Всю первую половину дня мы посвятили осмотру нагорной части Баку. А вот дальше нам надо было каким-то образом успеть к завтрашнему утру добраться до Тбилиси. А дорога туда, надо сказать, неблизкая. Ну, мы решили сначала ехать на обычном рейсовом автобусе до Гянджи, а дальше уже смотреть по обстановке, в крайнем случае, если что, возьмем до границы такси.
Автовокзал в Баку — это такой помпезный комплекс, по своему размеру соперничающий с аэропортом. Правда высадили нас с автобуса где-то позади, так что всей этой красоты мы не увидели. Ну что же, заходим, ожидая увидеть внутри просторные залы ожидания, кассы, световые табло с расписанием отправления автобусов. Но где же все это? Фото из Интернета.
А всего этого нет! Вообще нет! А вместо автобусов и ожидающих пассажиров вокруг нас окружала сплошная торговля ботинками, мобильными телефонами и тому подобным ширпотребом. И так на несколько этажей! Мы аж заблудились внутри этого, с позволения сказать, автовокзала! Но, побегав по этажам, мы наконец оказались в самом низу, где и увидели автобусы. Только стали осматриваться в поисках касс, как на нас тут же насели зазывалы. Куда едете? В Гянджу? Вот, вам в этот автобус! Касса? Слюшь, дарагой, зачем касса? Целый час стоять будешь! Садись, скоро уже отъезжаем!
В общем, вот такой обычный восточный колорит. Так и поехали. Вставлю сюда сразу же всю карту нашей сегодняшней поездки, чтобы вы представляли. Дорога из Баку поначалу идет вдоль моря. Хорошая, четырехполосная. Потом сворачивает вглубь страны.
И если на побережье было достаточно нежарко, то вот здесь мы оказались словно в гигантской печке. Ну то есть в автобусе кондиционер, конечно, работал, но вот стоило сделать остановку где-то у придорожного кафе, как мы эту жару сразу почувствовали.
По ощущениям — градусов 45, никак не меньше. Я, пожалуй, в такой жаре и не был никогда.
Рядом с кафешкой был замечен магазинчик, торгующий, судя по всему, запчастями для советских грузовиков:)
Рядом со своими «Жигулями» ждут клиентов таксисты. Мы же, видя, что вокруг еще как бы окраина города, сидели и ждали, когда же нас наконец привезут в центр, на автовокзал. Но, что удивительно, автобус так нигде в Гяндже больше и не остановился, а вместо этого мы покатили куда-то в сторону объездной дороги.
Вот и объездная. Может автовокзал там? Но нет, автобус проехал над объездной и покатил куда-то дальше, в небольшой городок к югу от Гянджи. Тут мы уже всполошились и пошли спрашивать у водителя.
— Так это уже не Гянджа, — ответил тот. Это Гёйгёль!
(Кстати, а если там ехать дальше, то упрешься в линию фронта с Карабахом. Омарский перевал, за который в конце 1993 года были жестокие бои — это как раз там)
Ну мы объяснили водителю нашу ситуацию. Сказали, что едем-то мы вообще на границу с Грузией, а на автовокзале в Гяндже хотели найти транспорт, идущий в ту сторону. На что он ответил, что в это время мы там уже все равно вряд ли что найдем. А потом сказал, что сейчас, завершив рейс, он поедет на ночлег как раз в нашу сторону и может нас подвезти, а там уже поможет сесть на какой-то попутный автобус.
Ну, делать было нечего, поехали с водителями на пустом автобусе. Довезли они нас, надо сказать, довольно прилично, до следующего городка, что на шоссе, ведущем к границе. А там тормознули проезжавшую маршрутку и посадили на нее.
На маршрутке мы доехали до городка Казах. Там до границы уже было недалеко, но водитель маршрутки дальше ехать отказался. Как сказали мужики про него —
— Он устал уже. Поедет назад, в Бакы…
Однако, далеко ехать-то уставшему:) Нам же ничего не оставалось, как взять такси до границы.
А на границе меня ждало еще одно приключение. Еще в Баку я обнаружил, что куда-то задевал свою распечатку той электронной визы, по которой я въезжал в Азербайджан. Оставалась надежда, что на границе она уже будет не нужна. Но как бы не так! Первое, что спросил пограничник в будке — где Ваша электронная виза?
Пришлось мне бубнить ему в ответ что-то нечленораздельное про то, что распечатка куда-то делась и изображать, что я ищу ее в своих вещах. Может и без нее выпустят?
Но пограничник ничего и слышать не хотел.
— Где ваша электронная виза? И видя, что визы нет, уже начал куда-то звонить. Типа вот, пришел какой-то растяпа, надо что-то с ним решать.
И тут я, уже ни на что не рассчитывая, в десятый раз стал перерывать свою сумку и — о чудо — обнаружил пропавшую бумажку!
— Вот моя электронная виза!
Пограничник сразу подобрел, положил телефон и быстро оформил мой выезд. Прощай, Азербайджан! Полагаю, что больше не встретимся. Особенно если учесть, куда мы дальше поедем:)
А дальше небольшая пробежка с вещами — и нас ждет уже гораздо более цивильная Грузия. Там мало того что без виз пускают, так даже заполнять ничего не надо. Просто показываешь паспорт — и все.
— Гамарджоба! — заискивающе поздоровался Сергей Сергеич с очень строгим молодым парнем в форме, сидевшим в будке.
— Эстония? — посмотрел тот в паспорт. -Как там у вас, Россия не очень давит? — спросил он.
— Нет, пока не давит, — честно ответил Сергей Сергеич:)
Я же, проходя через другую будку, попал на радушно улыбающегося грузина средних лет.
— О! Эстония! — обрадовался тот. — Так я же у вас служил в советское время!
Пока я беседовал со служившим в Эстонии пограничником, Сергей Сергеич уже нашел таксиста, который в ответ на вопрос, сколько будет стоить доехать до Рустави, ответил — 20 лари. Ну 20 так 20, я подошел, и мы поехали.
В Рустави попросили таксиста найти нам отель подешевле. Заехали сначала куда-то на окраину, но там не было мест. А потом приехали в самый центр, и заселились в отель «Рустави». Тоже, надо сказать, недорого.
Тут таксист высаживает нас у отеля, Сергей Сергеич дает ему 20 лари, а тот показывает на меня и говорит — и с него тоже 20 лари. Ну мы конечно поначалу стали скандалить. Не то что это было очень дорого, но если ты таксист и собираешься кого-то везти, то называй сразу полную цену за всю поездку, ты же вроде не маршрутка:)
Вообще город Рустави, как я посмотрел, в советское время являлся ничем иным, как спальным районом для сотрудников градообразующего предприятия — большого металлургического комбината. Сейчас же комбинат, как можно догадаться, уже не работает. Точнее, формально GeoSteel еще существует, но, как указано у них на сайте, производит он лишь арматуру для строительства, а металл для нее берет, разделывая на металлолом то, что осталось от СССР. Собственно, металлолом сейчас — это один из основных экспортных продуктов Грузии.
Вот как описывает Рустави Википедия —
Распад Советского Союза в 1991 году стал для Рустави катастрофой, так как при этом разрушилась интеграция в советскую экономику, обеспечивавшая деятельность градообразующих предприятий. Большинство промышленных предприятий было закрыто, и 65% населения потеряло работу, что привело к росту преступности и нищеты. Количество жителей упало с 160,000 в середине 1990-х до 116,000 в 2002-м. Нью-йоркский художник Грег Линдкист задокументировал разрушение руставских цементных заводов в своих картинах и инсталляциях («Nonpasts», 2010).
Ради интереса нашел в сети, что это за инсталляции. Ну вот как-то так:)
На Google Maps хорошо видны огромные промзоны на окраине Рустави. Надо сказать, таких заброшек мы впереди увидим еще немало, и в Грузии, и в Армении.
Тут мы спросили, как нам доехать до Тбилиси. Нам подсказали ждать маршрутку здесь же на остановке. Очень скоро она подъехала, и мы покатили на встречу с грузинской столицей!