Начало (Беларусь-Украина)
Молдова — Приднестровье
Румыния
Болгария
Турция
Греция
Болгария
Македония
Албания
Черногория
Черногория-Сербия
Предыдущая часть (Сербия: Гостилье-Сирогойно-Маглич-Жича)
Продолжаем обозревать сербские монастыри. Но проблема в том, что практически все они находятся в глубинке. Поэтому, несмотря на не очень большие расстояния, добираться до них долго и муторно. Ибо местный рельеф не предполагает прямых и лёгких дорог. 130 километров между монастырями Жича и Манасия преодолели за пару часов. Можно было, конечно, зацепить по пути ещё с полдюжины обителей, но я предпочёл сделать ставку именно на монастырь Манасия (Манасија) и не прогадал. Потому как эта обитель резко выделяется среди прочих.
По сути — это даже не монастырь, а крепость.
Ибо окружён он поражающей воображение каменной стеной с одиннадцатью оборонительными башнями.
Вписать его в каньон Ресавы было бы весьма проблематично, если бы реке не вздумалось здесь образовать излучину, тем самым расчистив небольшую полянку как раз под монастырь.
Впрочем, места не так уж много, поэтому по дороге, проложенной вдоль одной из монастырских стен, приходится буквально протискиваться.
Но об этом мы узнали, когда уже прощались с обителью. А пока следовало вскользь ознакомиться с ней изнутри.
Вскользь — потому, что всё здесь буквально на ладони.
Монастырь, естественно, никому покоя не давал. Тем не менее турки до поры до времени его только лишь грабили, а вот разрушениям подвергли, когда сербы свободы возжелали. Мало никому не показалось.
Сейчас это по сути совсем новое сооружение. Потому как возвести новые башни на месте старых оказалось целесообразнее, нежели ремонтировать.
Строительные работы на территории обители продолжаются и по сей день. Церковь Святой Троицы восстановлена полностью.
Жилые помещения, судя по всему, уже приняли монашек.
Осталось лишь закончить восстановление отдельных башен.
И, возможно, некоторых исторических построек на территории монастыря.
Следующие сорок километров мы преодолели ровно за один час. Быстрее — никак. Поэтому на месте были уже в сумерках. Бросили машину на стоянке и бегом через мостик к стенам монастыря Горняк (Горњак). Правда, без особой надежды туда попасть.
Как я и предполагал, допуск на территорию обители заканчивался в 18 часов. Тем не менее ворота были открыты, поэтому мы решительно направились внутрь. Но ходили буквально на цыпочках, дабы не быть преждевременно выдворенными.
Данная тактика себя оправдала. Но во многом благодаря тому, что все монашки находились на вечерней службе в церкви Пресвятой Богородицы.
Тем не менее, одна из них, видимо, обладала чутким слухом. Потому как в одной из пауз между песнопениями уловила Машино шуршание аккурат в тот момент, когда мы наблюдали за действом внутри храма сквозь приоткрытую дверь. Пришлось нырнуть в тень и затаиться.
Кстати, внутри церкви никаких ценных росписей не сохранилось. Помимо пожаров и разрушений объясняется это ещё и интересным фактом. Поскольку монастырь Горняк расположен в ущелье Млавы непосредственно под нависающими скалами, климат здесь весьма капризен. Защититься от погодных катаклизмов помогала свинцовая крыша. Это не укрылось от турок, которые ценный металл изъяли, тем самым лишив храм надёжной защиты от непогоды.
Поскольку даже в полутьме невозможно не заметить, что монастырь Горняк расположен крайне живописно, видимо, имеет смысл сделать акцент на одной из трёх капелл — часовне Григория Синаита. Очень уж уютно разместилась она прям в пещере над монастырским комплексом. Жаль только, что подняться туда у нас не было возможности. Ибо панорама оттуда должна открываться впечатляющая.
Тёмное время суток, но не ночь, разумеется, очень удобно использовать для вынужденных перемещений. Это как раз наш случай, поскольку отставать от графика мы уже не имеем права. Только вот очень обидно, что данная задержка пришлась именно на Браничевский округ Сербии — один из самых живописных в стране. За те два часа, что мы ползли в Голубац, нам пришлось преодолеть неимоверное количество спусков и подъёмов, опуститься в глубокие ущелья и взмыть на загадочные вершины, десятки раз сменить вектор движения на прямо противоположный, но так ничего толком и не рассмотреть. В таких условиях очень трудно предугадать, каков будет расход топлива, поэтому пришлось дважды пополнять его запасы. Переборщить тоже нельзя, поскольку завтра можно будет заправиться значительно дешевле.
В Голубац прибыли поздно — около девяти вечера. Благо, что место в комплексе «Zlatna Ribica» я забронировал ещё будучи в Перасте. Место оказалось очень удачным. В наличии стоянка, круглосуточный магазин, ресторан и гостиница. Ресторан, правда, оказался дорогим, поэтому ужинали мы в номере, и миникухня нам в помощь.
Четверг 27 сентября по умолчанию должен был стать довольно бестолковым днём. В планах — минимум остановок и длительный переезд. Плюс — две полноценные границы. До одной из них мы по сути добрались: за Дунаем уже видна Румыния, но попасть туда не так просто, как кажется. Но всему своё время. Пока же в моих планах визит в Голубацкую крепость, которая тоже неплохо просматривается из окон нашего гостиничного номера.
Впрочем, визит — это слишком громко сказано. Просто визуальный осмотр, ибо доступ посетителей возможен лишь с 10 часов. А поскольку мы уже перешли в режим транзита, ждать открытия в течение полутора часов позволить себе не можем. В связи с этим стремление попасть в Голубац может показаться глупым и нелогичным, но я просто не мог ничего поделать с этой блажью — увидеть «живьём» самую живописную крепость Сербии. И ежу понятно, что этим она обязана местному ландшафту. Сама дорога к крепости — это уже незабываемый аттракцион.
Причём без начала и конца, ибо притормозить у цитадели невозможно. Правда, имеется вариант свернуть на паркинг у визит-центра, но это лишь в часы его работы. Так что пришлось мне нырять в туннель под скалой, на которой высится крепость, и искать на выезде из него место для разворота.
Полицейский разворот, а другие варианты там не катят, пришлось осуществлять, как только появилась возможность пристроиться на обочине. Маша осталась в машине, а я побежал к цитадели. С тыла она смотрится не столь внушительно, но зато аутентично.
Кстати, на румынском берегу Дуная тоже видны развалины — это бывшая крепость Ладислава. Сама твердыня вряд ли представляет большой интерес, но как бельведер — вполне перспективна.
Ну и, конечно, нельзя не отметить, что жизнь на Дунае не замирает ни на минуту.
Возвращаемся. Воспользовавшись тем, что ворота на территорию визит-центра закрыты, я решил временно там притормозить. Успел сделать только пару кадров, как уже подкатил кто-то из администрации. Пришлось освобождать путь и убираться восвояси.
Для себя отметил, что повторить свой визит в Голубац имеет смысл. Но лишь тогда, когда полностью закончат реставрацию крепости.
Дальше нам пришлось лететь. Ближайшая паромная переправа находилась в Раме. И, согласно предварительной информации, которую с трудом удалось выудить в интернете, нам нужно было туда попасть не позднее десяти часов. Потому как перспектива застрять на три часа в ожидании следующего рейса — это уже сродни катастрофе. Препятствий на этом пути оказалось немало — блуждание по Велико-Градиште, узкие дороги, обочины которых заставлены машинами рыбаков.
Увы, вся эта надрывная спешка оказалась зряшной. Потому как реальный расклад сентябрьских рейсов 2018 года оказался другим. Благо, что ждать нам нужно было всего лишь час.
Жизнь в порту отсутствовала. Желающих перебраться на противоположный берег Дуная не было и в помине. Самой надёжной из троицы барж мне показалась та, которую должен был толкать буксир «Юпитер». У неё мы и пристроились.
Тем не менее, скоротать часок в Раме оказалось несложно. Над городком доминирует крепость, к ней я и решил направиться.
На самом деле Рам — это скорее форт, нежели цитадель.
Возвели его по приказу султана Баязита II аккурат на границе с Венгрией. И он стал одним из старейших артиллерийских опорных пунктов в Сербии.
Крепость находилась на реставрации, поэтому проникнуть внутрь не было никакой возможности. Не говоря уже о том, чтобы взобраться на её стены.
Впрочем, в качестве бельведера это место тоже весьма интересно. Здесь можно не только окинуть взором портовую зону Рама.
Но и убить время, наблюдая за дунайской движухой.
Оживление в порту возникло словно из ниоткуда. В какой-то момент к парому начали резво съезжаться машины, и обозначились матросы. Как оказалось, переправу будет осуществлять буксир «Сатурн», а не «Юпитер».
Тем не менее, приоритет первоочередного заезда на баржу сохранился за нами. Поместились все. В последний момент ещё и кемпер какой-то успел запрыгнуть.
Забавно, что шкипер за погрузкой вообще не следил. Еле поместившись в рубке, он безотрывно читал газету. Но ровно в 11 часов запустил двигатель и тут же отчалил.
Самым волнующим оказался момент, когда буксир нужно было перешвартовать другим бортом. А вдруг он заглохнет или упустит баржу посреди Дуная? Как её потом ловить?
Но всё обошлось. Обилечивание происходило на ходу, так что времени на то, чтобы осмотреться, почти не было. Ибо идёт паром всего лишь 20 минут. Кстати, стоимость проезда составила порядка 10 евро. Напомню, что из Румынии в Болгарию мы переправились за 27.
Вспугнув пару птиц уже в канале Дунай-Тиса, паром нежно уткнулся в берег в порту Банатска-Паланка.
Последним крупным сербским населённым пунктом на нашем пути оказался Вршац, и был он уж очень похож на типичный румынский город.