Если бы не наши древние предки гориллы, к которым мы так долго стремились в гости и с которыми после многих приключений, таки, встретились, вряд ли мы испытали бы сильнейшие эмоциональные впечатления, которые дал нам рафтинг в верховьях Нила. Специально на него из наших людей, вряд-ли кто поедет в такую даль. Ну, а таковых европейцев мы там встретили! С этим приключением на Ниле трудно сравнить те спуски по рекам, которые мне довелось сделать в разных частях нашей большой Земли — и в Юго-Восточной Азии, и в Австралии, и в Европе. Наверно, на одну планку по сложности и эмоциям, можно поставить рафтинг по реке Замбези, который начинался сразу после водопада Виктория. И на Замбези, и на Ниле мы прошли пороги 4-й и 5-й категорий сложности. На порогах 6-й категории рисковать не стали и обнесли плоты по земле…
8 января. Целый день рафтинг
Итак, после долгого дневного переезда (496 км) с озера Буньони, на пару дней остановились в кемпинге Adrift/Nile High Campsite. Он был очень удачно расположен на высоком правом берегу Нила, километрах в 3–4 от города Джинджа.
Adrift/Nile High Campsite
Наша кухня в кемпинге Adrift/Nile High Campsite
Когда египтяне пытались проникнуть в глубь Африки по Нилу, их останавливали именно пороги, но современные технологии изготовления плотов позволили в июле 1996 г. совершить первый сплав по реке Виктория-Нил. С тех пор Уганда стала местом паломничества для тех, кто хочет повысить свой спортивный уровень и здесь — с нашего кемпинга — происходит место старта.
Как всегда, утром начинается регистрация участников рафтинга, затем происходит оплата и разделение по экипажам. Все с разной степенью подготовки. Но — деньги на бочку и вперед! Фирма гарантирует безопасность и удовольствие всем!
Однако рафтинг, как и все экстремальные виды спорта, все же предполагает определенную готовность к риску и каждый расписался в том, что любые последствия для здоровья он принимают на свою полную ответственность. Организатор — компания Adrift. Она уже много лет занимается здесь этим делом и, по-моему, является единственно хорошо оснащенной в этой области активного отдыха. Половина участников рафтинга живет в нашем кемпинге, а остальная часть приехала из угандийской столицы Кампала. Наступил вечер, который все провожали в баре на высоком берегу реки. Спокойный закат солнца, тихое журчание Нила, легкий коктейль или пара глотков виски — что еще надо европейскому человеку для счастья в Африке в предвкушении хорошего экстрима?
С раннего утра вовсю идет подготовка — спасатели надувают плоты, проверяют и комплектуют снаряжение для участников. Опытных людей сразу видно — они спокойно примеряют снаряжение — жилет и каску и со знанием дела выбирают весло. Новички немного тушуются, суетятся и не знают с чего начать. Но, надев на себя снаряжение, и с веслом в руке, все гордо фотографируются на память (они еще не знают, что их ожидает!). А на пути будет более десятка сложных и интересных порогов.
Рафтинг на целый день стоит 125 долларов и включает в себя прохождение 11 порогов (половина из них — 4–5 категории сложности). Расстояние сплава — около 30 километров. Из приятных вещей — Lunch и Dinner: первый на островке, а второй — с барбекю и пивом — в конце рафтинга. Руководитель всего этого мероприятия канадец Эндрю — веселый малый с копной соломенных волос под теплой шапочкой на голове.
Он единственный из белых сам был рулевым и первым показывал как нужно проходить пороги. Наша австралийская парочка Эрика и Шайн сразу же пристроились к нему на плот. На всех остальных трех плотах рулевыми были черные ребята, но квалификация у них была тоже хорошая. После инструктажа на земле и общего фото на память (а вдруг последнее?), спускаемся к руслу реки. Там уже нас ждут плоты. На нашем плоту собралась вся своя группа из 7 человек. 5 мужчин и две женщины. Загребными, как самые «досвидченые» (опытные), были я и Петр.
На этих популярных сейчас во всем мире падл-рафтах (плот на веслах) каждый участник должен стать членом единой команды, которой управляет опытный рулевой-капитан. Его приказы должны выполняться быстро и беспрекословно. Команда должна действовать как один человек и экипажу нужно только выполнять команды капитана, не раздумывая ни секунды над ними.
В качестве такого командира нам достался чернокожий малый Джума. Он кратко прочел лекцию о правилах поведения при управлении плотом. Команды простые и их всего несколько, но выполнять их нужно быстро и точно. Основные команды такие: get down- падать на дно рафта, get up — встать, hold — так держать, out — все из рафта, back perrows — грести веслом назад, и, наконец, forward — грести вперед! Если замешкаешься — можно получить веслом по голове от соседа или выпасть в реку. И то и другое неприятно, но не всегда смертельно.
Из семи человек нашего экипажа практически никто не знал угандийского английского кроме меня. Пришлось брать на себя функции и переводчика, и второго капитана. Обучение на тихой воде прошло нормально. Долго не могли приспособиться к команде get down — никак не удавалось разом уместиться всем на дне рафта. Если первым падал Петр, который весил почти 100 кг и с которым мы были первыми загребными, мне уже места на дне плота не было — спереди ведь нос сужался и, соответственно, наше внутреннее пространство было меньше чем у других пар.
Несколько раз для практики повыполняли все команды и разок специально перевернулись, чтобы почувствовать вкус воды и научиться возвращать плот в нормальное положение. С трудом забрались обратно на плот. Особенно трудно вылезать из воды первому-второму. Но первым всегда был Джума, а вторым, как самый могучий — Петр. Каково будет дальше — покажет жизнь. Новички, кажется, немного струхнули, но вида не подавали. Во всяком случае, внешне. Все наши мужчины кроме Славы, уже имели опыт сплавов. Мы с Петром были на очень сложном рафтинге на Замбези. Кроме того, мы с Пашей и Виктором сплавлялись год назад на Бэррон-ривер в Австралии. Конечно, это не Замбези, но опыт был.
После короткой программы обучения пошли на первый порог Morning Shower (утренний душ). Он был прямо под баром нашего кемпинга и нужно было его пройти хорошо, чтобы не оплошать в глазах наблюдавших сверху женщин. Этот порог, или по ихнему — Repid, прошли нормально. Да он, наверное, и никакой категории не имеет.
Приятно качнуло, а дальше плывем по течению около километра и выполняем учебные команды get up, out, back perrows и forward. Купаться в Ниле приятно — вода теплая и уже (остались перед плотиной ГЭС на оз. Виктория) нет крокодилов. А другие крокодилы появятся гораздо ниже по течению. Впереди послышался легкий шум. Это порог Donald Duck (категория 4к). Проходим легко. Становится радостно — We did it! — мы сделали это!
Дальше следует второй рэпид четвертой категории Bujagali Falls. Все ОК! — нас снимают на видео! Будет что показать дома! И вдруг, уже вынырнув, наш плот резко кренится, переворачивается, и мы все оказываемся в воде. А некоторых плот накрывает с головой. Оказывается (это мы потом хорошо увидели на ДВД), наш кормчий Джума коварно дергает в одну сторону за веревку и плот переворачивается. Оказаться прямо под плотом было не очень приятно. Можно, если запаниковать, даже и захлебнуться. И хотя под ним много воздуха, находиться долго в таком положении неприятно.
Под плотом, как потом оказалось, нас было четверо. Нужно было быстро приподнять его край и вынырнуть из-под него. Благо, вода глубокая. Джума уже был на его крыше (днище) и быстро с нашей помощью возвратил плот в нормальное состояние. — «Это была тренировка» — заулыбался Джума. «Все ОК?» «Ес! Ес, Сэр! Вот, сука!». Но, спасибо за науку — больше мы ни разу не переворачивались.
Как говорят в Одессе - "И вижу весь я свет в одном глазе"
По обоим берегам реки видна большая стройка — строится очередная плотина Bujagali Hydropower Plant, которая была введена в строй в 2012 году. Если ее построят, то тех порогов, через которые мы прошли, уже не будет никогда. Ну, а которые ниже — останутся. Следующие два порога прошли на «ура» — мы все можем! Потом почти два километра пришлось сидеть и грести веслами.
После несложных рэпидов Easy Rider и Total Gunga наш капитан как-то посерьезнел и это передалось нам — «Сейчас будет Silver Back — Серебряная спина — 5-я категория сложности! Другое название у него — Big Brother (Большой брат). Слушать и быстро выполнять все команды! Вперед!» И, работая изо всех сил веслами, мы понеслись навстречу водной пыли, которая кипела впереди. Порога не было видно — он был где-то внизу. Все дальнейшее произошло мгновенно — мы куда-то падали, гребли, кричали от радости, выгребали снова. Все это длилось всего несколько секунд…
И вот мы снова на тихой воде и уже как зрители смотрим наверх. Вот это, да! Неужели мы прошли его?! С сочувствием смотрим за прохождением других ребят. Вот видно как уже второй плот летит вниз в белую пучину и как поднимается почти вертикально его нос и пару человек, не удержавшихся или поздно прыгнувших на дно плота, медленно, как в замедленной съемке, вылетают из рафта — неточно выполнили команду «Get Down» (Все вниз!)! Услышав ее, нужно мгновенно бросать все и падать на дно плота, но не забывая при этом одной рукой под мышкой удерживать весло, а другой крепко уцепиться за веревку на борту.
Каждый рафт (а это надежное и непотопляемое сооружение из прорезиненной ткани) сопровождают опытные спасатели на каяках — маленьких байдарках. Один из них первым проходит порог и наблюдает за прохождением плота, второй следует после его прохождения. Если кто-то выпадает из плота, нужно не сопротивляться волнам, а спокойно плыть по течению. Спасательный жилет не даст утонуть, а каска защитит голову от удара о камни. Спасатели увидят и быстро подплывут. Выпавший должен просто держаться за нос или корму каяка и спасатель доставит потерпевшего к своему плоту. Все, кто прошел «Big Brother», шутили у нас, поняли какого цвета адреналин (если заглянуть в штаны).
Спасение перевернувшихся и утопающих туристов - дело рук спасателей!
Пару километров идем, слегка управляя веслами, по хорошему течению реки. По берегам сидят рыбаки, женщины заняты стиркой, купающиеся дети машут руками. Для них, хоть это и не в диковинку, так как видят такое почти каждый день, но все равно, наверное, странно: «Эти крейзи мзунгу (белые дураки) тратят за такую ерунду за день столько денег, сколько мы зарабатываем за месяц, а то и за год!». Подходим к порогу 3k Point Break и проходим его одним махом.
Оказывается, незаметно пролетело уже больше трех часов с момента нашего сплава и настало святое время ланча. Здесь четко соблюдаются все хорошие английские традиции. Все плоты заходят в спокойную бухточку у небольшого островка Wakisi. Здесь, в тени высоких деревьев, стоят длинные столы под навесом. На них расположили обильный ланч — несколько видов сыров, салатов, ветчин и колбас. Из фруктов — ананасы, папайя, авокадо и арбузы. Из напитков — соки, чай, кофе. Через сорок минут — снова в путь. После ланча долго плывем по спокойной воде. Приходится много грести. Мы в водах Wildwaters Reserve. Здесь большой разлив реки, много островков, на которых масса всяких птиц. Эта резервация, созданная по чьей-то частной инициативе, сохраняет в этом месте уникальную фауну и флору.
Небо облачное и это многих расслабило насчет употребления защитных солнцезащитных кремов. Вечером увидели результаты — ожоги третьей степени носов и коленей. Плывем уже около часа, периодически ныряя в воду, чтобы охладиться и следуем за плотом по течению среди этой безмятежной красоты. Вместе с нами плавали и ныряли змеешейки. Эти птицы-ныряльщики были черными и казались одетыми в гидрокостюмы подводников. После рыбалки змеешейки отдыхают на камнях и сушат крылья, забавно расставляя их в стороны.
Про пороги уже не хочется и думать. Но вот вдали нарастает какой-то рокот. Впереди видна стена водяной пыли и слышится рев падающей воды. В этом месте река сужается и из большого разлива, по которому мы плыли, превращается в узкое русло. Это порог Overtime 6-й категории. Другое его название — Dead Duthcman (Мертвый дядя Дучман). Высота перепада воды — 4,5 метра. Дебит — 10 куб. м. в секунду. Сейчас, когда много воды, есть три варианта его прохода — по 4, 5 и 6-й категории. Наш капитан выбирает средний вариант, который идет ближе к правому берегу реки и мы по команде «One, Two, Three!» пролетаем его без приключений.
Два других плота, поочередно зацепившись за камень, застряли в нижней части порога. И только после сильных раскачиваний плота им удалось освободиться из этого плена. Сразу же, на одном дыхании, проходим сложный порог Retrospect (4к), который находится чуть ниже по течению. Здесь получились эффектные видеосъемки, которые мы заказали. Еще через два-три километра сплава по хорошему течению мы видим два совмещенных порога третьей категории — Bubugo и Super Hole. Проходим по средней части — через Bubugo. Справа остался Super Hole. По нему любят спускаться любители плавания на досках.
В итоге мы спустились вниз по течению Нила 31 километр и прошли 11 порогов, расположенных у его истока. По существующей всеобщей классификации порогов по классам сложности: от первого — «легко проходимые невысокие пороги», до пятого («длинные и опасные пороги, высокие и подчас неожиданные волны») и шестого («максимальная сложность и подчас смертельный риск») мы прошли не только пороги третьего и четвертого класса, но и три порога пятой категории (Big Brother, Overtime и Bad Place).
На пороге 6-й категории (Itanda (6к) наши капитаны рисковать не стали и мы благоразумно обнесли свои плоты по земле. Сразу за ним начинался печально известный порог Bad Place (5к). Спустив плоты на спокойную воду перед ним, мы видим на противоположном высоком левом берегу какие-то постройки кемпинга. Там нас уже ждут две машины с шашлыками и холодным пивом. В этом месте будет конец нашего однодневного рафтинга и начало сплава для тех, кто будет спускаться назавтра во второй день еще ниже по течению Нила. А пока нам нужно пройти этот Bad Place.
Итак, наши четыре рафта собрались в маленьком заливчике ниже порога Itanda. Глядя на нашего командира канадца Эндрю, все дружно перекрестились и ринулись через порог Bad Place навстречу удаче и шашлыкам. Здесь адреналин лился рекой и все самые лучшие и драматические кадры видеосъемок были именно в этом месте. Два рафта прошли нормально, а два перевернулись…
Наверное, в этом рафтинге каждый второй был новичком, а большая половина из них — девчонки. Но все они старались, держались и работали веслами. Многие кричали от страха, а потом плакали от радости. И клялись: «Больше? — Никогда!».
Наконец, все позади! Мы дошли! И уже забылись обещания — «Больше никогда»! Но я уверен — каждый еще раз захочет испытать себя снова в другом рафтинге.
Уже дома, еще не раз пережил острые эмоции этого дня, просматривая кадры видео и паря над этими местами через «Google планета Земля».
Приезжайте снова, Мзунгу (Белые люди)!
Такое не забудется никогда!
И это тоже была Африка!
Советы: сплавляться можно всем у кого нормальное физическое и психическое здоровье. Хорошее оборудование, снаряжение и страховка. В любую погоду нужно использовать солнцезащитные кремы, так как сплав идет почти 6 часов, а экваториальное солнце хорошо «достает» и через облака…
Завтра у нас будет знакомство с истоком Нила и городом Джинджа, которые находятся в нескольких километрах от нашего кемпинга. А затем наш путь будет лежать из Уганды в Кению. И там нас ждет знакомство с бытом и животным миром озера Найваша и всемирно известным Национальным Парком Масай Мара.
-----------------------------------
Фотографии автора, Виктора Езловецкого и фирм-организаторов Adrift и White Nile Rafting Ltd
-------------------------------------
Интервью автора об этом путешествии в программе «Путешествуем Вместе» на телеканале «Телепутешествия HD». С-Петербург, июнь 2010 г. — https://www.youtube.com/watch?v=SfCSsgVPDig
--------------------------------------
Док. ТВ-фильм автора — «Уганда. В гостях у наших предков», 42′22″ — overland.com.ua
Видеосъемки рафтинга по Нилу — с 34′50″
-------------------------
Ссылки к материалам по серии статей «Долгая дорога к гориллам Уганды»:
Ч. 1 — Кения. Знакомство с Найроби — https://www.tourister.ru/responses/id_29124
Ч. 2 — Приключения на севере Кении — https://www.tourister.ru/responses/id_29127
Ч. 3 — Кения. Жизнь белых африканцев — https://www.tourister.ru/responses/id_29132
Ч. 4 — Кения. Розовые берега озера Накуру — https://www.tourister.ru/responses/id_29133
Ч. 5 — У истока Нила — https://www.tourister.ru/responses/id_29122
Ч.6 — Конец пути на озере Буньони — https://www.tourister.ru/responses/id_29192
Ч. 7 — В гости к пигмеям — https://www.tourister.ru/responses/id_29175
Ч.8 — Долгожданное свидание с гориллами — https://www.tourister.ru/responses/id_29174
Ч. 9 — Уганда. Детский приют на озере Буньони и обратная дорога к Нилу — https://www.tourister.ru/responses/id_29202
Ч. 10 — Уганда. Рафтинг в верховьях реки Нил — https://www.tourister.ru/responses/id_29203
Ч. 11 — Уганда. У истока Нила — https://www.tourister.ru/responses/id_30194
Ч. 12 — Кения. Царство жирафов на озере Найваша — https://www.tourister.ru/responses/id_29125
Ч. 13 — Кения. Озеро Найваша — https://www.tourister.ru/responses/id_30614
Ч. 14 — Кения. Чайные плантации и воины-пастухи на пути к Масай—Мара — https://www.tourister.ru/responses/id_30648
Ч. 15 — Кения. Финал путешествия в Масаи-Мара - https://www.tourister.ru/responses/id_30708
-------------------------------------------------------
СПИСОК
Рассказов о сплавах по украинским и зарубежным рекам:
- Рафтинг на реке Замбези в Замбии (январь, 2007)
- Рафтинг в верховьях реки Нил (Кения). (январь 2010)
- Релакс на реке Снов (июль, 2013)
- Авторская видеозарисовка «Путешествие по реке Снов», 16' : https://www.youtube.com/watch?v=0mAeIwjb9c0
- Зачарованные Десной (июль, 2015)
- Рафтинг по Днестру (август, 2015)
- Рафтинг на реке Келани в Шри-Ланка (январь, 2016)
- Летний экстрим на Южном Буге (июль, 2016)
- Особенности сплава по украинской реке Ворскла (август, 2016)
- Сплав по срединной части Днестра. Пещерные монастыри древней Руси (август, 2017)
- Сплав по срединной части Днестра. Подольские Товтры (август, 2017)
- Зачарованные зеркальной Десной . Сплав на катамаране (июль, 2019)
- Зачарованные зеркальной Десной . Мамонты и дворцы (июль, 2019)
Фотоальбомы
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия