Кораблик из Альпнахштада доставил нас прямо к границе старого города. Пристань Люцерна не только удобно расположена напротив Главного вокзала, но и примечательна сама по себе. На берег Люцернского озера выходит фасад современного здания Культурного Центра (KKL) с прекрасным фонтаном. Фонтан Вагенбах был спроектирован в 1934 году швейцарским архитектором Армином Мейли. Ровные струи воды в большой чаше диаметром около 15 метров ассоциируются с пылающим факелом.
От старого здания вокзала остался только портал 1896 года увенчанный скульптурой под названием «Zeitgeist» или «Дух времени» работы известного швейцарского скульптора Ричарда Кисслинга. Портал чудом уцелел в пожаре 1971 года.
На ту единственную солнечную пятницу, в которую состоялась поездка на гору Пилатус, у нас было запланировано ещё одно дело. Очень хотелось попасть в Дом Рыцаря — Риттер Палас, который как многие другие исторические здания в настоящее время занят государственным учреждением и поэтому доступ внутрь возможен только по будним дням и в рабочее время.
Дворец легко распознать по ряду флагов на фасаде.
Однако, мы покружились вокруг пока поняли, что это и есть наша цель.
Дворец Риттер одно из старейших зданий в стиле ренессанс к северу от Альп. В 1557 году мэр Люцерна Люкс Риттер заказал строительство палаццо в стиле раннего флорентийского ренессанса в качестве особняка для своей семьи. Чтобы смоделировать итальянский стиль Риттер пригласил архитектора Доменико Сольбиоло, который незадолго до этого построил дворец в Милане для испанского вице-короля. В настоящее время здесь размещается резиденция кантонального правительства.
Во дворце сохранился внутренний двор с трехэтажной лоджией с тосканскими колоннами.
Однако, самое интересное то, за чем мы туда так стремились, цикл картин «Танец смерти» расположенный на третьем этаже лоджии. Шедевр швейцарского маньеризма, серия барочных картин созданных художником Якобом фон Виль в 1610–1615 годах состоит из семи больших полотен.
23 сцены «жуткого танца» представляют собой типичный для XIV века сюжет: члены различных общественных классов оказываются перед лицом смерти. Смерть заманивает их, соблазняет игривым ухаживанием или берёт грубой силой. В одних случаях она принимает форму лидера-ведущего, в других молчаливого компаньона. В нарядах и декорациях чувствуется влияние театральной культуры того времени.
Первая картина изображает изгнание из рая. Обратите внимание на яблоко в руке Евы.
Свадьба молодых патрициев. Смерть наполняет бокал жениха. Невеста принимает приглашение на танец.
Заключительная сцена: Мать и дитя. Цикл начинается с Евы и её яблока, он тоже заканчивается искушением яблоком матери. Смысл сюжета в том, что в результате грехопадения не только мужчины и женщины подвержены бедствиям, но и невинные.
«Вокально-инструментальный ансамбль» работы неизвестного автора.
После такого зловещего вернисажа приятно выйти на солнышко, где цветут каштаны
и журчат фонтанчики с геральдическими львами.
Буквально в двух шагах от Риттер Палас на берегу реки Ройс возвышается элегантное здание Церкви Иезуитов. Первая большая церковь в стиле барокко в Швейцарии была построена в 1666–1677 годах. В те времена в стране набирали силу идеи протестантизма: Цвингли в Цюрихе, Кальвин в Женеве и в борьбе за духовное лидерство католическая церковь призвала на помощь орден иезуитов. Иезуитенкирхе Люцерна стала символом контрреформации. Спроектированная итальянскими и австрийскими архитекторами Церковь Иезуитов является одной из самых красивых в Швейцарии.
Вошли и ахнули от обилия света и красок. В отличие от суровых протестантских интерьеров внутри бело-розовое воздушное рококо. Расписной потолок с фресками работы братьев Джузеппе Антонио и Джованни Антонио Торричелли из Лугано. На центральной фреске изображена сама церковь.
Розовый алтарь, отделанный под мрамор увенчан фигурами Апостолов Петра и Павла.
На крыше фигурной кафедры резвятся золотые ангелочки, а главный ангел трубит в золотой тромбон.
Боковые алтари украшены картинами, фресками и инкрустациями из разноцветного мрамора. Алтарь Святого Алоизия Гонзага.
В церкви очень хорошая акустика, там часто проходят органные концерты.
На улице нас ждало ещё одно открытие. Вышли и услышали переливчатую мелодию. На обычном вроде здании разместились часы с карильоном.
За Церковью Иезуитов виднеется красный шпиль Францисканской церкви. Францисканская церковь Люцерна была построена во второй половине XIII-го века в средневековом готическом стиле.
Стены центрального нефа украшены флагами. Когда-то здесь хранились боевые знамёна захваченные швейцарцами в битве при Земпахе. Битва состоялась в 1386 году и явилась кульминацией конфликта между Габсбургами и Конфедерациями. Победа Швейцарской Конфедерации привела к консолидации Швейцарии и краху власти Дома Габсбургов. Знамёна со временем обветшали и были заменены рисунками боевых баннеров на стене.
Большая потолочная фреска изображает вознесение святого Франциска на небеса.
Фреска на арке хоров датируется серединой XV века.
Резная деревянная кафедра 1628 года считается самой красивой в Швейцарии. Пулпит поддерживает коленопреклоненный ангел. Автор работы скульптор и архитектор эпохи позднего немецкого ренессанса Никлаус Гейслер.
Больше всего впечатлили парные боковые алтари украшенные в технике скальолы.
Изюминкой является впечатляющая боковая часовня, украшенная итальянской лепниной в стиле барокко. На потолке парят ангелы, каждый со своим предметом и надписью. В центре один держит Ковчег Завета.
Орган церкви, хотя и довольно современный, был построен с использованием оригинального корпуса и труб органа 1653 года.
На южной стороне церкви находится сквер с фонтаном Мариенбруннен.
Всякий раз как мы подъезжали или скорее подплывали к городу нас встречали башни-близнецы Хофкирхе. Почти стометровые, с острыми шпилями они доминируют в городском пейзаже Люцерна. Дорога к Хофкирхе идет вдоль берега озера по цветущей каштановой аллее.
Церковь Святого Леодегара была построена на месте бенедиктинского монастыря восьмого века в стиле позднегерманского ренессанса.
Западный фасад здания сочетает в себе три периода архитектуры: готические башни оставшиеся от церкви 1525 года, барочный фронтон с часами и каменными скрижалями с десятью заповедями и ренессанс в середине с гербом Люцерна и императорским орлом, которых держат покровители церкви Св. Леодегар и Св. Маврикий. Над ними Св. Михаил убивающий дракона. Необычные горгульи на башнях сделаны в виде рыб-скорпен.
Внутри белизна арок и колонн подчёркивает тёмное резное дерево кафедры и золото алтарей в стиле барокко. Главный алтарь из черного мрамора Нидвальден — подарок тогдашнего нунция Рануччо Скотти.
Вечером пасхального воскресенья, 27 марта 1633 года, церковь сгорела дотла. Восстановить интерьер было поручено архитектору Никлаусу Гейслеру. Гейслер выступал не только как архитектор, но и как скульптор и дизайнер. С 1633 по 1650 год им были созданы хоры, десять боковых алтарей, кафедра и многочисленные статуи.
Алтарь Св. Генриха 1640 г.
В огне погибло не всё убранство церкви. Алтарь Пиета был спасён. Гейслер построил новый алтарь включив в композицию старую Пиету.
Другим выжившим в огне стал пожалуй самый необычный алтарь — Алтарь Марии. Мария на смертном одре в окружении двенадцати апостолов. Происхождение этой работы неизвестно. Над алтарём находится один из органов — Хоровой орган (Chororgel).
Большой придворный орган Гросс Хофоргель первоначально был построен между 1640 и 1648 годами мастером-строителем Иоганном Гайслером из Зальцбурга. Орган перестроили, однако корпус работы Никлауса Гейслера сохранили, также как некоторые оригинальные трубы. В частности самую длинную и тяжелую трубу длиной 10.7 м и весом 383 кг.
Симпатичные резные фигурки играют на виолончели и скрипке.
Неожиданное препятствие возникло, когда я попыталась запечатлеть входную дверь. Как только приблизишься, двери открываются автомататически. Так что фотографировать приходится на почтительном расстоянии.
На дверях вырезаны фигуры Св. Леодегара (слева) и Св. Маврикия (справа).
В аркадах, окружающих церковь, находятся гробницы членов старых люцернских семей.
От Хофкирхе совсем недалеко до Лёвенплац со знаменитой скульптурой «Умирающий лев». В скале высечена огромная фигура льва со стрелой в боку. Памятник швейцарским гвардейцам защищавшим короля Людовика XVI во время нападения французских революционеров на Тюильри в 1792 году. Скульптура 1820 года работы датского скульптора Торвальдсена.
В путешествии всегда приятно попасть на праздник. Праздник в Люцерне мы не сразу распознали. Сначала услышали рёв реактивного двигателя над головой, однако не придали этому большого значения. Потом ещё и ещё. В небе мелькнул летательный аппарат с швейцарским флагом на фюзеляже.
Следом за ним промчалась целая группа показывая чудеса воздушной акробатики. В интернете нашла, что в этот день близлежащий военный аэродром Эммен праздновал 80-летний юбилей. По этому поводу происходило авиашоу пилотажной группы швейцарских ВВС — «Патруль Свисс». Истребители F-5E Tiger II демонстрировали фигуры высшего пилотажа.
Летают истребители быстро и, к сожалению, против солнца, поэтому щёлкала вслепую. Однако, одна фигура всё же получилась.