В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
(М. А. Булгаков)
Старинный швейцарский город Люцерн знаменит не только крытыми мостами и красочными фасадами. Выше крепостных башен и церковных шпилей над городом встают пики горного массива Пилатус. Серые каменистые склоны с белыми прожилками снега притягивают взгляд и манят обещанием невероятных красот. Вот бы взлететь туда наверх — «отчего люди не летают так, как птицы?». С другой стороны, перейдя от мечты к цели, заглянем в интернет, и вот уже готов план полёта (см. совет).
Выходя из отеля уточнили у портье, где ближайшая остановка автобуса, и неожиданно получили приятный сюрприз. Оказалось, что билет на гору можно купить прямо у него с пятипроцентной скидкой. Очень неплохо, учитывая печально известные швейцарские цены. Как говорится: стучите и откроется, ищите и обрящете или не проходите мимо стойки администратора.
Поездка на автобусе прошла без приключений. Через полчаса, вместе с такими же немногочисленными жаворонками, мы уже стояли у станции канатки. Показали в кассе свой билет, получили сканируемую карточку, уселись в небольшую кабинку, и полёт начался.
Внизу остаются зелёные холмы, лесные тропинки, полянки с жёлтыми цветочками.
Красные гондолы одна за другой ползут по проводам, как божьи коровки по стебельку.
Тень от нашей кабинки спешит, не отстаёт по полям, по лугам, через фермы и амбары.
На полпути к вершине находится остановка Фракмюнтег (Fräkmüntegg). Здесь нужно пересесть на скоростную канатку.
Воздушная канатная дорога «На спине дракона» («Dragon Ride») дарит ощущение полета. Три с половиной минуты вы парите в воздухе над пропастью среди белого безмолвия суровой природы.
Мягкая посадка и вы на вершине, в самом сердце швейцарских Альп.
От открывшихся видов просто захватило дух.
Гора Пилатус на самом деле даже не гора, а горный массив, состоящий из нескольких вершин. Самая высокая — 2,128 метров называется Томлисхорн (Tomlishorn), следующая по высоте Эзель (Esel) — 2,118 м и Оберхаупт (Oberhaupt) — 2,105 м.
Летом можно подняться на Томлисхорн, но в конце мая заснеженная тропа к сожалению была ещё закрыта. Ничего не оставалось как только посмотреть снизу на радиолокаторы и антенны.
Обошли всю площадку, заглянули за павильоны. Нашли начало серпантина на вершину Эзель. Тоже закрыто, лестница утопает по колено в снегу.
Однако не всё ещё было потеряно. Смотрим народ тянется по ступенькам наверх. Ну и мы за ними пристроились. Путь на Оберхаупт полностью оттаял и даже высох.
Со смотровой площадки открываются невероятные панорамы. Весь Люцерн как на ладони.
В ясный солнечный день с вершины можно разглядеть 73 альпийских пика, включая гору Титлис.
Внизу в долине видны целых шесть озёр. С одной стороны — Люцерн, Цуг и Лауэрц. Между ними как корабль плывёт горная гряда Риги предводительствуемая флагманом — вершиной Риги Кульм.
С другой — Семпах, Балдегг и Озеро Хальвиль.
Пилатус окутан легендами. Одна из них гласит, что здесь нашёл последнее пристанище Понтий Пилат, пятый префект Иудеи, служивший при императоре Тиберии. До XVI века городской совет Люцерна даже запрещал подниматься на гору из страха потревожить дух Пилата и тем наслать страшные штормы и разрушения на город.
Пилатус также называют Гора Дракона. Эта легенда восходит к средневековью, когда люди верили, что в пещере горы жил дракон Пила обладающий целительной силой. Фигурка дракона и сейчас украшает кабинки фуникулёров и униформу работников Пилатуса.
Любопытные Альпийские галки косящие под чёрных вОронов постоянно в поиске еды.
Так и вьются над головой выпрашивая добычу.
Ещё внизу заметила на склоне горы какие-то отверстия.
Оказалось в скале пробита круговая галерея и называется этот аттракцион Тропа Дракона. Внутри холодно, под ногами скользкий чёрный лёд прикрыт резиновыми ковриками, чтобы не поскользнуться. Прошли по всей длине, заглядывая в окошки.
За горкой с одиноким деревянным крестом на вершине скрывается высокогорная часовня Климсенхорна.
Вниз решили спуститься по самой крутой железной дороге в мире. Крутой в буквальном и переносном смысле. Вон в том красном вагончике, что пробирается вдоль подножья скалы.
Уже более ста лет такие вагончики карабкаются на вершину величественной горы Пилатус по самой дерзкой зубчатой железной дороге в мире. Когда инженер Эдуард Лочер предложил построить железную дорогу на гору Пилатус, многие думали он сошёл с ума. Однако в 1889 году открылась 4618-метровая железная дорога от Альпнахштада до Пилатус-Кульм. С уклоном в 48% это была самая крутая из когда-либо построенных зубчатая железная дорога.
Таковой она остаётся и по сей день. Чтобы поезд мог преодолеть такой градиент потребовалась новая технология. Гениальный дизайн с двумя горизонтально вращающимися зубчатыми колесами сделал это возможным. Этот шедевр технической мысли экспонировался на Всемирной выставке 1889 года в Париже.
До 1937 года по дороге бегали 11 паровозов, преодолевая участок до Пилатус Кульм за 70–80 минут. Однако, в 1931 году из-за сильного износа существующего подвижного состава руководство занялось электрификацией железнодорожных перевозок. 15 мая 1937 года была введена в эксплуатацию электрическая железная дорога с новыми вагонами. Два оригинальных паровоза передали в музеи: один в Швейцарский музей транспорта в Люцерне, другой в Немецкий музей в Мюнхене.
Поезд медленно сползает вниз, и в этом неспешном путешествии ландшафты меняются на глазах. Голые скалы с заплатками снега сменяются каменистыми осыпями с редкой растительностью.
В какой-то момент путь пересекло стадо Альпийских горных козлов и в мгновение ока скрылось меж редких деревьев.
Ближе к долине дорогу обступили тёмно-зелёные ели.
За ними открылись сочные луга усыпанные альпийскими цветами.
Внизу показался кораблик, на котором мы и поплывём обратно в Люцерн.
Кораблик пришёл полный. Как правильно было начать с Криенса, и на горе не было толпы, и обратно ехали с комфортом.
Плывём, любуемся видами. Солнышко светит, вода журчит. Красота! Первая остановка Штансштад. Здесь через узкий пролив между Альпнахерзее и Люцернским озером перекинут мост с очень интересной историей.
Первый мост на этом месте построили в XII веке. Время шло, по озеру начали ходить большие суда, и в 1860 году старый мост заменили на разводной. Однако и этого оказалось мало, и в 1887 году на месте разводного моста построили поворотный. Поворотный мост это такой мост, который можно поворачивать в горизонтальном направлении вокруг вертикальной оси тем самым давая проход судам. Первый опыт оказался не слишком удачным и в 1914 году мост перестроили. Вот этот мост даже вошёл в учебники. К сожалению до наших дней поворотный мост не сохранился. В 1964 году между Штансштадом и Хергисвилем проложили железную дорогу и как следствие параллельно автомобильному построили совсем не разводной железнодорожный мост. Только некоторые суда могут проходить под новыми мостами, да и тем приходится сворачивать не только мачты, но и дымовую трубу.
У нашего кораблика трубы не наблюдалось, поэтому легко прошли под мостом и резво поплыли дальше. Позади осталась луковица Приходской церкви Св. Николая в Хергисвиле.
И тут заметили в воздухе белый гидроплан.
Казалось он специально кружит над головой.
Садиться на воду и взлетает вновь. Как будто даёт представление на забаву публике.
Вершины Пилатуса уходили всё дальше.
Впереди вставал горный массив Бюргенсток.
По берегу озера раскинулись живописные деревушки со старинными церквями.
Часовня «Мария в липах» в местечке Керситен была построена в 1612 году. По преданию на этом месте Дева Мария предстала перед двумя рыбаками под двумя липами.
Кораблик скользил по кристально чистой воде отливающей на солнце бирюзой.
Тёмной глыбой нависла почти вертикальная северная стена Бюргенсток.
Кругом невероятная, завораживающая красота.
Навстречу плывут другие счастливцы. Мы машем друг другу и желаем доброго пути.
Почти двухчасовой круиз подошёл к концу. У набережной Люцерна нас встречал белый лебедь.