У северного въезда в Шуши на постаменте у склона горы стоит советский танк Т-72. Мы все привыкли видеть в качестве памятников более старые Т-34 времен Великой Отечественной, а тут — современный танк. В честь какого события он поставлен? Разумеется, речь идет о войне за Нагорный Карабах, что шла в этих местах в начале 1990-х годов.
(кстати верхом на пушке сидит англичанин и восторженно орет остальным, судя по интонации, что-то скабрезное типа - "о, фак, чуваки, смотрите, какой у меня хрен большой и длинный" :))
Для начала короткая историческая справка.
Исторически центром Карабахского ханства со средних веков был город Шуша. Это по-азербайджански. По-армянски — Шуши. Это чтобы объяснить, почему в одном месте так, а в другом так. Национальный состав населения здесь всегда был пестрым — с одной стороны в здешних местах всегда жили армяне, с другой стороны на главенство в регионе претендовали мусульмане — тюрки и иранцы. И когда в начале XIX века на Кавказе утвердилась Россия, население Шуши примерно наполовину состояло из армян и азербайджанцев. Это и стало причиной будущей трагической судьбы города. Любые противоречия между армянами и азербайджанцами тут же затрагивали и Шушу.
В результате резни, устроенной мусульманами в 1920 году, Шуша стала почти полностью азербайджанской — армянам пришлось бежать, армянская часть города была сожжена и обезлюдела. Что стало причиной резни — вопрос спорный. Армяне утверждают, что причиной была извечная вражда азербайджанцев к армянам, азербайджанцы утверждают, что первыми начали как раз армяне, попытавшиеся устроить восстание против назначенного английскими оккупационными силами губернатора-азербайджанца. А лишившись армянской части города, Шуша пришла в упадок и столицей Нагорно-Карабахской области в советское время стал Степанакерт.
Таким образрм, к началу Карабахской войны Шуша была почти полностью азербайджанским городом и самопровозглашенными властями Карабаха не контролировалась. Наоборот — здесь стояли азербайджанские войска, которые с начала 1992 года стали обстреливать столицу непризнанного Карабаха — Степанакерт. Шуша располагалась на плато, и обстреливать отсюда было очень удобно — и вся местность как на ладони, и снаряды летят дальше.
По словам азербайджанского офицера Азая Керимова -
«Любой мог проснуться утром с похмелья, после ночной попойки, сесть в „Град“ и стрелять, стрелять, стрелять по Степанакерту без цели, без каких-либо координат».
Знакомая картина, не правда ли? Ничего не напоминает?
А тут еще азербайджанцы контролировали единственную дорогу, которая связывала Карабах с Арменией — так называемый «Лачинский коридор», расположенный как раз к югу от Шуши.
И вот, чтобы прекратить обстрелы Степанакерта и взять Лачинский коридор, армянам нужно было во что бы то ни стало взять Шушу. Но сделать это было непросто — город со всех сторон окружали горы, а немногие дороги, ведущие к нему, простреливались азербайджанскими войсками. Командовать операцией было поручено Аркадию Тер-Тадевосяну по прозвищу «Командос».
И армянские войска Шушу взяли. Операция получила кодовое название «Свадьба в горах». Атаку возглавлял танк Т-72 под номером 442. На узком серпантине он был подбит азербайджанцами. Погибли механик-водитель Ашот Аванесян (27 лет) и наводчик Шаген Саркисян (37 лет).
И вот теперь на этой дороге их подбитый, но потом восстановленный танк стоит уже в качестве памятника.
А военные специалисты до сих пор удивляются, как армянам удалось взять неприступную Шушу такими небольшими силами. Вскоре после этого ими был взят и Лачинский коридор, и Нагорный Карабах наконец получил прямую связь с Арменией. А день 9 мая в Нагорном Карабахе — теперь двойной праздник — День Победы в Великой Отечественной Войне и день взятия Шуши.
Приехав в Шуши, мы сразу увидели собор Казанчецоц, доминирующий над центром города.
Сурб Аменапркич Казанчецоц — Святого Христа Всеспасителя — армянский собор в городе Шуши в Нагорном Карабахе. Свое название храм получил в честь жителей села Казанчи, имена которых перечислены в строительной надписи. Согласно другой надписи, её строителем был Аветис Ерамишянц, архитектором — Симеон Тер-Акобянц. Там же указаны и даты строительства —
«Благодатью и милостью всемогущего бога построен чудотворный святой собор на средства и пожертвования прихожан церкви Аменапркич Казанчецоц города Шуши, строительство которой было начато в 1868 г. при царствовании всемогущего самодержца императора всея Руси Александра II и при патриаршестве Георга IV, завершено в 1887 г. во время коронования сына Его Величества благословенного императора Александра III при католикосе Маркаре I. 20 сентября 1888 г.»
После Шушинской резни 1920 года собор был закрыт. В советское время он использовался в качестве сначала амбара, а потом гаража. В это время он находился в полуразрушенном состоянии — отсутствовал купол церкви.
После того, как армянские формирования взяли Шуши 9 мая 1992-го года, они обнаружили, что весь собор уставлен ящиками со снарядами и ракетами для «Градов».
А сейчас собор восстановлен и снова действует.
Тут, привлеченные звуками зурны, мы побежали смотреть, что за празднование идет с другой стороны от церкви. И увидели, как на школьном стадионе парни и девушки в военной форме исполняют какой-то национальный танец.
За представлением наблюдали зрители, среди которых можно было видеть мальчишек лет 12–14 в камуфляже и со знаками различия. Что там ООН говорит о привлечении детей к военной службе в горячих точках? Впрочем, в тех условиях, в которых существует Карабах, все местные мальчишки наверняка считают своим долгом проходить военную подготовку уже в этом возрасте.
А затем на сцену вышли военные и стали исполнять патриотические армянские песни.
Почему я считаю, что патриотические? А вот, послушайте, какую песню поют армянские бойцы накануне штурма Шуши. Обратите внимание на дату — 7 мая 1992-го года —
А теперь видео, которое заснял я -
При этом девчонки, ходившие вокруг, все жевали розовую вату. Видимо в Карабахе в этом году это тренд сезона :)
А теперь, когда мы знаем историю города, немного прогуляемся по улицам Шуши. На фото — пятиэтажки напротив Казанчецоц. Состояние — так себе, хотя бывает и хуже конечно.
На перекрестке — опять дети с розовой ватой
Зайдем внутрь городского квартала?
Вот так здесь сушат белье. Италия отдыхает:) Интересно, как они договариваются с квартирантами напротив, чтобы натянуть веревку через весь двор?
Тут я подумал — а ведь армяне заселялись во все эти квартиры после того, как оттуда бежали азербайджанцы…
И опять розовая вата. Я же говорю — тренд сезона :)
От азербайджанского прошлого в Шуши остались развалины нескольких мечетей с необыкновенной красоты минаретами. Это мечеть Саатлы. Построена она была в 1880-х годах. Вот ведь парадокс — и она, и Казанчецоц строились практически одновременно, и жили ведь люди вместе и не враждовали.
А здание слева от мечети — руины школы № 2. А напротив мечети стояло здание вот с такой вывеской. Германа Стерлигова помните?
Неподалеку из-за домов торчат два минарета еще одной мечети — Ашагы (Нижняя) Гевхар Ага.
Нашел в сети — это фото Нижней мечети. С тех пор, по-видимому, крыша на одном из минаретов обрушилась.
Была в Шуше еще и третья мечеть — Верхняя Гевхар Ага. Это фото было сделано в самом начале войны, еще до «свадьбы в горах».
Еще одна историческая достопримечательность — Шушинская крепость, построенная в середине XVIII века. На ее осмотр времени уже не было, но судя по фотографиям в интернете, там ничего особо интересного и нет.
Вобщем, вот такая грустная история. Мы же теперь едем в Степанакерт, столицу Нагорного Карабаха.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Степанакерт — мы и наши горы
Все опубликованные рассказы по проекту Закавказье-2015
1. Таллин-Киев-Баку — наша дорога на Кавказ
2. Ушли от моря горы, жажду утолив, и лег на берег город, охватив залив || Огонь, вода и нефтяные трубы
3. От Пламенных башен до Муслима Магомаева || Из Баку в Тбилиси через Гянджу и Рустави
4. Тбилиси — от горы Мтацминда до моста Мира || Картлис Деда и Инжировое ущелье
5. На машине по Грузии — Мцхета, Джвари и Уплисцихе || Там помянут кремлёвского горца
6. Под дождем из Боржоми в Бакуриани
7. Батуми — визитная карточка грузинской демократии || По «дороге смерти» через Хуло и Ахалцихе
8. Черная крепость и Мать Армения || По Армении от Гюмри до Еревана
9. По святым местам Армении — Гарни, Хор Вирап и Нораванк
10. Чертов мост и Крылья Татева || Лачинский коридор || Свадьба в горах и священный Казанчецоц
11. Папик, Татик и Степан Шаумян || Штурмуем Зодский перевал || Вокруг озера Севан
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия