Турист Александр Бесфамильный (puzzle)
Александр Бесфамильный — был сегодня 11:33
Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Лештен, Ковачевица, Гоце-Делчев — Болгария Сентябрь 2018

Начало (Беларусь-Украина)

Молдова — Приднестровье

Румыния

Болгария

Турция

Греция (начало)

Предыдущая часть (Греция: Кавала)

На границу прибыли ровно в три пополудни. ПП «Като-Неврокопи/Илинден-Ексохи». Через восемь минут мы снова оказались в Болгарии. Пришлось вновь покупать «виньетку» за 8 евро. В прошлый раз, когда мы заезжали в Болгарию из Румынии, я немного тормознул, поэтому вместо месячной приобрёл недельную. Впрочем, из-за потери одного евро горевать не стоит, тем более что процесс покупки много времени не отнял.

Куда как большим недоразумением с точки зрения логистики выглядит повторное посещение Болгарии. Не скрою, что в процессе составления маршрута я обращал внимание на данную проблему. И уже было думал перелицевать план поездки, дабы её избежать. Но в итоге отказался, поскольку программа пребывания в Турции была крепко завязана на конкретные дни недели — режим работы музеев, тарифы на паромные перевозки.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38Нам снова нужно было разжиться наличными болгарскими левами. С этой целью я решил ехать в город Гоце-Делчев. Заодно и прогуляться. Запарковались в самом центре на бульваре Гоце Делчев.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Подскочившему парковщику я сказал, что идём менять деньги, так что пусть пока ждёт. Неподалёку начиналась пешеходная зона, которая в знойный сентябрьский день оказалась абсолютно вымершей. Поэтому даже спросить, где найти банкомат, было не у кого. Само собой, что с этой задачей мы в итоге справились. После чего немного прошлись по городу, который оказался весьма симпатичным.

Гоце-Делчев освободился от «турецкого ярма» только лишь в 1912 году, поэтому архитектурный бум эпохи болгарского национального возрождения задел город лишь по касательной.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Впрочем, нет худа без добра. После ухода турок центр города был перестроен в соответствии с модернистскими архитектурными веяниями, которые на тот момент были весьма популярны в Европе.

Поэтому у коммунистических руководителей послевоенной Болгарии не оказалось серьёзных оснований для того, чтобы менять архитектурный облик Гоце-Делчева.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Редкий образец эпохи болгарского возрождения в городе — это здание Исторического музея.

Он, конечно, больше на турецкий особняк похож. Но ведь корни этого архитектурного стиля в оттоманских традициях. Я даже думаю, что и стебель с листьями тоже.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Сам музей мы посещать не собирались, но на холл здания взглянули. Деревянный потолок в нём — приятная неожиданность, если, конечно, не знать о традициях стиля.

Заглянули и в церковь Успения Богородицы. Тоже, кстати, образец эпохи болгарского возрождения. Большую ценность имеет иконостас храма с девичником и царскими вратами.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Бедолага парковщик весьма кстати куда-то запропастился. Ждать его я, конечно же, не стал. Для нас каждая минута на вес золота, тем более что впереди очередное горовосхождение и полная неопределённость с ночлегом. Цель — колоритные деревни в Западных Родопах. Прежде всего Ковачевица, где мы поначалу планировали остаться на ночь.

Уже в пути я решил отказаться от визита в Долен и сосредоточиться непосредственно на Ковачевице и транзитном Лештене. Для этого на северной окраине Гырмена нужно было уйти вправо и начать штурм Родоп. Развилка оказалась не без сюрприза. Указатель призывал ехать по объездной дороге сомнительного качества, а навигатор настаивал на транзите через кв. Кремиковци. Вполне обоснованно я выбрал второй вариант, но разогнаться как следует не успел, так как через несколько секунд из-за угла выскочила ватага цыганят, намерения которых оптимизма не вызывали. Врубив заднюю, я помчался под горку. В это же время проезжавший мимо по параллельной основной магистрали на микроавтобусе болгарин резко остановился и стал знаками давать нам понять, что в направлении Ковачевицы следует ехать по объездной дороге. Я, конечно, уже и сам до этого дотумкал, тем не менее спасибо ему огромное за то, что не остался безучастным. Стресс был кратковременным, но зарубку в памяти оставил. По прибытии домой я решил изучить этот злосчастный кв. Кремиковци посредством гугло-панорам. И то, что я там увидел, заставило меня невольно содрогнуться. Такого обилия цыган, грязи и такой антисанитарии я в своей жизни ещё не видел.

Дорога до Ковачевицы заставила немного поволноваться. Впрочем, для Болгарии это привычная ситуация. Качество полотна оказалось хорошим, но вот ширина заставляла нервничать при разъездах со встречным транспортом. Порядка 50-ти километров преодолели за час с лишним.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Добравшись до места, я окончательно определился с нашими планами на вторую половину дня. Поскольку рано утром нам нужно было кровь из носу находиться в Банско, вполне логично было там же и заночевать, а не нестись туда по серпантинам в предрассветной полутьме из Ковачевицы.

Времени на всё про всё у нас было предостаточно. Спешка вкупе с суетой отошли на второй план. Поэтому знакомство с селом мы решили начать с обеда в первой же подвернувшейся корчме. Благо, что болгарскую кухню мы (я, как минимум) боготворим. Только ради хорошего обеда стоило вновь зарулить в эту страну.

Обильные обеды во время путешествий я не люблю. Заставить себя встать из-за стола весьма непросто. Тем более отправиться на прогулку по пересечённой местности. Впрочем, тяжело сделать только первый десяток шагов. Далее уже трудно затормозить.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Итак, Ковачевица. Кстати, одно из самых колоритных сёл даже в масштабах Болгарии. Но это в теории. На практике поверхностный турист вряд ли заметит какие-либо существенные отличия от других горных деревень.

А между прочим, Ковачевица уникальна хотя бы тем, что в своё время здесь существовала Ковачевицкая архитектурно-строительная школа. С учётом того, что ныне в селе и сорока аборигенов не найдётся, этот факт сам по себе кажется весьма неожиданным.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Но ещё более удивительным является тот факт, что подобных школ в крошечной Болгарии насчитывалось чуть менее десятка. Правда, наиболее значимыми были всего то ли две, то ли три. И Ковачевицкая — одна из них.

В год она выпускала до 450 мастеров. К слову, население Ковечевицы на пике достигало немногим менее 2000 человек! Примечательно, что местные выпускники специализировались на строительстве жилфонда и крайне редко брались за возведение негражданских объектов. Работали они бригадами по 5–20 человек и далеко за пределы региона не выбирались.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Само собой, что наиболее интересные объекты сохранились как раз в самой Ковачевице.

Ковачевицкая кыща — это типичный для юго-западной Болгарии дом раннего ренессанса. Разновидность т.н. родопского дома, которая имеет стилистические особенности, характерные лишь для Ковачевицкой архитектурно-строительной школы. Ковачевицкий дом 2–4 этажный.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Нижние — хозяйственные, верхние — жилые. Хозяйственные включали в себя амбар, овин etc., на втором этаже — сеновал.

Впрочем, куда как интереснее архитектура жилой части кыщи. Главное помещение здесь — это т.н. «чардак». Очевидно, что это слово турецкого происхождения. Но не стоит его ассоциировать с типичным для нас чердаком.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Болгарский чардак — это скорее терраса, оснащённая индивидуальной лестницей, крытая сверху и закрытая по бокам. Прочие жилые помещения — это, естественно, кухня, комнаты, туалет и т. д. В качестве обязательного оснащения — печь, камины, шкафы в роли межкомнатных перегородок и пр.

Попасть внутрь такого дома было бы весьма любопытно, но это возможно только лишь в случае остановки на ночлег. Планы свои я, как известно, вынужден был скорректировать, поэтому нам ничего более не оставалось, как ограничиться внешним осмотром.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Приятно сознавать, что, заранее не имея о ней ни малейшего понятия, мимо самой известной кыщи — дома Дишлянова — я таки не проскочил.

Вместе с тремя другими домами эта усадьба образует огромный Г-образный жилой комплекс. Здесь целых три этажа отводилось под хознужды и два — под жильё.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Кстати, Ковачевица в час нашего визита вообще показалась нам вымершей деревней. Небольшой движ наблюдался лишь у механы, где мы отобедали.

В остальное время мы бродили в полном одиночестве.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Так что я даже не уверен, что нам бы удалось с лёгкостью разыскать ночлег.

Забавно, что на деревенских улицах мы встретили лишь американца, который прогуливался там вместе с женой и девушкой-гидом. Как они оказались в Ковачевице, осталось для нас загадкой, ибо мой с ним коротенький диалог моментально превратился в словесный баттл на тему «Трамп: хорошо это или плохо как для Америки, так и для всего остального мира». Понятно, что каждый остался при своём мнении, на том и расстались — почти друзьями.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Уверен, что в случае необходимости, остановиться на ночлег мы бы без труда смогли в деревне Лештен (Лещен), расположившейся на том же горном склоне, но несколько ниже Ковачевицы.

Там, на характерных для региона домах, и вывески соответствующие размещались, и какой-то праздный народ около них крутился.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Село, кстати, тоже не рядовое, а почти музейное. Правда, исторические кыщи, как мне показалось, расположены в нём фрагментарно.

А главная улица и вовсе оказалась крайне невыразительной, с явными признаками социалистического наследия.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Но, вместе с тем, весьма оживлённой, ибо жизнь в Лещене, не в пример Ковачевице, била ключом.

Будучи уже «тёртым калачом», после спуска с горы в долину реки Места, вдоль которой нам предстояло проехать большую часть пути до Банско, несмотря на бешенство навигатора, я без проблем миновал пугающий цыганский квартал Кремиковци.

Балканский калейдоскоп. Эпизод 38

Долина Места весьма живописна, но нам уже было не до её красот. Смеркалось, и беспрерывно петляющая лента асфальта заставляла меня сосредотачиваться только на ней.

Далее - Банско

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.