Вчера до Татева мы засветло доехать не успели, а потому сразу поехали на ночлег. Жилье у нас было забронировано в Горисе, самом большом городе в здешних окрестностях. Расположен он живописно, на дне глубокой котловины, со всех сторон окруженный горами.
С утра продолжили осматривать достопримечательности. Вот только погода испортилась — над горами висела низкая облачность. Впрочем, хорошо экипированных иностранных велосипедистов это не останавливало.
Когда мы подъехали к станции канатной дороги Крылья Татева, то обнаружили, что все вокруг затянуто тучами и ничего не видно. Тут мы решили разделиться. Я на этой канатке уже катался за год до этого, поэтому предложил своим спутникам сэкономить — взять билеты только в один конец, а я их встречу на той стороне на машине. Тут как раз и погода чуть-чуть улучшилась, так что появилась возможность увидеть сверху хоть что-то.
Первое, что я увидел, поехав по серпантину вниз, к ущелью реки Воротан, была такая картина. Ну вот как тут проехать мимо, а?
Дорога с этой стороны ущелья хорошая, асфальтированная
Вот я уже и внизу, у знаменитого Чертова моста. Угадайте, где на этом фото мои спутники? :)
Канатная дорога в таком месте — это, конечно, потрясающий аттракцион. В прошлом году я уже фотографировал сверху, а вот теперь удалось побывать и внизу.
Вот так Чертов мост выглядит сверху. Сейчас же я стою внизу, немного не доезжая до него.
Река Воротан образует здесь узкое и глубокое ущелье
Проводив плывущую в небе кабинку и помахав руками вслед моим спутникам, я продолжил свой путь в сторону Татевского монастыря. Дорога по ту сторону моста испортилась, превратившись в грунтовку, извивающуюся серпантином.
А так выглядит асфальтовая дорога по другую сторону ущелья, по которой я только что проехал. Да, погода не очень способствовала фотографии.
Добирался до Татева я довольно долго. Во-первых, дорога жутко извилистая, а во-вторых, я еще и останавливался то и дело, фотографируя горные пейзажи.
Извилистость серпантина можете сами оценить. Раньше, когда не было канатной дороги, туристам приходилось ездить по всем этим многочисленным изгибам, теперь же автобусы просто высаживают их у верхней станции, и далее они едут уже сами и за свой счет :)
В самом монастыре я уже был в прошлом году, так что внутрь не пошел, ожидая своих спутников у входа
Татевский монастырь был основан примерно в 900 году. В годы своего расцвета в обители проживало около 1000 человек. В 1373–1435 годах здесь действовал университет. Главное сооружение монастыря — собор Св. Петра и Павла, по-армянски — Сурб Погос-Петрос. Получается, что широко распространенная армянская фамилия Погосян — это аналог русской фамилии Павлов?
Армения. День 2/1. Арарат и Крылья Татева
А вот это еще одно средневековое инженерное чудо — «гавазан». Дословно — «живой посох». Эта восьмигранная колонна установлена на шарнире и способна качаться туда-сюда от простого касания рукой. Для чего это было сделано, ученые так и не решили. По одной версии, столб начинал качаться, уловив малейшие колебания земли, чем предупреждал монахов о землетрясении. По другой версии, колонна на большом расстоянии улавливала топот вражеской конницы. Что интересно, экскурсовод тогда, год назад, рассказала нам, что колонна, а) должна была не колебаться, а крутиться и б) что ее механизм был во время неудачной реставрации испорчен. Однако мне тогда в комментариях написали, что механизм по-прежнему работает.
Тут мои спутники закончили осмотр монастыря и вышли на улицу. И мы поехали обратно по уже знакомой мне дороге, через Чертов мост. На мосту остановились. Я где-то прочитал, что под мостом должны быть пещеры, ну мы и пошли это проверить.
Внизу оказались оборудованы бассейны для купания
Сейчас, правда, никто не купался
Никаких пещер мы там не увидели. Ну по крайней мере таких, куда бы вела тропинка. Как мне сейчас подсказывают, тропинок там и не было, в пещеру надо было лезть по тросу :)
Загадка для знатоков армянского языка. Куда пропала буква В в слове Воротан? Надпись на указателе по-армянски — Оротан.
Тут, проезжая вдоль ущелья, я обнаружил торчавшую вдалеке на скале башенку.
Судя по инфощиту, место называется Арснадзор. Не путать с Архнадзором, а то вот Туристер мне предлагает исправить ;)
Скала глубоко вдается в ущелье, так что виды с нее — просто улёт. Тем временем, часть листьев уже успела покраснеть, несмотря на август. В горах, по-видимому, осень наступает раньше.
А это вид в обратную сторону — здесь торчат вот такие два пика.
Вобщем, еще раз подтвердилось правило, что приезжая куда-то во второй раз, видишь те вещи, которые в первый раз остались незамеченными.
Снова проезжаем Алидзор, село, где находится верхняя станция канатной дороги Крылья Татева. Потом едем на заправку в Горис. Далее наш путь лежит в Нагорный Карабах, потому решаем заправиться на всякий случай до полного бака. Что там в Карабахе с бензином — непонятно.
Наконец-то мой рассказ о нашей экспедиции по странам Закавказья смыкается с моим давним рассказом про Карабах. Я его тогда написал сразу после поездки, поскольку все же в Грузии и Армении многие были, а вот Карабах это куда как более редкое туристическое направление. Так что не забудьте прочитать следующие четыре части.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Виза в Карабах и Лачинский коридор
Все опубликованные рассказы по проекту Закавказье-2015
1. Таллин-Киев-Баку — наша дорога на Кавказ
2. Ушли от моря горы, жажду утолив, и лег на берег город, охватив залив || Огонь, вода и нефтяные трубы
3. От Пламенных башен до Муслима Магомаева || Из Баку в Тбилиси через Гянджу и Рустави
4. Тбилиси — от горы Мтацминда до моста Мира || Картлис Деда и Инжировое ущелье
5. На машине по Грузии — Мцхета, Джвари и Уплисцихе || Там помянут кремлёвского горца
6. Под дождем из Боржоми в Бакуриани
7. Батуми — визитная карточка грузинской демократии || По «дороге смерти» через Хуло и Ахалцихе
8. Черная крепость и Мать Армения || По Армении от Гюмри до Еревана
9. По святым местам Армении — Гарни, Хор Вирап и Нораванк
10. Чертов мост и Крылья Татева || Лачинский коридор || Свадьба в горах и священный Казанчецоц
11. Папик, Татик и Степан Шаумян || Штурмуем Зодский перевал || Вокруг озера Севан
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия