Начало
Часть 4
Далее у нас Румыния, и это уже Балканы — основная цель поездки. На проезд через ПП мы затратили 7 минут. «Виньетка» была приобретена онлайн, но и здесь про неё никто не спросил. Диалог с таможенником, которого я опасался, был предельно кратким. Между вопросом о сигаретах и моей отрицательной реакцией на него, грозный чиновник умудрился втиснуть ещё и вопрос об алкоголе. Именно поэтому мой ответ прозвучал настолько искренне, что даже детектор лжи не смог бы уличить меня в обмане.
В радужные перспективы Румынии я поверил с самого первого визита в эту страну, а произошло это задолго до погружения в «тему автопутешествий». Речь идёт о «лихих 90-х». В дальнейшем стало очевидно, что румынский путь интеграции в ЕС очень схож с польским. И отменное качество дорог, в котором мы убедились сразу же — лишь один из факторов, подтверждающих эту аксиому.
В Румынии мы бывали неоднократно. Ездили туда как специально, так и преодолевали страну в режиме отнюдь не галопирующего транзита. Белых пятен почти не осталось. Среди них лишь полтора города, некоторые природные сюжеты и, конечно же, уникальная «монастырская тема», ради которой прежде всего и хочется возвращаться в эту страну. Из полутора городов единичка приходится на Яссы (Iași), для попадания в который по-любому придётся преодолевать крайне замысловатый маршрут. Именно поэтому город так долго избегал встречи с нами.
Отзвонившись с границы, я сообщил нашим арендодателям приблизительное время прибытия на место. Путь недолгий — преодолеть предстояло около 70-ти километров. Поэтому приехать вовремя труда бы не составило. Только вот по пути до нас дошло, что нам срочно нужно создать продуктовый запас (на картоху ведь наложено табу) и обналичить деньги. С обеими задачами мы успешно справились в подвернувшемся ТЦ, но к месту встречи, разумеется, опоздали. Впрочем, хозяин жилья тоже оказался весьма безответственным персонажем. Прибыл со значительным опозданием, и это после неоднократных созваниваний. К тому же скрыл от нас тот факт, что Вай-Фай оказался нерабочим, хотя и знал об этом доподлинно. Забавно, что, поехав разменивать деньги, он в итоге на этой почве отказался от сдачи, дабы только не встречаться с нами вновь. Ну, хоть пару-тройку лей мы сэкономили.
Квартира нам досталась в виде маленькой студии, размещённой на первом этаже новой многоэтажки. Несмотря на это вид у неё был усталый, а кастрюли на кухне отсутствовали напрочь. Вот что значит, когда хозяева жилья малолетки мужского пола. Выход из положения Маша всё-таки нашла, так что, поужинав, мы тотчас же направились в центр, до которого минут семь неспешной ходьбы.
Целью моего растянувшегося на десяток лет стремления в Яссы был так называемый Дворец культуры. Для человека, заставшего советскую эпоху, звучит как-то не очень. В голове всплывает образ провинциального или ведомственного сооружения как правило типовой архитектуры для проведения шаблонных официальных и культурно-массовых мероприятий. Именно это название меня всегда и смущало. Тем более что до нашего визита фотографий дворца в Яссах я толком и не видел.
Зашли мы с крайне удачного ракурса.
Сразу стало понятно, почему это сооружение является топовой достопримечательностью даже в масштабах Румынии.
Мы едва успели подобрать свои челюсти после монастыря в Хынку, как на их долю выпало новое непосильное испытание.
С такими темпами нарастающего удивления недалеко и до инвалидности.
Наверняка, в немалой степени столь эмоциональному восприятию способствовала акцентированная ночная подсветка здания, которая способна творить чудеса.
Особенно это заметно на отдельных фрагментах Дворца культуры, каковыми, к примеру, являются донжоны.
Ошибочно полагая, что парадная сторона сооружения как раз та, с которой мы к нему подобрались, я с некоторой неохотой решил прогуляться вдоль его периметра. Всё равно ведь утром придётся повторять наш забег. Таким образом мы и подобрались к башне с часами.
Стало понятно, что возвращаться домой пока рано.
Пришлось изрядно отдалиться от здания с целью захвата объективом его фантастического главного фасада.
С толку меня сбил шикарный парк, разбитый у подножия Дворца культуры. Чарующий вид на него открывается с лестничной балюстрады.
Здесь и бассейны/пруды с подсветкой, и фонтаны.
Релакс обязателен. Чем мы и воспользовались, поэтому более никуда не ходили.
Утром вторника 4 сентября я испытывал зуд, вызванный желанием как можно быстрее вновь оказаться у Дворца культуры в Яссах, дабы сравнить впечатления. В начале девятого мы уже были на ногах. В том смысле, что выбрались на улицу после душа, завтрака и прочих неизбежных ритуалов. Достигнув цели, я взялся за поиск ракурсов аналогичных вечерним.
Дворец, естественно, стал менее таинственным.
Зато обнажил все свои многочисленные детали,
о наличии которых в темноте даже не подозреваешь.
Дабы сооружение не выглядело в моём изложении каким-то безликим ноунеймом, всё-таки стоит дать небольшую историческую справочку.
Начали возводить здание на фундаментах бывших княжеских дворцов, видимо, с той же целью.
Но времена были лихие, и строительство растянулась на 20 лет вплоть до 1925 года. На протяжении последующих 30 лет в неоготическом дворце в Яссах располагались административные учреждения. Затем там открыли музеи.
В здании 298 комнат общей площадью более 34000 м² (5 футбольных полей) и 92 внешних окна. Разумеется, что попасть внутрь дворца тоже было бы интересно. Но о том, удалось ли нам это осуществить, чуть позже.
А пока пробежимся по главной городской артерии — бульвару Штефана и Великого, и Святого одновременно. Это такой средневековый молдавский князь-господарь типа Петра I, осмелившийся водить дружбу с самим Владом Цепешом-Дракулой. Туда нас позвало чрезмерное средоточие многочисленных церковных шпилей.
Вообще, румынская архитектура, пожалуй, одна из самых самобытных в Европе.
В деталях она перекликается со «знойной» архитектурой Пиренеев и Апеннин.
Но далеко не факт, что это результат их влияния.
Наиболее очевидно румынская самобытность проявляется в храмовой архитектуре. Подтвердить этот смелый тезис я собирался во второй половине дня. Но всё началось уже в Яссах.
В этом городе более 40 культовых сооружений! Из них три кафедральных собора, в том числе католический. Также три церкви, не принадлежащие местной автокефалии. Восемь монастырей. Всё остальное — храмы РПЦ. «Р» в данном случае подразумевает Румынию. Самые значимые из этих объектов сосредоточены в сердце (или душе?) города. Среди них монастырь, метрополия и католическая церковь успения Девы Марии, отличающаяся весьма необычной цилиндрической колокольней.
Монастырь трёх святых Иерархов — это, пожалуй, самый шикарный религиозный комплекс в Яссах, хотя и звучит это самонадеянно по причине того, что мы там прошлись лишь исключительно по верхам.
Но основания для такого утверждения у меня очень веские — монастырский храм. Архитектура его хотя и соответствует канонам т.н. молдавского стиля, тем не менее уникальна, смела и эклектична, сочетая в себе элементы, не побоюсь употребить эти термины, готики и ренессанса, что, впрочем, неудивительно.
Тем не менее зуб даю, что не только меня поразила она глобальным присутствием восточных мотивов в наружном оформлении.
Все стены церкви испещрены кружевами резьбы по камню, которая очень сильно напоминают затейливую арабскую вязь.
Внутри храм, благодаря купольным фонарям, оказался довольно светлым.
Но лично на меня антураж традиционных румынских церквей производит гнетущее и даже пугающее впечатление. Потому как они почти всегда тесные, прокопченные, фон у фресок чёрный, а обильное золото потускнело от времени.
Вполне естественно, что резиденция действующего митрополита предполагает наличие множества административных сооружений.
Все эти здания в Яссах стильные и изящные.
Так же можно охарактеризовать и кафедральный собор. Впрочем, на меня он значительного эффекта не произвёл. Видимо, сказался заданный на поездку настрой, потому как большие города и соответствующие достопримечательности в этой поездке были далеко не в центре нашего внимания. Отметить могу лишь грандиозную мозаику над центральным входом.
А ещё поделюсь занятным наблюдением. Многие румыны свой рабочий день начинают с кратковременного визита в храм.
Наша прогулка по бульвару Штефана В. и С. подошла к концу. Обратно, ради разнообразия, мы будем продираться сквозь задворки. Поэтому пришла пора отдать должное тому, какое внимание в городе уделяется чистоте. Пусть это будет алаверды от перманентно чистого Минска.
Далее буду завидовать. Во-первых, тому, насколько красиво и необычно декорирована и украшена улица.
А, во-вторых, тому, насколько круто иметь в городе шикарный пешеходный бульвар в качестве главной улицы.
Один из фасадов собора смотрит прям на идиллическую эспланаду. Этот вид и задал нам следующий этап маршрута.
Впрочем, был он совсем коротким, потому как обрывался у Национального театра.
К слову, стоит заметить, что именно в Яссах появился первый в Румынии театр.
Увы, проанонсированные задворки оказались невыразительными, поэтому притормозили только лишь неподалёку от Дворца культуры у церкви св. Николая. Глядя на румынские храмы, вполне может сложиться ошибочное мнение, что они сплошь новоделы. Категорически нет. Тщательная и нежная забота творит чудеса, поэтому даже пятисотлетние «старики» выглядят здесь бравыми «молодцами».
И традиционные мрак и копоть интерьеров тому подтверждение.
Дальше я намеревался проникнуть внутрь дворца. Но в день нашего визита это оказалось невозможно по причине проведения каких-то мероприятий. Стоит заметить, что осмотр собственно интерьеров сооружения не предусмотрен. Можно лишь посетить расположенные там музеи, которых насчитывается четыре. Какой из них выбрать с целью попутного ознакомления с интерьерами — загадка. Впрочем, вход во дворец был открыт, но на вахте дежурила не какая-нибудь подслеповатая бабулька, а облачённый в форму сотрудник типа вневедомственной охраны. Интеллектом он, конечно, не блистал, поэтому мне стоило большого труда и бури эмоций преодолеть эту стену непонимания, дабы сделать пяток шагов внутрь и хоть что-то запечатлеть на память.
Ответственно заявляю, что впечатлиться во Дворце культуры Ясс есть от чего.
Среди прочего не могу не отметить, что и его интерьеры сполна отвечают неоготическим архитектурным канонам.
В квартиру мы возвращались новым маршрутом, на котором реперными точками были ещё две примечательные церкви. Одна из них — храм св. Лазаря, который завоевал себе очень уютный уголок посреди каменных джунглей недалёкого прошлого.
Вторая — храм св. Параскевы. Весьма любопытно, что эта церковь, построенная в конце прошлого века, была освящена махровыми архиереями т.н. «древней православной церкви», которые по-прежнему признают старое летоисчисление, скорректированное 1 октября 1924 года в том числе и в Румынии. То есть получается, что даже официальная РумПЦ гораздо менее ортодоксальна, нежели до смешного архаичная РПЦ.
Ну, а напоследок я всё-таки вернусь ко Дворцу культуры. Дело в том, что когда мы с ним расставались, на небе появилось яркое солнце, в лучах которого стало очевидно, что это грандиозное сооружение имеет не маловыразительный серый окрас, а благородный бледно-бледно охряный.
После Ясс нам предстоит вторгнуться вглубь Молдовы. Нет-нет, мы не возвращаемся обратно. Молдова — это не только постсоветское государство, но и одна из исторических областей Румынии. Вообще, предстоящий день должен был стать эдаким ремейком поездки 2007 года, только с противоположным вектором движения. До точки старта, которая находилась строго на западе, нам предстояло преодолеть порядка 100 километров. Несмотря на равнинный характер местности наш марш-бросок растянулся на два часа. Всему виной — крайне плотный трафик и обилие населённых пунктов. Один в один — Польша.
Румыния продолжение
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия