Сегодняшний день — последний в нашем путешествии по Закавказью. Преодолев Зодский перевал, мы покидаем Нагорный Карабах и снова оказываемся в Армении. Впереди нас ждет озеро Севан.
Сегодняшний день — последний в нашем путешествии по Закавказью. Преодолев Зодский перевал, мы покидаем Нагорный Карабах и снова оказываемся в Армении. Впереди нас ждет озеро Севан.
А еще за остаток дня мы должны успеть вернуться в Тбилиси и сдать там прокатную машину. Но расстояние не бог весть какое, так что должны успеть.
Подъехав к Севану, стали думать, с какой стороны его объезжать. Основная дорога идет по западному берегу, но есть какая-то дорога и с восточной стороны. Но мы решили не искушать судьбу и поехали там, где точно знали, что проедем :)
Вроде перед заездом в Карабах мы заправлялись, неужели уже бензин кончился? Вот честно, не помню, зачем мы остановились на этой заправке :)
Пока за рулем сидел Сергей Сергеич, у меня появилась возможность на ходу сделать несколько панорам озера Севан.
Западный берег, по которому мы ехали, равнинный, а вот на восточном почти от самой воды вздымаются горы. Интересно, как там?
На Google Maps есть несколько панорам с того берега. Вот здесь, к примеру, народ отдыхает на пляже.
Тут нам навстречу попался ГАЗ-53, везущий сено. Вот как водитель видит, куда ему рулить? :)
Тут на подъезде к Севанскому монастырю мы несколько сглупили и вместо того, чтобы свернуть на трассу M4, проехали прямо, оказавшись в городе Севан. Город поначалу порадовал красивой церковью на фоне голубого неба. Но потом, проехав по центральной улице, мы попали в какой-то адский трэш.
Вы считаете, что у вас в городе плохие дороги? Это вы не были в Армении, в городе Севан :)
Мало того, с этой улицы было еще и никак не выехать, что-то мы там долго крутились, пока нашли выезд на трассу.
Автопарк в Армении, конечно, не в лучшем состоянии. Полно вот таких вот покосившихся Жигулей с черти чем вместо бампера :)
Вот и Севанский монастырь на горе. А у подножия раскинулся целый торговый городок, рассчитанный на приезжающих гостей.
На стоянке нас встретил вот такой туристический автобус. Ого — Тегеран-Ереван! Ну что ж, пойдем посмотрим на иранских туристов!
О, а вот и они! :)
Мы же поднимаемся по лестнице на гору, где расположился один из древнейших армянских монастырей.
Монастырь Севанаванк был основан на этом месте еще в 874 году. Сейчас он стоит на узком вдающемся в озеро полуострове, а тогда уровень выводы был гораздо выше, и это был остров.
Для сравнения — вот так полуостров выглядит сейчас. Фото — Википедия.
А вот таким остров был раньше. Фото оттуда же.
Что же случилось? Куда ушла вода?
В начале XX века появляется несколько предложений по использованию вод озера в практических целях. В их числе — предложенный в 1910 году Манасерьяном проект спуска уровня озера. Было подсчитано, что из всего объёма притока 95% воды испаряется из-за большой поверхности зеркала, таким образом, якобы, значительная часть водных ресурсов просто «пропадает». Предлагалось уменьшить глубину озера на 45 метров и использовать освободившиеся водные ресурсы для орошения Араратской равнины и выработки электроэнергии.
Тогда этот проект остался нереализованным. К нему вернулись в годы индустриализации.
В 1931 году появляется первая схема понижения уровня озера, согласно которой, за 50 лет он должен был быть понижен на 55 метров, периметр составил бы тогда 80 км, а объём — 5 км³. При этом от всего Севана должно было остаться небольшое озеро площадью 299 км² на месте Малого Севана. Освободившуюся площадь предполагалось использовать для посадки орешника, дуба и т. д.
В 1933 году после одобрения проекта начались работы по созданию искусственных путей стока и углублению русла реки Раздан. Стоки представляли собой тоннельные сооружения на глубине 40 метров. С 1937 года началось интенсивное использование вод озера. Начало эксплуатации Севан-Разданского ирригационно-энергетического комплекса послужило мощным толчком для развития экономики Армянской ССР. К концу 1933 года уровень озера опустился на 10 метров.
С началом Великой Отечественной войны работы были приостановлены и завершились только в 1949 году. Тогда ежегодно уровень воды опускался более чем на метр.
Но в 1961 году, когда уровень Севана упал уже на 13 метров, ученые забили тревогу. Тем более что к тому времени стало понятно, что на земле, откуда ушла вода озера, совершенно ничего не растет, а построенные на Раздане гидроэлектростанции вырабатывают слишком мало энергии по сравнению с угольными. Был разработан новый план — предполагалось прорыть несколько тоннелей и повысить уровень Севана, перебросив в него сток нескольких горных рек.
Реализация проекта началась в 1981 году, когда был построен тоннель длиной 48,3 км, ведущий из водохранилища Кечут на Арпе в озеро около села Арцванист, после чего началось строительство тоннеля Воротан-Арпа длиной 21,6 км. В 1988 году строительство приостановилось в связи с ухудшением экономической ситуации в республике, и было завершено только в 2003 году. Эксплуатация была официально начата 26 апреля 2004 года.
В начале 2006 года подъём уровня воды по сравнению с прошлым годом составил 41 см. В течение 2006–2010 уровень озера поднимался на 25–35 см в год.
Сейчас от монастыря Севанаванк остались лишь две церкви — Сурб Аствацацин (слева) и Сурб Аракелоц (справа). Также здесь функционирует и недавно построенная духовная семинария, но отсюда она не видна, так как находится у подножия горы.
Сурб Аствацацин на фоне Севана
Здесь же находится могила капитана Ерванда Оганесовича Гаспаряна — человека, организовавшего судоходство на Севане в первые годы советской власти. И это тоже интересная история.
Ерванд Гаспарян начал ходить в море еще в конце XIX века. В числе прочего принимал участие в восстании греков на острове Крит, тогда еще принадлежавшем Турции. Чуть было там не погиб. Воевал и в Гражданскую войну. А после ее окончания приехал в Армению.
В Еереване Е.Гаспаряну показали судно «Гехануш», которое было перевезено из Петербурга в годы Первой мировой войны для переброски на озеро Урмия, но по стечению обстоятельств не дошло до места. Он отобрал 12 севанских парней в возрасте 18–20 лет из Еленовки и окрестных сел и стал учить их профессии.
Слухи о Капитане стали распространяться в ходе перевозки судна. Сохранились фотографии с изображением сухопутного «путешествия» судна — буксир с впряженными волами, необычная процессия, толпы сопровождающих и любопытных. Через несколько недель 12 пар волов доставили судно в Еленовку, где оно и было спущено на воду.
Начинания Гаспаряна для того времени казались дерзкими — иметь регулярное судоходство, связывающее все прибрежные районы, научную станцию на острове и гостиницы, построить консервный завод, круто увеличить добычу форели. Усилиями Е.Гаспаряна были построены гавани, спасательные сооружения, склады, основан трест «Армрыба», создано молочно-животноводческое хозяйство.
Текст курсивом и фото взяты из статьи «Капитан Ерванд Гаспарян»
В той же статье приводится еще одна интересная история. В 1933 году только что избранный Первый секретарь ЦК КП Азербайджана Мир Джафар Багиров втайне от армян разработал хитрый план, чтобы отвести из Севана воду для нужд сельского хозяйства своей республики. Типа в СССР же все общее! И под это дело уже обещал Сталину увеличить в несколько раз урожаи хлопка.
Когда армяне узнали о том, что воду из Севана хотят отдать азербайджанцам, в Москву отправили тогдашнего премьера Армении Тер-Габриеляна, а в качестве главного специалиста по Севану поехал Е.Гаспарян. Они вместе уговорили Орджоникидзе не отдавать воду Багирову, а вместо этого предложили пустить ее на строительство в Армении нового завода по производству хлоропренового каучука. С этим и пошли к Сталину.
Не знаю, насколько история правдива, но завод синтетического каучука «Наирит» в Ереване построили как раз тогда. В одном из прошлых рассказов я как раз писал, как мы на него наткнулись.
А спускаясь вниз, мы опять наткнулись на веселую компанию иранцев :)
-Куда ездят тусоваться иранские хипстеры, не желающие молиться по пять раз в день? В Армению!
Дорога из Севана в Дилижан проходит по Дилижанскому тоннелю. Его длина 2257 метров. Тоннель начали строить еще в 1970 году и не закончили к моменту распада СССР. Достраивали его уже в независимой Армении в 2000-х годах.
А вот в самом Дилижане мы как-то даже и не останавливались, не было времени. А вместо этого скоро оказались в довольно крупном городе Иджеване. Вон тут даже колесо обозрения есть. Только оно почему-то город Припять напоминает :)
На центральной улице Иджевана
Прямо на улице дымят мангалы :)
А ты записался на военную службу?
Параллельно шоссейной дороге идет и железная. Как же наверно тяжело прокладывать рельсы в горах.
Тут я заметил на карте интересный курьез. Мы проезжали мимо бывшего азербайджанского эксклава Софулу. Знаете, что такое эксклав?
Софулу — деревня в Закавказье. Согласно административно-территориальному делению Армении, фактически контролирующей деревню, она расположена в Тавушской области, согласно административно-территориальному делению Азербайджана — в Газахском районе Азербайджана.
В ходе Карабахской войны Софулу, ранее расположенная на территории Армении как азербайджанский эксклав, перешла под контроль вооружённых сил Армении.
Надо сказать, таких эксклавов вдоль армяно-азербайджанской границы раньше было несколько. Но во время войны за Карабах все они были ликвидированы, дабы упростить конфигурацию границы.
Ну, мы ради интереса свернули с дороги и заехали в это Софулу. Ничего интересного там, правда, не нашли. Кроме вот такой странной постройки с перевернутым российским флагом на стене.
Но зато у поворота мы наткнулись на заброшенный комбинат «Бентонит». Как я уже неоднократно писал, заброшенных заводов в Грузии и Армении — просто море.
Бентонит (назван по месторождению Бентон, США) — природный глинистый минерал, обладает свойством разбухать при гидратации (в 14–16 раз). В ограниченном пространстве для свободного разбухания в присутствии воды образуется плотный гель, препятствующий дальнейшему проникновению влаги. Это свойство, а также нетоксичность и химическая стойкость делает его незаменимым в промышленном производстве, строительстве и многих других сферах применения.
В числе прочего, из него делают наполнитель для кошачьих туалетов :)
Большой был комбинат, даже свой дворец культуры у него был. Теперь все заброшено.
Здесь же раньше проходила электрифицированная ж/д линия, ведущая в Азербайджан. Вон еще даже опоры контактной сети стоят.
Что интересно, именно через эксклав Софулу в советское время шла кратчайшая дорога из Армении в Грузию. Вон даже на Google Maps трасса М4 заворачивает именно туда! Еще бы немного, и мы могли оказаться в городе Казах, через который за неделю до этого ехали из Баку в Тбилиси. Но теперь так проехать нельзя. Вместо этого мы сворачиваем на серпантин, огибающий петляющую по горам границу.
Вот тут я даже затрудняюсь сказать, кому принадлежат эти два водохранилища, настолько там сложно идет армяно-азербайджанская граница.
А дальше уже я сел за руль и больше в этот день не снимал. Вскоре мы пересекли границу Баграташен-Садахло и оказались в Грузии. Вот и снова Тбилиси. До встречи с прокатчиком еще оставалось время, и мы решили поужинать в центре города. Заехали туда прямо на машине! Ужас, что там вечером творится! Но, на удивление, смогли протиснуться и даже встать на одной из улиц.
А потом приехал прокатчик и отвез нас в аэропорт. Обратно мы летели хитро, сначала в 3 часа ночи каким-то турецким лоукостером до Стамбула, оттуда Турецкими авиалиниями — в Ригу. Причем Сергей Сергеич, отправившись гулять по Стамбулу, чуть было не опоздал на рейс. Я же нарочно в город не поехал, потому что знал, что этим кончится, и не хотел лишний раз нервничать :)
А из Риги на автобусе в Нарву. Целый день из Тбилиси добирались, ужас! Но зато много денег сэкономили :)
А на этом экспедиция по нескольким странам Закавказья завершилась, соответственно, завершается и мой рассказ. Уф, два года не мог осилить :)
Все опубликованные рассказы по проекту Закавказье-2015
1. Таллин-Киев-Баку — наша дорога на Кавказ
2. Ушли от моря горы, жажду утолив, и лег на берег город, охватив залив || Огонь, вода и нефтяные трубы
3. От Пламенных башен до Муслима Магомаева || Из Баку в Тбилиси через Гянджу и Рустави
4. Тбилиси — от горы Мтацминда до моста Мира || Картлис Деда и Инжировое ущелье
5. На машине по Грузии — Мцхета, Джвари и Уплисцихе || Там помянут кремлёвского горца
6. Под дождем из Боржоми в Бакуриани || Кутаиси — между прошлым и будущим
7. Батуми — визитная карточка грузинской демократии || По «дороге смерти» через Хуло и Ахалцихе
8. Черная крепость и Мать Армения || По Армении от Гюмри до Еревана
9. По святым местам Армении — Гарни, Хор Вирап и Нораванк
10. Чертов мост и Крылья Татева || Лачинский коридор || Свадьба в горах и священный Казанчецоц
11. Папик, Татик и Степан Шаумян || Штурмуем Зодский перевал || Вокруг озера Севан