Эта поездка началась с того, что мы поехали искать, где можно красиво заснять цветущие рапсовые поля. Долго ездить не пришлось, потому что в конце мая они у нас цветут повсюду :)
Эта поездка началась с того, что мы поехали искать, где можно красиво заснять цветущие рапсовые поля. Долго ездить не пришлось, потому что в конце мая они у нас цветут повсюду :)
Особенно ярко рапс смотрится на фоне голубого неба. А если еще и ветряки вращаются, то вообще супер :)
Незаметно доехали до крутого берега Финского залива. Осторожно, обрыв! А то, знаете ли, бывали случаи:) Такие таблички просто так не ставят :)
Вставлю видео с дрона. Это я экспериментировал со спиральной траекторией вокруг одной точки. Вроде неплохо вышло :)
А теперь мы поедем в город Пюсси, куда туристы обычно очень редко заезжают. Почему туда?
Эта история началась несколько лет назад, когда папа прислал мне фото странного светлого террикона. Обычно все эстонские терриконы черные, потому что образовались в ходе глубокой переработки сланца в мазут. Светлые же отвалы получаются после обычного сжигания сланцевой пыли, которое происходит на электростанциях. Но у нас на Эстонской и Прибалтийской ГРЭС зола складируется на плоских золоотвалах, поэтому в Нарве таких терриконов нет.
После недолгого поиска удалось выяснить, что террикон этот возвышается рядом со старой котельной в городке Пюсси. По-видимому, топили ее в свое время именно сланцем.
Итак, мы едем в Пюсси :)
Надо сказать, что я уже как-то заезжал сюда зимой, и результатом тогда стала довольно странная для непосвященных строка у меня в статусе — «Самый красивый город в Эстонии — это Пюсси». Но публиковать сделанные тогда поверх сугробов фотографии я не стал, а решил дождаться более подходящего времени года:)
По-эстонски püss — это ружье. Но не знаю, связано ли название как-то с ружьями. В Википедии можно прочитать, что поселение на этом месте было известно уже в XV веке и называлось Püssz (видимо по-немецки).
Сегодня в Пюсси проживает всего 860 человек, из них эстонцев примерно 53 процента. Несколько лет назад город лишился полноценного городского статуса, объединившись с волостью Люганузе, так что сегодня мэра здесь нет, а есть только волостной старейшина, который сидит в Кивиыли.
В советское время в поселке Пюсси проживало свыше 2500 человек. Получается, что за последние 30 лет население уменьшилось аж в 4 раза. Для Эстонии, похоже, это антирекорд.
Основным работодателем тогда был комбинат древесных плит. Который, кстати, и сейчас работает, теперь уже под именем Repo Vabrikud (но столько рабочих, как раньше, ему уже не требуется). Дымящая вдали промзона — это он и есть.
Ну и еще очень много людей работали на сланцевых шахтах и разрезах (ныне закрытых). Дома в городе в основном одно- и двухэтажные, постройки примерно 1950-х годов, когда в Эстонии шла послевоенная индустриализация.
Тогда же по типовому проекту построили и дом культуры. Простенько, но с колоннами :)
Он же с высоты птичьего полета. Здание справа — детский сад.
В 1980-х годах промышленный северо-восток Эстонии бурно развивался. Именно тогда было построено большинство девятиэтажек и в Нарве, и в Силламяэ. А в небольшом Пюсси вместо типовых высоток тогда построили несколько необычно длинных многоквартирных домов. Они довольно современно смотрятся и сейчас.
Особенно если посмотреть на них с высоты :)
Подлетим к ним поближе :)
А так эти дома выглядят вблизи. Когда длина дома несколько сотен метров, такие сквозные проходы с одной стороны на другую очень нужны :)
Случайно нашел тут один белорусский сайт, они ведут рубрику «Дыра надели», где каждый раз публикуют рассказ про какой-то умирающий город. Про Пюсси у них там тоже есть, как и про близлежащий Кивиыли. И это правда, из всех эстонских городов именно Пюсси и Кивиыли наиболее неблагополучны. Именно поэтому их и объединили в одну волость. А то доходило до того, что в городе не могли провести местные выборы — на 13 мест в горсобрании претендовал всего 1 (один) человек :)
Город раньше отапливала котельная, принадлежащая комбинату, но тому стало невыгодно ее содержать. Стоимость отопления переложили на жителей, в результате мало кто смог его оплачивать. Читал, что многие продающиеся в Пюсси квартиры не имеют отопления, благодаря чему в них дешевая коммуналка. Но однако непонятно, как же в нашем климате жить без отопления?
Вот что удалось найти про эту котельную —
Здание построено в конце 1930-х годов и использовалось как электростанция. После было переделано в котельную. Имеет несколько корпусов/цехов, ёмкости с мазутом (скорее всего уже демонтированы), небольшие пристройки вдоль забора, а также маленькую сеть подземных коммуникаций, связанных с бомбоубежищем.
На гребне террикона до сих пор видны стойки от линии мини-вагонеток, с помощью которых золу завозили наверх. А на самой высокой точке развевается эстонский флаг. Было желание подлететь к нему на дроне и снять на видео крупным планом, но приходилось беречь заряд аккумуляторов :)
В последние несколько лет в Пюсси построили новую котельную, работающую на опилках. Правда отопление от этого сильно дешевле не стало.
Тут, выезжая из Пюсси, мы совершенно случайно наткнулись на бывшую баронскую усадьбу Майдла (эст. Maidla mõis, нем. Wrangelstein). Об этом я лучше потом отдельно расскажу, чтобы не отвлекаться от главной цели :)
Тут вокруг снова начались цветущие рапсовые поля. В одном месте по полю красиво проехал комбайн, оставив после себя вот такую колею :)
А едем мы сегодня в место, где до этого я ни разу не был, хотя был много наслышан — бывший сланцевый разрез Айду
Вообще сланец в Эстонии добывают как в шахтах, так и открытым способом — в карьерах. Когда в 1994 году я только начинал свою работу на Прибалтийской ГРЭС, сланец поставлялся на нее сразу из нескольких шахт, плюс отдельно шел этот самый разрез Айду.
Однако с тех пор прошло уже много лет, выработка на электростанциях постепенно снижалась, а оборудование, выработавшее свой ресурс, демонтировалось. Параллельно с этим закрывались и шахты. В 2012 году, проработав около 40 лет, прекратил добычу сланца и разрез Айду. Вырытые за это время гигантские траншеи стали понемногу заполняться грунтовыми водами.
И со временем тут все затопило довольно капитально. Чтобы увидеть, как это выглядит, поднимемся в воздух :)
Но нельзя ли как-нибудь использовать затопленные траншеи? Сюда же наверно можно возить туристов? Устроить для них катание на весельных лодках, на байдарках, на водных велосипедах и на новомодных SUP’ах. И разговоры такие, надо сказать, ведутся уже много лет.
Правда когда мы сюда приехали, ничего подобного мы пока не увидели. Народу никого, только редкие экстремалы и любители заброшек заезжают сюда на машинах. Кстати, какой-то очень ровный канал, не находите ли? :)
О, да здесь же собираются сделать гребной канал! Очень удобно будет для спортсменов, а то по рекам да по морю как-то не очень хорошо грести.
Честно говоря, я думал, что гребной канал уже давно функционирует, но нет, пока здесь еще вовсю работают бульдозеры и экскаваторы. В будущем здесь обещают открыть большой центр водных видов спорта и всяких водных развлечений.
Тут мы вышли и немного прогулялись по отвалам, окруженным водой
Поснимали панорамы…
… пофотографировали чахлые елочки, растущие прямо на камнях
Вода здесь под определенным углом и при определенном освещении может быть такого же бирюзового цвета, как где-нибудь на Плитвицких озерах :)
Еще одна панорама. Сначала снизу…
… а потом и сверху :)
А прямо вдоль «гребного канала» по самому берегу идет грунтовка. Едем по ней, пока дорогу не перегораживает следующая затопленная траншея.
Отсюда можно взглянуть на гребной канал с другой стороны. Вон оттуда, по правому берегу мы и приехали.
А вон там гребной канал заканчивается, и дальше уже начинается обычная изрезанная береговая линия.
А сейчас я покажу вам самый маленький в Эстонии паром. Вон ту светлую точку видите? Это и есть паром, устроенный здесь в самом узком месте для того, чтобы можно было перейти с одного берега на другой, не обходя весь карьер :)
Паром работает на ручной тяге. От одного берега до другого через два ролика протянут трос. Заходишь на понтон и начинаешь сам тянуть его. Много усилий не нужно, но надо следить, чтобы трос не запутался :)
Отсюда траншея уходит на север
Возвращаться назад той же дорогой не хотелось, впереди же была довольно крутая горка. Ну ничего, я вдавил педаль газа и мы, буксуя по щебню, все же смогли взобраться. Но полный привод здесь бы не помешал :)
Едем вдоль траншеи. Кругом тишина, народу — никого.
Последний взгляд на карьер с высоты — и домой :)
Обозначу показанные места - город Пюсси и карьер Айду - на карте
Снова проезжаем мимо рапсовых полей. ВИДЕО
Будем считать, что это был 18-й рассказ про эстонские города. Сколько их всего, я уже утверждать не берусь, потому что после последней административной реформы все очень запуталось. Но все равно в будущем серия будет продолжена :)
2. Муствеэ — черные воды Причудья
3. Кохтла-Ярве — город коричневого золота
5. Йыхви — город, где растет клюква
6. Силламяэ — секретный эстонский атомград || Зимой в Силламяэ
7. Секретный Палдиски и полуостров Пакри
8–9. Кейла, Сауэ и морская крепость Петра Великого
10. Рапла — город, где родилась Анне Вески
11. Тапа. Вперед, к коммунизму! Или назад к ГКЧП?
12. Кивиыли — полукокс, терриконы и горные лыжи
13. Элва — дачное место на юге Эстонии
14. Сууре-Яани — Шлиппенбах, Ферзен и эстонские лауреаты Сталинских премий
15. Калласте — красные скалы Причудья