Итак, мы покидаем гостеприимное село Ванк, где нас сначала не хотели никуда селить, но стоило познакомиться поближе с местными жителями, как номера в отеле сразу нашлись :)
Итак, мы покидаем гостеприимное село Ванк, где нас сначала не хотели никуда селить, но стоило познакомиться поближе с местными жителями, как номера в отеле сразу нашлись :)
Дорога поначалу идет неплохая - довольно ровный асфальт, без ям, вот только со временем он пошел волнами, в результате чего пассажиров на заднем сиденье, которые не удосужились пристегнуться, периодически било головой об потолок :)
Нагорный Карабах - регион в основном сельскохозяйственный и бедный, так что повсюду встречается вот такая живность - ослы то гуляют сами по себе, то выполняют какую-то работу под руководством человека.
А теперь пара слов о том, чем вообще живет Карабах и что представляет собой его экономика. Заглянем в Википедию.
Экономика Нагорно-Карабахской Республики сильно пострадала во время Карабахской войны в 1991—1994 годах. С 2008 года рост ВВП неизменно сохраняется на уровне 9-11 %.
В связи с активным ростом карабахской экономики ведущая программы РБК.Взгляд на телеканале РБК назвала НКР «закавказским тигром».
Высокоценные породы древесины, такие как бук, граб, дуб позволили создать деревообрабатывающую промышленность. Действуют предприятия лесопереработки, изготовления ювелирной продукции, пищевой промышленности, легкой промышленности. Активно развивается туризм, в частности экологический туризм. С 2010 года на частные средства получила развитие отрасль биоэнергетика, осуществляемая компанией «Биотехнология».
Одним из самых успешных предприятий на территории Республики Дрмбонский комбинат, находящийся в селе Дрмбон. Комбинат занимается добычей и переработкой золота и меди.
Судя по всему, именно этот комбинат мы и проехали по дороге к монастырю Дадиванк. Посреди одной из деревень возвышался вот такой вот новенький корпус, на котором можно было прочитать название компании - Base Metals.
Вот что удалось найти про этот комбинат в сети -
Дрмбонский горнообогатительный комбинат действует в Нагорном Карабахе с осени 2003 г. Среднемесячная производительность предприятия составляет 16-18 тыс.т руды. Концентрат с содержанием золота и меди, полученный в результате обработки руды, подвергается плавке на Алавердском металлургическом комбинате в Армении. Благодаря новому оборудованию Дрмбонский горнообогатительный комбинат сегодня получил возможность ежемесячной переработки до 30 тыс. т руды. На предприятии работает более 1100 человек (в том числе 40 жителей Дрмбона), средняя заработная плата которых составляет 176 тыс. драмов. Объем годового производства составляет порядка 10-11 млн дол.
Вобщем, все не так плохо. А еще в Карабахе есть и гидроэнергетика.
В Карабахе есть избыток энергетических ресурсов, крупнейший источник электроэнергии в республике — Сарсангская ГЭС на реке Тертер мощностью 50 МВт. Республика развивает малую гидроэнергетику, за последние годы сооружены малые ГЭС: «Трге-1», «Трге-2», «Сюник-1», «Сюник-2», «Мадагис-1», «Мадагис-2», «Трге-3», «Сюник-3» и тд. В общей сложности новые гидроэлектростанции вместе с Сарсангской гидроэлектростанцией, вырабатывающей в среднем 130 млн кВт⋅ч электроэнергии в год, общий потенциал позволяет вырабатывать ежегодно до 700 млн кВт⋅ч электроэнергии — вдвое больше потребности населения НКР.
Кстати, именно мимо вот этого Сарсангского водохранилища мы и проезжали по дороге на Дадиванк и Зодский перевал. И именно здесь на дороге закончился асфальт. Дальше началась жесть :)
Жесть в прямом смысле слова - на обочине валяется подбитая боевая техника, рядом стоят памятники погибшим армянским бойцам.
Асфальта нет, только иногда попадаются редкие грузовики.
Вот типичный участок дороги от Сарсангского водохранилища до монастыря Дадиванк.
Дорога хреновая, но зато какие пейзажи!
Какие вокруг горные ущелья!
Тут мы сделали небольшую ошибку, заведя в навигатор не монастырь Дадиванк, а одноименную деревню. Заехали во двор к местным жителям, они нам рассказали, что монастырь находится чуть подальше, на горе.
Поднимаемся к монастырю.
Наверх ведет вот такой серпантин
И вот он - монастырь Дадиванк
Название монастыря связано с именем Св. Дади, который проповедовал христианство на западе Армении и был учеником апостола Фаддея — одного из семидесяти учеников Христа. По преданию монастырь был построен над его могилой.
Первые упоминания монастыря относятся к IX веку. Основные постройки датируются 1214-м годом.
Место очень красивое, мало того, что монастырь сам стоит на горе, со всех сторон его тоже окружают горы.
Если подняться чуть выше, можно заснять еще более красивые виды.
Кстати, как и в случае с монастырем Гандзасар, азербайджанцы тоже не смирились с потерей и до сих пор выпускают марки с изображением Дадиванка, только на них это у них памятник не армянской, а "албанской" культуры.
А это вид на дорогу, по которой мы только что приехали.
И вот мы едем дальше, а в деревнях, которые мы проезжаем, стоят вот такие памятники. Все это в память тех жестоких сражений, что происходили здесь во время Карабахской войны. Примерно в этом месте зимой 1994-го года происходило самое кровопролитное сражение за всю войну - битва за Омарский перевал.
В конце 1993 года пришедший к власти азербайджанский президент Гейдар Алиев решил сделать последнюю попытку решить вопрос с Нагорным Карабахом силой. Были собраны все имеющиеся войска, армию пополнили многочисленными призывниками, которых ловили прямо на улицах, в Азербайджан прибыли афганские моджахеды Гульбеддина Хекматиара, турецкие военные советники, наемники из стран СНГ.
Наступление азербайджанских войск на Кельбаджарский район началось в начале января 1994-го года со стороны Гянджи через хребет Муровдаг. Вскоре азербайджанцы прошли через Омарский перевал и, полностью разбив защищавших его армян, вошли в Кельбаджарский район. Еще немного - и оборона армян рухнула бы, но тут к ним пришло подкрепление, азербайджанские войска же, наоборот, оторвались от своих тылов, оставшихся по ту сторону хребта. 12 февраля армяне нанесли контрудар и теперь побежали уже азербайджанцы. Пытаясь под огнем артиллерии и установок "Град" уйти назад через занесенный снегом Омарский перевал, азербайджанские призывники гибли сотнями. Одни были убиты, другие просто замерзли в горах. Принято считать, что в том сражении погибло около 4 тысяч азербайджанцев и около 2 тысяч армян. Поняв, что выдержать и дальше такой накал боев они не в силах, обе стороны пошли на переговоры. В мае 1994 года было подписано перемирие, завершившее Карабахскую войну.
Песня защитников Омарского перевала (на русском языке, в стиле "воины-афганцы", слушать с 0:35)
... и вот теперь мы защищаем днем и ночью
стратегический Омарский перевал ...
Участник боев со стороны Азербайджана рядовой Заур Мамедов -
"Бездарность командиров оказывали тяжелое впечатление на рядовых солдат. Обеспечение личного состава боеприпасами и оружием было на очень низком уровне. К нам забрасывали многих ничему не годных молодых ребят, которых полиция ловила в вагонах метро и отправляла на верную гибель в Карабах. Помню, как один новобранец пытался зарядить автомат калибра 7,62 патронами калибра 5,45. В первом же бою он был убит пулей снайпера из-за своей неосторожности."
... завален трупами кровавый перевал
здесь воевать и выжить очень трудно ...
Вот как описывает выход азербайджанских войск из Кельбаджарского района участник событий подполковник Интигам Мирзоев -
"Нельзя было садиться на землю или останавливаться. Присесть означало умереть. Солдатам было приказано максимально двигаться, потому-что, если бы они останавливались или садились на землю, то замерзли бы. Мороз буквально резал лицо. От мороза некоторые солдаты сходили с ума. Можно было видеть, как сошедшие с ума солдаты, напевая песни, бросались в холодную реку или раздеваясь заходили в воду. Кто присаживался на землю, на месте замерзал. Если человек останавливался и садился на землю, то начинал засыпать, а это означало смерть. Был приказ ни в коем случае не останавливаться."
Вот так Омарский перевал выглядит на карте Google Maps
Мы же едем в сторону Зодского перевала - это вторая, наряду с Лачинским коридором, трасса, связывающая Карабах с Арменией. Направляясь в эту сторону, мы все же побаивались - интернет пестрел информацией о том, что ездить по этой дороге туристам не разрешается. Правда многие, как я читал, вполне здесь проезжали, но им, я считал, везло. У одних была прокатная машина с армянскими номерами, других вез за рулем житель Армении, у нас же была машина с грузинскими номерами, и за рулем сидели мы сами :)
Но нам повезло. Перед самым выездом на перевал мы увидели на дороге контрольно-пропускной пункт, на котором никого не было. Мы медленно проехали мимо, никто нас не остановил. Ура - кажется мы прорвались! Но нет - впереди был еще сам перевал :)
Дорога здесь неасфальтированная, но гораздо более мягкая, чем до этого - нет торчащих камней, все засыпано землей, так что ехать даже приятно.
Когда вокруг такая красота, хотелось то и дело останавливаться и фотографировать окружающие пейзажи.
Вот по такому серпантину мы только что поднялись.
Тут же стоят развалины какой-то горной деревни.
И вот мы выезжаем на собственно Зодский перевал - высота чуть выше 2000 метров над уровнем моря.
Хорошо, что мы ехали здесь в сухой сезон - был бы сезон дождей, мы бы тут утонули в грязи.
Примерно в этом месте мы попали в глубокую колею и даже на нашем Мицубиси еле-еле проехали, цепляя днищем. А перед этим нам навстречу попался ехавший со стороны Армении новенький Мерседес с низкой посадкой - вот как он это место проехал ???
Сам перевал оказался весь перкопан тракторами. Ехать приходилось практически наугад, вот по этим кучам. Кстати, а вот там справа, наверху, согласно Викимапии, находится Зодский золотой карьер, руду откуда перерабатывают на том самом комбинате Base Metals, что мы недавно проехали.
Наш Мицубиси и вагончик :)
И вод внизу показывается собственно Армения. Навстречу едет самосвал.
Тут же стоит тяжелая техника. А видите вон те отвалы наверху? Это и есть Соткский золотой карьер.
Дорога спускается вниз, к озеру Севан. И тут же начинается асфальт. Ура - Зодский перевал пройден! Наше путешествие по Нагорному Карабаху закончено! Но продолжается путешествие по Армении.
Наш маршрут по Нагорному Карабаху - карта
А дальше мы поехали в сторону озера Севан. До темноты нам надо было успеть проехать всю Армению, перейти границу в Грузию и сдать машину в Тбилиси. А в 3:50 ночи нас ждал самолет Тбилиси - Стамбул.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Вокруг озера Севан
Все опубликованные рассказы по проекту Закавказье-2015
1. Таллин-Киев-Баку — наша дорога на Кавказ
2. Ушли от моря горы, жажду утолив, и лег на берег город, охватив залив || Огонь, вода и нефтяные трубы
3. От Пламенных башен до Муслима Магомаева || Из Баку в Тбилиси через Гянджу и Рустави
4. Тбилиси — от горы Мтацминда до моста Мира || Картлис Деда и Инжировое ущелье
5. На машине по Грузии — Мцхета, Джвари и Уплисцихе || Там помянут кремлёвского горца
6. Под дождем из Боржоми в Бакуриани
7. Батуми — визитная карточка грузинской демократии || По «дороге смерти» через Хуло и Ахалцихе
8. Черная крепость и Мать Армения || По Армении от Гюмри до Еревана
9. По святым местам Армении — Гарни, Хор Вирап и Нораванк
10. Чертов мост и Крылья Татева || Лачинский коридор || Свадьба в горах и священный Казанчецоц
11. Папик, Татик и Степан Шаумян || Штурмуем Зодский перевал || Вокруг озера Севан