Начало (Беларусь-Украина)
Молдова — Приднестровье
Румыния
Болгария
Турция
Греция
Болгария
Македония
Албания (начало)
Предыдущая часть (Албанские Альпы)
На ПП «Хан-и-Хотит — Божай» прибыли ровно в два часа. На черногорской стороне наблюдалась какая-то заминка, поэтому очередь начала расти на глазах. Албанцы — молодцы. Сразу же на это отреагировали, открыв второй канал. Впрочем, сопредельную сторону тоже стоит похвалить. У них не работали компьютеры, но камнем преткновения это не стало, потому как пограничники, дабы не создавать заторы, стали переписывать данные вручную, чтобы потом занести их в компьютер. Стрёмно, конечно, если что-то вдруг напутают.
В Черногорию въехали спустя полчаса, и сразу же взяли курс на Подгорицу. Точнее, на объездную дорогу, ибо в нынешнюю столицу страны заезжать не собирались. Промежуточной целью была столица старая — Цетине.
Погода стала портиться ещё до выезда из Албании. На небо со стороны гор наползли пугающего вида тучи и подул сумасшедший порывистый ветер — бОра. Для местных жителей это явление, видимо, привычное. Нас же ситуация взволновала не на шутку.
Вырвавшись из около-столичных пробок, я решил заскочить на АЗС. Помимо заправки нам нужен был интернет, дабы забронировать ночлег. Именно в этот момент порывы ветра оказались настолько сильными, что всё незакреплённое на АЗС оборудование стало разлетаться во все стороны. К счастью, наша машина не пострадала.
Погода продолжала буйствовать. По пути в горах я заметил довольно большой очаг возгорания. Странно, что никто его не тушил.
Видимо, были уверены, что этим займётся дождь, который начался аккурат в момент нашего прибытия в Цетине (Цетиње/Cetinje). Не без труда найдя лазейку для парковки на одной из улиц в центральной части города, я прежде всего отправился в продуктовый магазин. Маше вдруг стало нездоровиться, поэтому она попросила её не тревожить и дать немного поспать. Видимо, замёрзла ночью в Албанских Альпах.
Пополнив запасы хлеба, овощей и мясных изделий, я решил-таки пробежаться по Цетине. Зря что ли ехали? С учётом того, что дождь не прекращался, а температура упала ниже 15 градусов, смотрелся в шортах я в этот момент, видимо, нелепо. Но на кой-чёрт мочить штаны, которые наверняка понадобятся в ближайшие дни?
Пешеходная улица Негошева оказалась очень симпатичной.
Отличается она довольно большим архитектурным разнообразием, характерным для конца XIX — начала XX века.
Среди примеченных мною строений оказался Дом Джукановича, который чаще называют «Домом четырёх сезонов». Это потому, что его фасад украшают скульптуры четырёх девушек, олицетворяющих собой различные поры года.
А вот целенаправленно я искал бывшее посольство Франции. Это одна из одиннадцати дипломатических миссий, появившихся в Цетине после 1912 года. Половина из этих особняков была специально построена. Все они, кроме бывшего американского посольства, сохранились до наших дней и отличаются уникальными элементами оформления.
Обратно я побежал по одной из параллельных улиц, где наткнулся на симпатичное здание Национального музея Черногории. Это бывший Дом правительства. К слову, первое здание в Черногории, построенное из железобетона.
Далее передо мной стоял выбор: расширить территорию для исследования Цетине (кстати, город этот, как оказалось, не только бывшая столица, но и одна из двух нынешних) и промокнуть насквозь, либо поберечься и бежать отогреваться в машину. Выбрал я второй вариант, так что последним объектом, на котором заострил внимание, стал монастырь, вроде как…
Тем временем, Маша немножко оклемалась. И это не могло не радовать, так как её роль фотолетописца, несмотря на не всегда приличное качество отснятого материала, является крайне важной. Больше у нас некому фотографировать всяки разны дорожные перипетии.
Из-за изменения формата знакомства с Албанскими Альпами, пребывание в них несколько затянулось, поэтому мне пришлось кастрировать планы на Черногорию. Посему нам лишь оставалось добраться до места ночлега. Впрочем, сожалеть о том, что так сложилось, не приходится. Ибо характер погоды вряд ли позволил бы реализовать все начинания. Притормозили мы пару раз лишь во время спуска к Боко-Которской бухте по душещипательному Которскому серпантину.
Виды с него открываются улётные.
Ранее я уже поднимался по этой дороге, но лишь до одной из первых смотровых площадок.
Так что оценивать эту трассу в полной мере пришлось впервые. Адреналина она заставляет вырабатывать в избытке уже по умолчанию.
А вот в условиях штормового ветра и вовсе начинаешь сомневаться в целесообразности поездки по этой дороге.
Но максимальный экстрим — ползать по асфальту с фотоаппаратом, рискуя улететь прямиком в бухту.
Наша цель — Пераст (Perast). В прошлый раз с этим городом не сложилось, и мне почему-то во что бы то ни стало хотелось закрасить тутошнее белое пятно. Въезд в Пераст для чужаков закрыт. По крайней мере, в высокий сезон. Это, кстати, одна из причин, почему мы здесь в первый раз не задержались. Тем не менее сие знание не отбило у меня желания переть напролом. И, как оказалось, в семь вечера шлагбаум был открыт, а привратник отсутствовал. Вторая проблема — найти парковочное место на узкой набережной. Нам и здесь повезло — пристроились почти на выезде, возле Городского музея. Вообще-то, мне казалось, что забронированный пансион предоставляет парковочное место. Но это я просто выдал желаемое за действительное.
На разведку я отправился в одиночку. Нужный адрес (Guest House Dragutinovic) нашёл без особых заморочек — старинный особнячок в небольшом закутке чуть в стороне от набережной.
Но с шикарным видом на залив и его противоположный берег.
На «букинге» этот объект засветился недавно, поэтому отзывы были сплошь доброжелательными, а соотношение цена/качество и вовсе идеальным. Хозяйка пансиона — сама любезность, добродушие и учтивость. По-русски говорит очень хорошо и весьма старательно. Комнатка нам досталась довольно скромная, но уютная. Очень напомнила ту, в которой мы жили в Бирги. Было у меня одно замечание, которое я впоследствии довёл до хозяйки. Та, в свою очередь, внимательно выслушала и пообещала впредь устранить.
Обустроившись, решили сходить куда-нибудь на ужин. Насчёт «вкусно и недорого» хозяйка лишь развела руками. Пераст — он не для нищебродов. И тут меня вдруг осенило, что мы очень давно не ели макарошки собственного приготовления. Благо, что кухня общего пользования в пансионе тоже имелась. Правда, во дворе и под открытым небом. Прежде чем приступить к готовке и трапезе, пришлось утеплиться, ибо бОра всё никак не хотел утихомириваться.
После ужина решили прогуляться по набережной, но холод давал о себе знать.
Так что пришлось ретироваться. Прячась от ветра, пробирались исключительно закоулками.
Утром вторника 25 сентября мы поняли, что наступила осень. Несмотря на стихший ветер и яркое солнце, воздух прогреваться не торопился. И подобная тенденция сохранялась на протяжении всех оставшихся дней нашей поездки. А ведь ещё накануне я планировал в последний раз «искупать» Машу в море. Впрочем, после того, как она увидела, что местные жители не стесняются использовать каменистые пляжи Пераста в качестве общественного туалета, вряд ли бы решилась зайти в воду, по крайней мере в городской черте.
Накануне, в качестве иллюстрации шикарного вида на залив со стороны нашей виллы, я привёл лишь «негатив». Разумеется, «проявить» его удалось лишь утром.
И этот процесс обнажил множество деталей. Безусловно, главная среди них — это остров Святого Георгия.
Сгонять на него, а также на соседний рукотворный остров Госпа-од-Шкрпьела, это, конечно крайне заманчивое мероприятие.
Тем более что для жителей Пераста осуществление подобных трансферов — одно из главных средств к существованию.
Поэтому в несезон наверняка можно сторговаться на приемлемую цену (это же не какие-то там «гордые» венецианцы).
Или же отправиться на острова с толпой китайцев на «пароме», что выйдет ещё дешевле.
Но, увы, с этого дня мы вынуждены были переходить в режим транзита, который предусматривал, конечно, ещё не одну остановку. Но длительность их сводилась до минимума. Поэтому позволить себе задержаться в Перасте на полдня было уже непозволительно.
К слову, о венецианцах и славянах. Не впервые присутствуя на побережье Черногории (в равной мере это касается и Хорватии со Словенией), я никак не могу побороть в себе когнитивный диссонанс. Всё это великолепное венецианское наследие никак не сочетается со славянским духом.
Наверное, не столько духом, сколько самим фактом их присутствия.
И это даже несмотря на то, что местная знать сплошь носила славянские фамилии.
Возможно, в те славные годы, когда Светлейшая Республика Венеция, находилась в самом соку, менталитет местных жителей был иным.
И необратимые последствия наступили лишь в годы социализма.
Не могу этого знать. Хотя, не скрою, нелюбовь к «югославам» испытываю с детства. «Эталон» здесь — это великолепная баскетбольная сборная во главе со звездой в лице хорвата Дражена Петровича. Он же — образец подлости и неисправимый симулянт. Печально, что все эти традиции живут в спорте и по сей день. Хотя всякие латинасы и готовы сполна дать фору «югославам».
Меж тем, славянскую тему я пока закрывать не буду. Шикарное венецианское наследие Пераста не настолько всеобъемлюще, чтобы на нём прям зациклиться.
Здесь скорее интересны общие планы, где фоном служат нависающие над городом горы.
Либо воды Бока-Которского залива со всем присущим антуражем.
Жизнь в бухте не стоит на месте. Не успел её покинуть один круизный лайнер.
Как вместо него подтянулся другой. Причём, что приятно вдвойне, парусник. Оказалась, что это спущенная на воду в 1990 году баркентина «Star Clipper». Между прочим, это первый клиппер с 1912 года, построенный в данном классе.
Вся эта чехарда крайне романтична, поэтому множество фото с соответствующими хэштегами наверняка заполнило инстаграм под завязку. У нас с Машей иной подход. Мы собой «любуемся» редко. Если только друг другом.
Но понаблюдать со стороны за посторонними можем. Особенно, если в месте пребывания отсутствуют фахверковые сооружения.
В Перасте таковым объектом для наблюдения стала группа из Украины (либо из южнорусских земель). Основанием для подобной идентификации стал их специфический говор. Впрочем, неважно, ведь все славяне — братья.
Забавно, что фотосессия для свадебного альбома проходила предельно вяло и крайне безынициативно со стороны брачующихся.
Что тому послужило причиной — осталось для нас загадкой. Возможно, недосып. А, возможно, что и брак по принуждению.
Из неформатных картинок Пераста выделю две. Во-первых, пожарную часть (в ней, кстати, служит муж нашей хозяйки, и именно он является формальным владельцем виллы), которая, с её не в меру раздутым автопарком, в столь мелком населённом пункте кажется чем-то инородным.
Ведь в разгар сезона здесь явно проще добежать до места пожара, нежели доехать, тем более что и вода повсюду. Но это, разумеется, шутка.
Вторая интересная для нас картинка — это вид на нашу виллу с набережной. Вычленить её оказалось непросто.
Вырваться из Пераста тоже оказалось непросто: во время завтрака Маша разговорилась с хозяйкой, а это по определению надолго, хотя и любопытно. Затем мы обнаружили, что нашу машину кто-то заблокировал. К счастью, разобрались быстро. Ибо столь неординарно мог поступить лишь кто-то из ближайшего окружения. Оказалось, что это сотрудница музея, которая почему-то решила, что данное парковочное место является музейной собственностью. Впрочем, настроение у меня было благостное, так что собачиться с ней я не стал.
Далее - через Черногорию в Сербию
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия