет пять назад — это что оттуда сократили всех сотрудников. Теперь предприятие живет лишь сдачей в аренду своих цехов.
1
Труба возведена в 1969-м году.
1
У проходной завода. Водонапорная башня и фура компании Herentes
1
На берегу моря. Вид на судоремонтный завод
2
Пожарная часть. Пожарки тоже современные
1
Уезжаем из города тоже на автобусе. А Лансер в кадре стоял так, для мебели:)
1
Продолжим движение дальше, в сторону полуострова Юминда, где нас ждет карта достопримечательностей.
2
На севере полуострова Юминда в лесу стоит вот такой маяк.
3
Железобетонный маяк на полуострове Юминда был построен в 1937-м году. Он счастливо избежал разрушения в годы войны и дожил до наших дней. Однако со временем, видимо, лес вырос настолько высоко, что стал заслонять собой огонь, поэтому в 2006-м году маяк надстроили на 8 метров. Теперь его высота 32 метра от уровня земли и 40 метров от уровня моря.
Вот так маяк выглядел до надстройки и так — после надстройки. Фото с эстонской Википедии.
3
А на самой крайней точке полуострова, если выйти на берег, можно увидеть вот такой памятник погибшим участникам Таллинского перехода.
3
Таллинский переход — так называлась операция по эвакуации основных сил Балтийского флота и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года.
Оборона Таллина продолжалась с 5 по 28 августа 1941 года. Уже 7 августа немецкие войска вышли к Балтийскому морю и отрезали город с суши. Попавшие в окружение части и гражданских служащих в итоге пришлось эвакуировать морем.
Из Таллина вышли 225 кораблей и судов (в том числе 151 военный корабль, 54 вспомогательных судна, 20 транспортов). До Кронштадта дошли 163 из них (132 военных корабля, 29 вспомогательных судов, 2 транспорта), а также неустановленное число малотоннажных гражданских судов, не подчиненных командованию флота. Во время перехода погибли 62 корабля и судна (19 боевых кораблей и катеров, 25 вспомогательных судов, 18 транспортов).
Данные о погибших разнятся. На мемориальной доске в память погибших участников Таллинского перехода, указано 10 903 погибших. По другим данным их было около 15 тысяч. 28 августа на эскадренном миноносце «Яков Свердлов», подорвавшемся на мине, погиб 1-й председатель Совета Народных Комиссаров Эстонской ССР Йоханнес Лауристин.
Наибольшие потери Балтийский флот понёс у мыса Юминда, несколько десятков кораблей лежат там сейчас под водой. На самом мысе в память о тех событиях поставлен памятник — гранитный валун и мемориальная доска в окружении морских мин.
Обратите внимание, что мемориальная доска явно новая. Подозреваю, что раньше на камне была другая, советская табличка. Эстонцы поставили новую, стыдливо-обтекаемо-политкорректную — «Жертвам Второй Мировой войны».
1
В окрестностях есть еще несколько объектов. Это похоже на пограничный радар, который сканирует морскую акваторию.
1
Укзатель показывает, где раньше стояли советские артиллерийские батареи.
1
А это тоже интересный указатель. На нем по-эстонски написано — «В 1980-х годах здесь была ложная ракетная база со всей атрибутикой». Были в советское время и такие базы? А сзади это что, деревянная ракета?
1
Ладно, едем назад.
1
И заезжаем на болото, где находится валун Маякиви — якобы третий по размеру в Эстонии. На горке стоит смотровая вышка, на которую можно залезть. Вышка правда вся замшелая, так что залезал осторожно.
1
На верхней площадке
2
Вид на болото и дощатую дорожку
3
От вышки лестница спускается к болоту
3
По болоту ведет дощатая дорожка. Валун должен быть где-то вон там в лесу.
1
Входим в лес
4
Вот и он — валун Маякиви, что по-эстонски означает «Камень размером с дом»
5
Действительно немаленький, наверх можно забраться по лестнице
1
Информация для туристов
1
В лесу
1
Возвращаемся к вышке
1
На обратном пути, возвращаясь на шоссе Таллин-Нарва заехал посмотреть на усадьбу Колга.
2
Усадьба принадлежала дворянскому роду Стенбоков. В 1990-х годах возвращена их потомкам. Как написано в путеводителях — несмотря на то, что большая часть зданий находится в руинах, приусадебный комплекс и теперь производит величественное впечатление.
2
Главное здание усадьбы построено в 1760–1820-х годах.