Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Знакомо вам чувство, когда утром открываешь глаза и не можешь поверить тому, что тебя окружает. Выглядываешь в окно, а там такая красота. Деревянные домики карабкаются по зеленеющим склонам, белые облачка плывут по голубому небу, и над всем этим взметнулся вверх острый пик, очертания которого так хорошо знакомы. Сначала по книжкам об освоении Альп, потом на упаковке знаменитых конфет. Конфеты эти я правда не люблю, вязкие они какие-то. Дыхание перехватывает от осознания, что это не сон — это Церматт.
В Церматте мы провели два незабываемых дня. В первый день гуляли по городку, сходили в поход по ущелью Горнер, а потом спустились через высокогорную деревушку Блаттен. На второй решили подняться в горы. Вариантов много. По отзывам получалось, что самые неподражаемые виды открываются с вершины Горнерграт. С неё и решили начать.
В 1898 году специально для туристов была построена первая в мире полностью электрифицированная зубчатая железная дорога GornergratBahn. Она же самая высокая в Европе горная дорога идущая по поверхности, а не спрятанная в туннель. Локомотив вырабатывает электричество на спуске, а потом использует накопленную энергию на подъёме. Примерно также, как гибридный автомобиль.
Поезд преодолевает почти полторы тысячи метров по вертикали с максимальным градиентом в 20%. Маршрут начинается в Церматте буквально напротив главного вокзала. Накануне проверили расписание. Первый рейс отправлялся в 8 утра, то что нам и надо. Как говорится: «Кто рано встаёт…». День обещал быть насыщенным, хотелось многое успеть.
Поездка занимает 33 минуты. Дорога идёт среди потрясающих видов. Белоствольные берёзки сменяются стройными елями. Над скалистыми холмами белеют зснеженные пики.
Вы поднимаетесь всё выше к самому небу. И вот вокруг только снег и горы.
Две белые горки в центре, торчащие как заячьи ушки, носят имена братьев-близнецов — Кастор и Поллукс. Горки не маленькие — каждая высотой более 4,000 метров.
По пути поезд делает четыре остановки. Поначалу планировали от станции Ротенбоден дойти до озера Риффельзее, чтобы полюбоваться отражением Маттерхорна. Однако, увидев, что сам указатель к озеру утонул по колено в снегу, от этих планов пришлось отказаться.
Горный массив Брайтхорн (4,164 м). «Breit» по-немецки «широкий» — подходящее название для хребта, который простирается более чем на два километра. Справа тёмным зубцом торчит Кляйн Маттерхорн.
«Мороз и солнце; день чудесный!» Снег искрится так, что слепит глаза.
Как бусинки на ниточке нанизаны высочайшие вершины Альп. Слева направо: Дом (4,545 м), Тешхорн (4,491 м), Альпхубель (4,206 м), Аллалинхорн (4,027 м), зубчатый Римпфишхорн (4,199 м).
На вершине Горнерграт на высоте 3,100 м находится самый высокогорный отель Европы — Горнерграт Кульм. На угловых башнях отеля расположены астрономические обсерватории альпийских исследовательских станций. С Севера — 1,5-метровый инфракрасный телескоп (Tirgo), с Юга — 3-метровый радиотелескоп (KOSMA).
А какие виды открываются со смотровых площадок, просто дух захватывает. Со всех сторон высятся 4-х тысячники и, конечно же, Маттерхорн во всей своей красе. Четырёхугольная пирамида Дан-Бланш (4,357 м), характерный снежный гребешок Велленкуппе, Цинальротхорн (4,221 м), и пожалуй самая необычная гора — Вайсхорн (4,505 м). Практически идеальный равнобедренный треугольник Белой горы ни с чем не спутать. Три гребня Вайсхорн образуют правильную пирамиду, которая на самом деле выше Маттерхорна.
Похожий на коровью голову массив Монте-Роза со всех сторон окружён ледниками — Ледник Горнер слева и Гренцглетчер справа. Монте Роза лежит на границе между Италией и Швейцарией. Всего в массиве насчитывают около десяти вершин высотой 4,000 метров. Самая высокая гора Дюфур (4634 м) (справа) является также высочайшей вершиной швейцарских Альп. Пик назван в честь генерала Гийома-Анри Дюфура, картографа, героя войны в Зондербунде 1847 года — последней войны на швейцарской земле, которая длилась всего 27 дней, и соучредителя Международного комитета Красного Креста.
Огромная Лискамм почти на 50 м выше Маттерхорна. В прошлом эту гору называли «людоед», не один альпинист сорвался с её снежных карнизов.
На горке между Римпфишхорн и Штральхорн видны домики станции канатки Хохтали.
Со смотровых площадок Горнерграт открывается вид на более чем 29 четырёхтысячника.
Под лучами горячего высокогорного солнца протаяли голубые блюдца ледника Горнер, второго по величине ледника в Альпах. Солнышко согрело не только ледник. Несмотря на мороз в -8 градусов, моё лицо тоже обгорело. Ну не подумала, что зимой стоит намазаться кремом от загара.
Станционное здание из грубого камня выгодно оттеняет великолепие Маттерхорна.
Покидать Горнерграт совсем не хотелось, но в Церматте есть ещё много интересного. Подошёл очередной поезд, народ загрузился в красные вагончики. Полчаса, и мы вернулись из зимы обратно в лето.
Времени было предостаточно, поэтому решили подняться ещё на одну гору. Вдоль реки отправились на другой конец деревни к станции подъёмника «Matterhorn glacier paradise». Накануне разведали путь. С набережной к кассам поднялись на лифте, купили билет. От Церматта до деревни Фури по проводам бегут синие кабинки фуникулёра. Каждая рассчитана на 6 человек. Мы, правда, ехали в одиночестве.
В Фури пересели на следующую канатку, намного вместительнее. Канатная дорога от Фури до Трокенер Штег была запущена в 1965 году. Вскоре зеленеющая долина осталась далеко внизу.
На фоне снежных полей замаячил треугольник Кляйн Маттерхорн (Klein Matterhorn).
Воздушный автобус мягко прирулил к станции Трокенер-Штег (Trockener Steg). На высоте 3,000 м ощущается разреженный горный воздух. Прежде чем отправиться на смотровые площадки следует продышаться.
И снова кругом снег и горы. С залитой солнцем платформы открываются великолепные виды.
Уже знакомый Брайтхорн с характерным рогом.
Белый пик Вайсхорн над лёгкими облачками.
Высочайшие вершины Альп выстроились как на параде.
Особенно впечатляет Маттерхорн. Могучая гора находится так близко — всего 4 км, что кажется до неё можно дотронуться.
Примерно в километре от Трокенер Штег лежит язык ледника Теодул, соединяющего швейцарскую и итальянскую части горнолыжного региона.
Ледник просто райское место для лыжников и сноубордистов. Снег лежит круглый год. Летняя лыжная зона Trockener Steg — Klein Matterhorn является крупнейшей в Европе.
От станции идёт самый длинный в мире бугельный подъемник — Гандегг (Gandegg), длиной почти 3 км. Чтобы пересечь большую часть ледника Теодул на Т-образной перекладине требуется 15 минут.
Трокенер Штег является третьим самым холодным обитаемым местом в Западных Альпах. Холоднее него только Юнгфрауйох и Кляйн Маттерхорн.
Мы-то к снегу привычные, а представьте, как чувствуют себя гости из жарких стран.
Всем известно, что альпийские ледники отступают, и под вечным льдом открываются интересные находки. Например, каменный топор эпохи неолита, на который можно полюбоваться в музее Маттерхорна.
С римских времен тропа мулов вела через ледяную поверхность ледника Теодул к перевалу между вершинами Маттерхорн и Брайтхорн на границе Швейцарии и Италии, соединяя центральный Вале с восточной частью долины Аоста.
Можно было подняться выше к Кляйн Маттерхорн, но мы решили вернуться в долину.
В Фури сделали остановку.
Деревня расположена на месте бывшего ледника.
Зеленые пастбища, перелески из лиственницы, пологие холмы и крутые скалы — всё это когда-то было покрыто многометровым слоем льда.
Дома из тёмной лиственницы и традиционные сланцевые крыши смотрятся особенно выигрышно на фоне заснеженных гор.
Несколько лет назад в Церматте открылся новый туристический аттракцион — подвесной пешеходный мост Hängebrückenweg над ущельем Горнер. От станции канатки до моста примерно километр.
Тропинка вьётся по склону холма мимо старинных амбаров.
Через лесные полянки и горные ручейки.
Наконец вот он мост. Выглядит не слишком основательно.
Мост перекинут на высоте 90 метров. 100 метров вибрирующей сетчатой ленты над зияющей пропастью.
Страшно, а идти надо. Ну не поворачивать же обратно.
Главное смотреть вдаль, а не под ноги. Например на станцию канатки.
Вниз всё-таки заглянула. Меж скал с шумом пенится горный поток.
Осторожно поворачиваемся. Какие невероятные виды. Дойти до моста определённо стоило.