Любой уважающий себя средневековый город, чтобы оставаться таковым и не исчезнуть с карты местности, должен был побеспокоиться о своей защите.
Люцерн окружили двумя линиями обороны. В XIII веке построили внутренний крепостной вал, а веком позже добавили ещё и внешний. Город рос, осваивались новые территории, нужны были подъездные пути. Старые крепостные сооружения больше не выполняли своей прямой функции защиты от врагов и рушились без сожаления. От внутреннего кольца мало что сохранилось до наших дней. Тем более удивительно, что по какой-то необъяснимой прихоти судьбы большая часть внешнего осталась нетронутой.
Однако обо всём по порядку. Утро как известно «начинается с рассвета». Выглядываем на улицу. Гора на месте, солнышко светит, хотя облачка тоже присутствуют. Пока они не успели собраться в стаи и не превратились в серые тучки пора в поход на штурм крепостных укреплений. Позавтракали в отеле, благо завтрак был включён в стоимость проживания. Подъехали пару остановок на автобусе. Ноги в отпуске главная ценность, их надо беречь, тем более проездной тоже выдали в отеле.
Восьмиугольная Вассертурм одна из немногих оставшихся башен внутреннего кольца. Почему башня стоит посреди реки так и осталось загадкой.
Следом за мостом Капельбрюкке встретили вторую внутреннюю башню. К углу дома гильдии ЦурГильген примыкает круглая башня с балкончиком — Багардстурм (Baghardsturm).
Городские укрепления первоначально насчитывали 30 башен. На сегодняшний день сохранились 13 из них. Четыре из первой линии обороны, две из которых мы уже видели и целых девять башен вместе с крепостной стеной, что защищала город с севера.
Рассмотреть крепостную стену Музеггмауэр (Museggmauer) вблизи очень хотелось. Однако перспектива лезть вверх по крутому холму не привлекала. Крепостные укрепления на то и строились, чтобы быть труднодоступными. Никто не рассчитывал на удобство для туристов. Но мы тоже не лыком шиты, нашли способ облегчить восхождение и воспользоваться лифтом (см. совет).
Первой встретилась самая маленькая башня Дэхлитурм (Dächliturm). Подойти к ней не удастся, из-за домов выглядывает только крутая пирамидальная крыша.
Следующая мощная Алленвиндентурм (Allenwindenturm) с участком крепостной стены.
По тропинке огородами вышли на внешнюю сторону Музеггмауэр к башне Ширмертурм (Schirmerturm).
В башне построенной в 1420 году были устроены городские ворота.
Грозные львы встречали усталого путника. Мы же не устрашившись когтей и клыков смело шагаем под арку. Вход в Ширмертурм открыт для всех желающих. С этой башни можно выйти на крепостную стену.
Со стены весь город виден как на ладони.
Дорожка проложена ровная, огороженная перилами. Стена длиной 800 метров считается одной из самых длинных и хорошо сохранившихся крепостных стен в Швейцарии. Подняться можно на четыре башни — Ширмертурм, Циттурм, Хойтурм и Мэннлитурм.
Мы выбрали Часовую башню — Циттурм (Zytturm). Циттурм была построена не с целью обороны. Главным её достоинством были огромные башенные часы, благодаря которым даже рыбаки на озере могли узнать точное время. А если на озеро опускался туман и скрывал стрелки часов, звук башенного колокола возвещал каждый час.
Первый колокол с исключительно красивым, чистым звоном был отлит в 1381 году для часовни Святого Петра и посвящён Святому Леодегару. В 1788 году колокол был перенесен в Люцернский собор, а в башне установлен новый большего размера. Новый колокол был 127 см в диаметре и весил более тонны.
Любопытно, что колокол Циттурм бьёт на одну минуту раньше других колоколов Люцерна. В 1385 году городской совет издал так называемую привилегию первого удара для общественных часов. В позднем средневековье города боролись за большую независимость от церкви и императора. Преимущество первого удара было политическим посланием: это была демонстрация власти совета города и республики Люцерн, когда общественные часы били прежде церковных колоколов.
Нам повезло услышать звон колокола прямо в башне. Я правда на всякий случай спустилась пониже. Ровно за 1 минуту до 9-ти утра зазвонил колокол и все колёсики и отвесы часов пришли в движение.
Старинный часовой механизм под крышей можно разглядеть в деталях. В 1385 году мастер Генрих Гальдер из Базеля построил первые башенные часы для Люцерна, а также снабдил их инструкцией по эксплуатации. Теперь эта инструкция представляет собой старейший из известных документов, описывающих работу средневековых часов и хранится в государственном архиве Люцерна. В 1535 году часы были отрставрированы. С тех пор часовой механизм каждый день заводиться вручную часовщиком города — Цитрихтером.
В башне представлена целая коллекция старинных часов. Многие из них всё ещё действующие.
Огромный циферблат часов с Ратуши никак не хотел умещаться в кадр. Поразительная работа часовщика из Цюриха Хансена Лютера, который в 1526 году изготовил новые часы для городской ратуши. Рама и весь часовой механизм были выкованы вручную.
Часы со старых казарм были чудом сохранены для потомков.
Часовой мастер Леонц Сутер изготовил часы для казарм пехоты на Казерненплац в 1862 году. В 1971-ом казармы решили снести. Здания уже подготовили к взрыву, когда взрывник и управляющий недвижимости сидели в ресторане «Галликер» на Казерненплатц, выпивая вместе после работы. Управляющий Франц Герман между делом поинтересовался, что будет со старинными часами. На что сапёр в шутку ответил, что с радостью предоставит ему возможность выкопать их из-под обломков на следующий день. Герман тут же мобилизовал всех работников и они вместе демонтировали прекрасный механизм. Так часы, которые почти были утеряны навсегда, избежали сей печальной участи.
С высоты Часовой Башни открывается вид на озеро Люцерн и гору Риги.
Внизу видна школьная беговая дорожка, а вдоль стены следующие башни: Хойтурм (Heuturm) и Люгисландтурм (Luegislandturm).
Любуясь видами отправились по стене дальше.
Дорожка заканчивается у Вахттурм (Wachtturm), в прошлом Хойтурм.
Название Хойтурм или Сенная башня говорит само за себя. В башне складывали сено и не только. Здесь также хранили пороховой запас. Дело кончилось трагедией. Удар молнии в 1701 году привел к взрыву 350-ти центнеров пороха. На город пролился каменный дождь. Башня была разрушена полностью и на её месте была построена новая — Сторожевая башня Вахттурм.
В качестве меры предосторожности город Люцерн хранил порох в двух башнях. Когда в башне Хойтурм произошла катастрофа, половина пороха осталась в безопасности в Пороховой башне Пулвертурм.
Спустились вниз и через арку вышли наружу.
Как и положено за городской стеной расположилась ферма. Хозяйство Хинтер Мусегг существует более 400 лет. На территории есть даже кафе и столь необходимые для туриста удобства. Долго пыталась поймать в кадр редкого серебристо-чёрно-крапчатого петуха породы Аппенцеллер важно обходящего свои владения.
Башня с остроконечной крышей — Люгисландтурм. Построенная в 1370 году высотой 52.6 метра она самая высокая из девяти.
Прошлись вдоль стены до следующей башни Мэннлитурм (Mannliturm), однако спускаться вниз не стали.
Было интересно заглянуть на внутреннюю сторону. Пришлось вернуться к арке, с которой начинали.
Со стороны города у стены устроен парк с каштановой аллеей.
Пышными гроздьями цветёт жёлтая акация.
Тут же оказался главный вход в Циттурм, тот что с часами. Старинная фреска на фасаде изображает двух гигантов с гербом Люцерна и циферблатом в руках. Впервые фреска была задокументирована в 1511 году городским клерком Дибольдом Шиллингом в его летописи. Гиганты были символом силы и могущества солдат и наемников Люцерна.
Трёхцветный пушистик принюхивается к луговому разнотравью.
Предпоследняя башня Мэннлитурм названа так из-за маленького рыцаря на угловой башенке.
По крутой улочке спустились к реке. Набережную украшает башня Нолитурм (Nölliturm). Единственная круглая башня Музеггмауэр Нолитурм была построена в 1513 году. В 1901 году в башне пробили арку для проезда экипажей.
Накануне гуляя по Старому городу заметили белый замок на горе и решили обязательно туда подняться.
Перешли реку и оказались прямо у подножья холма Гюч.
Не могла пройти мимо оригинальных часов на фасаде СентиКирхе. Единственная стрелка движется по полукруглому циферблату с двумя рядами чисел. Стрелка с концами разной длины указывает то на число в нижнем ряду, то в верхнем. Считается, что часы были изготовлены около 1700 года неизвестным часовщиком.
Справа от СентиКирхе нашли вход на подъёмник. Исторический фуникулер Гюч Бан был построен в 1881 году. Изначально вагончики поднимались с помощью водяного балласта, когда разница в весе компенсируется водой, которая выполняет роль противовеса. К сожалению в 2015 году старая фуникулерная железная дорога была заменена двумя современными наклонными подъемниками. Полторы минуты и мы наверху.
В 1590 году на холме возвели сторожевую Башню Гюч. На башне зажигали огонь, чтобы предупредить город об опасности. Пожар 1888 года полностью уничтожил башню. Восстанавливать не стали и вместо башни построили роскошный отель.
Первоначально Шато Гюч было построено архитектором Эмилем Фогтом как частная резиденция и только позже превратилось в отель. Здание в виде сказочного замка с башнями и эркерами было вдохновлено баварским замком Нойшванштайн. Здесь останавливалась сама королева Виктория, а также Чарли Чаплин и Альфред Хичкок.
С террасы отеля открываются панорамные виды. С одной стороны крепостная стена.
С другой весь город, озеро и гора Риги на горизонте.
Внутри тоже очень симпатично. Лепнина на потолке, резьба по дереву, старинная мебель.
Лесенка из вестибюля ведёт в подвал. Переходы устроены как в старинном замке. Факельные светильники на стенах, рыцари в доспехах.
Настоящий винный погребок.
Тут я слегка заблудилась и попала в люксовые аппартаменты. Пришлось быстро ретироваться обратно к рыцарям. Выход на веранду всё-таки нашёлся.
Закапал дождик, и бросив последний взгляд на великолепную панораму, мы поспешили к фуникулёру.