Этот день начался с того, что мы полдня провели в Батуми, ожидая, пока прокатная фирма сделает для нас доверенность на вывоз машины в Армению. Вообще-то они нам ее обещали сделать заранее, но вот так у них вышло, что начали они ей заниматься только тогда, когда мы к ним приехали. Но нет худа без добра — благодаря этому мы смогли неплохо осмотреть Батуми.
Гуляли по Батуми мы примерно до 13 часов, когда, о счастье, доверенность нам наконец сделали, а значит можно было отправляться дальше по маршруту. В планах на сегодня у нас было проехать по южной трассе из Батуми через Хуло в Ахалцихе, посетить тамошнюю отреставрированную крепость, а если время останется, то еще заехать и в пещерный комплекс Вардзиа. Ночлег у нас был запланирован уже в армянском Гюмри. Не так далеко — всего-то 357 км. Но это если выезжать утром, а не в обед, как мы выехали, и плюс если дорога будет хорошая. А вот с последним как раз обещала быть засада. Все опрошенные грузины либо никогда по этой трассе не ездили, либо говорили, что мы там не проедем :)
Из Батуми выезжали довольно долго из-за пробок. Потом навигатор повел нас какими-то трущобами на окраину, откуда начиналась дорога на Хуло. Да, это вам не тбилисская трасса, чем дальше мы отъезжали от города, тем меньше становилось встречных машин, что настораживало. А вдруг там будет вообще не проехать? Или для того, чтобы проехать, понадобится такая вот самоходка, что стояла в одной из деревень :)
Впрочем, до поселка со звучным названием Хуло мы доехали благополучно, дорога везде была асфальтированная, нормального качества.
А вот сразу на выезде из Хуло началась реальная жесть. Асфальт закончился, и пошли такие колдоебины, что даже за наш Мицубиси стало страшно. Поначалу за рулем сидел я, а потому с этой части поездки фотографий осталось мало.
Заслуживает ли эта трасса того, чтобы ее называли дорогой смерти? Ну, это смотря для кого. Мы вот, к примеру, остались живы, а вот кому-то повезло меньше.
От чего здесь можно было умереть, так это от качества дорожного покрытия. А тут еще у нашего старенького недоджипа явно были проблемы с подвеской, которая ловила буквально каждый торчащий камень, который не удавалось объехать. Я старался ехать аккуратно, из-за чего средняя скорость у нас упала километров до 20 в час. И тут Сергей Сергеич не выдержал и попросил пустить за руль его.
-Очень, -сказал, -хочется в Армении побывать :)
Ну и погнал гораздо более активно. А я смог больше внимания уделять фотосъемке.
Хотя вот машину трясло на этих буераках так, что многие хорошие кадры оказались смазаны :(
По пути нам попалась компания девушек на обычной легковушке с российскими номерами. Ну вот куда они-то полезли на такой машине? Здесь вон даже военный ЗИЛ-131 может колес лишиться :)
Тут дорога пошла на подъем, и вскоре мы оказались в местности, где зимой вроде как можно кататься на горных лыжах. Во всяком случае, подъемники не производили впечатления ржавых.
Вот только вместо альпийских шале по склонам там и сям были разбросаны какие-то курятники :)
Сельские жители тут живут бедненько. Выстроили вдоль дороги ужасного вида хибарки из досок и жести и торгуют с них разными местными продуктами.
Но туристов ездит мало, поэтому большинство хибарок заколочено.
На дорогах то и дело попадаются коровы
И тут на высоте около 2 км дорога погрузилась в облака
Вокруг стало почти ничего не видно
Вот и самая высокая точка всей трассы — перевал Годердзи
Высота — 2025 метров над уровнем моря. Здесь проходит граница автономной республики Аджария и региона Самцхе-Джавахети.
Прямо на перевале стоят несколько магазинчиков. Рядом пассажиры маршруток перепаковывают какой-то товар.
А на спуске с перевала пошли самые красивые виды за всю поездку
Разбросанные по зеленым холмам курятники…
… а сверху — синие грозовые тучи
Вокруг довольно много хозяйств, но вот дорога сюда — это страх и ужас
Вот даже не знаю, живет здесь кто-то, или это просто садовые времянки, куда люди переселяются на время сельскохозяйственных работ?
Дом на фоне грозового неба
А грозовые тучи становились все ближе. Вот сейчас как ливанет!
Вот такая примерно здесь дорога. Вела бы она просто куда-то в деревню — никаких бы вопросов не возникло. Но между тем, это самая короткая трасса, связывающая Батуми и Черное море с Арменией. Положили бы здесь асфальт — и вся Армения смогла бы ездить в Батуми, возить туда грузы. Или это все не нужно?
Хотя вот где-то в районе Хуло мы видели внизу на берегу реки турецкий асфальтобетонный завод. То есть дорогу турки вроде как ремонтируют. Но я вот сейчас проверил Google Maps, и там все фотографии, что есть за 2016 и 2017 год показывают всю ту же грунтовку. С коровами :)
Так что если захотите поехать из Батуми в Ахалцихе, то лучше поезжайте по основной трассе, через Боржоми, а не то попадете вот на такую «магистраль» :)
Но зато как здесь колоритно перевозят сено :)
Добавлю видео, найденное в сети у одного блогера. Далее там будет еще одно его фото с погранперехода. А пока Трансаджарский хайвей, или "Почему у Грузии получилось" :)
А закончился этот дорожный ужас уже на подъезде к Ахалцихе. В итоге 80 с чем-то километров от Хуло мы ехали больше трех часов. Когда подъехали к турецкой крепости, на город уже опустились сумерки. Крепость еще работала. На территорию пускали бесплатно, а вот чтобы пройти в цитадель, надо уже было покупать билеты. Мы правда уже не пошли — ну какой смысл устраивать полноценный осмотр в темноте?
При этом там, куда пускали бесплатно, возвышались две довольно приличного размера башни. Ну мы на них конечно поднялись. Виды сверху конечно — ах! Сюда бы днем в солнечную погоду!
Турецкая крепость Рабат была взята русскими войсками генерала Паскевича в 1828 году. На следующий год территория вокруг Ахалцихе была присоединена к Российской Империи. Все последующие годы разрушенная в ходе штурма крепость пребывала в руинах. Картинка — Википедия.
И лишь в последние годы крепость была практически отстроена заново. Подозреваю, что и здесь не обошлось без турецкого финансирования — турки под шумок восстанавливают исторический «турецкий мир». Но получилось конечно красиво, и теперь это одна из самых важных достопримечательностей Грузии.
А вот так с крепостной башни выглядит сам город Ахалцихе. Вот мы уже видели Куру в Тбилиси, Мцхете, Уплисцихе и Боржоми. И вот теперь она же — в Ахалцихе. Такая вот знаменитая река, она в Грузии везде :)
А дальше наши приключения продолжились. Ни в какую Вардзию мы уже, разумеется, не поехали, прямиком двинувшись в сторону границы. Уже в темноте проехали город Ахалкалаки. Здесь уже большинство жителей составляют армяне, и это сразу чувствуется. Повсюду начинают появляться вывески на русском языке — ШИНОМОНТАЖКА, ХОДОВИК :)
Дальше дорога поднимается на плоскогорье. Высота за 2 тысячи метров. Последний город на грузинской территории — Ниноцминда, прежнее название — Богдановка. Он был основан русскими переселенцами-духоборами, но сейчас здесь живут почти исключительно одни армяне.
А вот дальше был первый загадочный случай. За Ниноцминдой началась новая, явно недавно построенная дорога с черным еще асфальтом и с только что нанесенной разметкой. Ну, я обрадовался и сразу разогнался до 90. И тут вдруг — хренак!!! Колесо попало в яму, машину подбросило. Я притормозил, вглядываясь в темноту. И опять — хренак!!! Снова яма! Откуда здесь ямы на новой дороге? Дальше езда уже напоминала слалом. Разгоняться снова было опасно, потому что ямы могли возникнуть просто на ровном месте. Вот едешь, едешь, и опять — хренак! Так мы и не поняли — что это было?
Тем временем высота уже 2,500 метров. Вот и грузинская граница. У нас быстро смотрят документы и машут рукой куда-то в темноту. Типа, вон там — Армения. Я смотрю в ту сторону, но никакой Армении не вижу. Мы медленно трогаемся и едем дальше.
И тут еще один загадочный случай. Впереди сквозь темноту проступает какое-то огромное монструозное сооружение. Подъезжаю к нему, внутри — ни огонька. По-видимому, надо объезжать. Огибаю его вокруг. Кругом темнота — хоть глаз выколи. Я вожу фарами по темноте, проезжаю вдоль обочины в поисках дороги, но ее нигде нет, только мусор вокруг валяется! Что за наваждение? Объезжаю монструозное здание вокруг — дороги нет! Черт возьми, но как нам попасть в Армению?
Иду на второй круг, на этот раз уже присматриваясь более внимательно. Вот опять та же куча мусора на обочине, небольшая канавка, поверх навалены какие-то тряпки, я свечу фарами дальше и вижу, что если переехать эти тряпки, то дальше вроде как можно проехать. Сворачиваем туда и осторожно, чтобы не угодить в яму, катимся в сторону армянской границы.
На картинке — найденный в сети компьютерный рендер пограничного поста Ниноцминда. Вот так я и не понял, за прошедшие два года запустили его или нет?
Нашел в ЖЖ у одного блогера фотографию этого года. Что-то как Саакашвили ушел, совсем в Грузии порядка не стало. Вот два года уже прошло, почему до сих пор такой срач вокруг нового погранпункта?
А на армянской границе — новый квест. Сергей Сергеич убегает на таможенный пост оформлять документы на временный ввоз машины. Там его долго футболят из кабинета в кабинет к какому-то таможенному брокеру. Тут что у них, биржа что ли? Зачем нам брокер? Но с таможней не поспоришь — они все равно навязывают свои недешевые услуги.
А на улице, несмотря на то, что август, ужасная стужа. Немудрено, на такой высоте-то да еще ночью.
Дальше — страховка. Нас отправляют в будку напротив. Там спит страховой агент, пока его разбудили, потом подошел еще один армянин. Пока агент оформлял полис, порасспросили того армянина, насколько сложно попасть в Карабах, нужно ли разрешение.
-Какой разрешение, брат? -удивляется тот. -Карабах — это наша земля, не надо никаких разрешений!
При этом сам он ни разу там не был — далеко, говорит, 500 км ехать! Да уж, никто не был, но при этом все так уверены. Как потом окажется — разрешение нам все же понадобится! Но это уже другая история :)
А дальше уже пошла Армения. В Гюмри мы приехали почти в час ночи. Пока ехали, нам раза три звонил хозяин забронированного гостевого дома, все хотел встретить нас, но мы сказали, что у нас есть навигатор, найдем как-нибудь. Но в итоге адрес у них оказался такой мудреный, что никак было не найти. Пришлось звонить и просить выйти на проспект. Вот ни за что сами не нашли бы!
Вобщем, за всю поездку это был наверно самый богатый на приключения день :)
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ НАЧАЛО ► Черная крепость и Мать Армения
Все опубликованные рассказы по проекту Закавказье-2015
1. Таллин-Киев-Баку — наша дорога на Кавказ
2. Ушли от моря горы, жажду утолив, и лег на берег город, охватив залив || Огонь, вода и нефтяные трубы
3. От Пламенных башен до Муслима Магомаева || Из Баку в Тбилиси через Гянджу и Рустави
4. Тбилиси — от горы Мтацминда до моста Мира || Картлис Деда и Инжировое ущелье
5. На машине по Грузии — Мцхета, Джвари и Уплисцихе || Там помянут кремлёвского горца
6. Под дождем из Боржоми в Бакуриани
7. Батуми — визитная карточка грузинской демократии || По «дороге смерти» через Хуло и Ахалцихе
8. Черная крепость и Мать Армения || По Армении от Гюмри до Еревана
9. По святым местам Армении — Гарни, Хор Вирап и Нораванк
10. Чертов мост и Крылья Татева || Лачинский коридор || Свадьба в горах и священный Казанчецоц
11. Папик, Татик и Степан Шаумян || Штурмуем Зодский перевал || Вокруг озера Севан
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия