Швейцария сама по себе компактная страна, добавьте сюда прекрасную транспортную систему, и вот утро вас застаёт на берегах Рейнского водопада, в обед гуляете вдоль реки Лиммат в Цюрихе, а закат встречаете в Люцерне.
Швейцария сама по себе компактная страна, добавьте сюда прекрасную транспортную систему, и вот утро вас застаёт на берегах Рейнского водопада, в обед гуляете вдоль реки Лиммат в Цюрихе, а закат встречаете в Люцерне.
Город на берегу одноимённого озера сохранил свой средневековый шарм. Вроде и набегались за день, а тут как будто открылось второе дыхание, удержаться от вечернего променада не было сил.
Прогулка по старому городу начинается с моста Капельбрюкке. Построенный в 1365 году как часть городских укреплений, он является самым старым из сохранившихся крытых деревянных мостов в Европе. Интересно, что двухсотметровый мост построен не по кратчайшему пути от берега к берегу, а по диагонали.
К мосту примыкает восьмиугольная Водонапорная башня XIII-го века. Свою долгую жизнь Башня не простаивала без дела. Здесь была и тюрьма, и камеры пыток, и даже сокровищница. Фотогеничный мост с башней является не только символам Люцерна, но и всей Швейцарии.
Однако главный сюрприз нас ждал внутри. В начале XVII века власти решили, что кроме обычной функции соединять одну часть города с другой мост можно также использовать для просвещения горожан. С этой благородной целью по всей длине моста развесили картины, иллюстрирующие историю города и страны.
Более ста треугольных фресок украшают крышу моста.
Со стропил на прохожего взирают святые покровители, на них разыгрываются батальные сцены.
Чтобы было понятнее, что происходит, добавили надписи на четырех официальных швейцарских языках: немецкий, французский, итальянский и романский.
Досочки пронумеровали в последовательности событий.
Прочитала где-то умный совет, смотри не только вперёд, но и назад. Не в смысле ходи — оглядывайся, а в смысле аварийный выход — лучший вид может оказаться у вас за спиной. Перешли речку, оглянулись. За башней выросла припорошенная снегом гора Пилатус.
На правом берегу реки Ройс в Старом городе до сих пор сохранились старинные дома горожан и небольшие площади с фонтанами. Фонтан Фритши на Капельплац не такой уж старый, ему всего 100 лет. Однако выглядит он как старинные швейцарские фонтаны в стиле ренессанс. Легенда гласит, что «Брат Фритши», карнавальный персонаж, похоронен на Капельплац. Никто не знает, кем на самом деле был Брат Фритши. Вероятно он был весёлым фермером. Клерк средневекового города и хронист Цизат сообщает, что Фритши оставил немного денег гильдии Сафран при условии, что они будут угощать бедняков вином на масленицу. Гильдия выполняет это обязательство по сей день. Колонна фонтана украшена масками семьи Фритши и увенчана раскрашенной фигурой знаменосца.
Капельплац, как и Капельбрюкке названы в честь первой церкви города Часовни Святого Петра. Новое здание построили в XVIII веке на месте разрушенной оригинальной церкви XII века.
Яркие росписи домов придают Альтштадту сказочную атмосферу.
Карнавальная роспись на фасаде ресторана Фритши. Современная работа местного художника Роберта Оттигера представляет персонажей ежегодного карнавала в Люцерне за неделю до начала Великого поста.
Следом за старинным деревянным мостом идёт пешеходный Ратушный мостик с ажурными перилами. Старая Ратуша была построена в 1606 году Антоном Изенманом. Здание в стиле итальянского ренессанса с типичной швейцарской шатровой крышей в стиле эмменталер (не путать с сыром).
Прилегающая башня выходит на площадь Корнмаркт и датируется XIV веком. Исторически здесь размещался зерновой рынок. Первый этаж ратуши служил зернохранилищем, а на верхних этажах заседали чиновники.
Долго разглядывала старинные часы на Ратушной башне. Одна стрелка с луной и солнцем на концах похоже показывала одновременно часы и минуты. Да и какая разница сколько там точно минут. В старые времена время тянулось неспешно. Это сейчас мы постоянно куда-то бежим. Однако, указатель «День-Вечер» всё-таки добавили. Золотистый круг луны-солнца показывается то с одной, то с другой стороны.
Мы бродили по лабиринту извилистых улочек и переулков от одного уникального здания к другому. На фасаде Дома гильдии Пфистерн раскинулось фамильное дерево. Рай для любителей геральдики.
Тут и там на небольших живописных площадях встречались прекрасные статуи и фонтаны.
Оказывается симпатичные знаки гильдий признак не только немецких и австрийских городков.
Очаровательные декорированные фасады Хиршенплац считаются историческими памятниками. Одни фрески рассказывают истории прошлого. Например, вот это неоготическое здание с фресками в стиле маньеризма называют Дом Дорнах. Построенный около 1900 года дом украшен сценами битвы при Дорнахе. Во время этой битвы в июле 1499 года войска императора Максимилиана I были разбиты Старо-Швейцарской Конфедерацией. Война закончилась независимостью Швейцарии от Римской империи.
Другие посвящены известным личностям. Здесь на пути в Италию останавливался Гёте.
Красочный фасад ювелирного дома рекламирует продукцию. По фасады бежит гирлянда из ангелочков с золотыми колечками.
Золотистый красавец с ветвистыми рогами украшает бывшее здание отеля Хиршен, по-немецки Олень.
На Хиршенплац установлена копия знаменитого Нюнбергского фонтана с гусями. Скульптура была отлита в 1550 году Панкрацем Лабенвольфом вероятно по заказу городского совета Нюрнберга. Фигура изображает фермера несущего двух гусей. Согласно легенде крестьянин нёс гусей на рынок. По дороге гуси почувствовали неладное и начали громко вопить. Фермер сжалился над несчастными птицами и вернул их домой.
Поскольку большинство деревянных домов сгорело во время пожаров, старый город в основном состоит из каменных зданий. Площадь Вайнмаркт, где граждане Люцерна в 1332 году поклялись в верности федерации, образованной Ури, Швицем и Унтервальденом. До середины XVI-го века Вайнмаркт был рыбным рынком.
Фреска на зеленом здании изображает свадебный пир в Ханаане, где Иисус превратил воду в вино. Вайнмаркт как-никак винная площадь.
Каждое здание выделяется, одно красочнее другого. Надпись на Аптеке Мюллера гласит: «любовь болезнь не знающая лекарства».
Впечатляющий фонтан на площади является копией позднеготического оригинала XV века. Святой Маврикий предводитель Фивейского легиона венчает стеллу окружённую шестью средневековыми воинами.
Заглянули за угол. Небольшая площадь с большой липой посредине. Фрески на бывшем зале гильдии олицетворяют торжество закона и справедливости. В германской мифологии под липой вершилось правосудие, так как, согласно поверью, никто не может лгать стоя в тени липового дерева.
Модный бутик судя по фасаду был когда-то аптекой.
Солнце клонилось к горизонту и окрашивало всё вокруг мягким золотистым цветом.
Долгий летний день подходил к концу, а мы никак не могли заставить себя вернуться в отель. Ну как можно уйти от такой красоты! И похоже не мы одни наслаждались тихим, тёплым вечером. Народу на мосту Ройсбрюке было немало.
Мюленплац самая большая историческая площадь Люцерна. В средние века здесь размещались всевозможные производства главным образом из-за близости к реке и потребности в гидроэнергии. Фрески на фасаде как раз изображают реку, мельничное колесо и всевозможные инструменты.
Спустились к реке и у огромного кипариса увидели запруду. Старинные мельницы не сохранились, а вот дамба всё ещё действует.
Построенная в 1860 году французским инженером Чуари плотина на реке Ройс является историческим памятником и чудом инженерной мысли XIX века. Это одна из последних оставшихся в мире игольчатых плотин.
Уровень воды в Люцернском озере и скорость течения реки регулируется рядом тонких деревянных пластинок называемых иглами. Удаляя или добавляя иглы можно управлять объёмом протекающей воды. Процесс до сих пор осуществляется вручную.
Как ни удивительно, но в Люцерне сохранился не один, а целых два крытых моста. Второй деревянный крытый мост, Шпрейeрбрюкке, был построен в 1406 году.
Внутри на треугольных панелях под стропилами моста, находятся 45 картин Танца смерти, известного на немецком как Totentanz.
Картины написанные художником Каспаром Меглингером и его учениками в период с 1616 по 1637 год, являются крупнейшим когда-либо существовавшим примером цикла Totentanz.
Каждый эпизод вставлен в чёрную рамку, на которой написаны пояснения сюжета в стихах, жаль кудрявый готический шрифт трудно разобрать, и имена покровителей, которые их подарили. На некоторых даже изображены сами доноры.
Смерть, представленная в виде скелета или «Великого жнеца», призывает всех танцевать с ней, то есть умереть.
Смерть не различает между старым и молодым, церковниками и мирянами, богатыми и бедными. Картины выражали чувства людей перед лицом смерти, особенно во времена эпидемий охвативших средневековую Европу.
После всех этих ужасов приятно было остановиться у края моста, смотреть на бегущую воду и слушать её умиротворяющее журчание.
Последние лучи освещали крепостные башни.
Пора в отель. Дежурная в этот вечер попалась не очень приветливая. Если бы я не спросила про проездной по городу, мы бы его не получили, как и электрический чайник. Однако, несмотря на все эти мелкие неурядицы, мы были сполна вознаграждены прекрасным видом с балкона на гору Пилатус.
Другие части рассказа:
— Большой Швейцарский вояж. Обзор
— Романтическая столица финансов — Цюрих
— Рейнский водопад. Не путать с Рейхенбахским
— Три дня в Люцерне. Крепостные башни и сказочный замок
— Три дня в Люцерне. Скелеты, рыцари и барокко с рококо
— Какие горы без тумана — Шильтхорн
— Долина падающей воды — Лаутербруннен
— От озера до озера. Интерлакен
— Великая сила воды — ущелье Горнер. Церматт
— Скалистые горы, где спят облака — Горнерграт, Трокенер Штег. Церматт.