Вода, вода, кругом вода…
Прекрасны первые минуты долгожданного путешествия, когда хлопоты подготовки, аэропорты и долгий перелёт остались позади, и ты стоишь на незнакомой улице в незнакомом городе в ожидании чего-то нового. Сколько бы ни путешествовал первые шаги в новом месте всегда приятно волнуют. Порой охватывает чувство нереальности происходящего. Привыкнуть к этому невозможно, да пожалуй и не надо.
Избалованные прекрасной архитектурой Италии и Испании туристы не жалуют швейцарские города. Вот и я сначала думала в Цюрихе не останавливаться и сразу уехать в Люцерн. Однако, посмотрев на карту, увидела, что Рейнский водопад ближе к Цюриху и решила, что одну ночь здесь всё-таки стоит провести. И не пожалела. Город мне понравился. Чистый, уютный, с зелёнью парков и сквериков со всех сторон окружённый водой. Вот чего в Швейцарии действительно много, так это воды. Каждый городок стоит на озере или реке или на обоих сразу. Цюрих не исключение. Кроме озера через город протекают две реки и канал.
От вокзала к гостинице путь лежал вдоль реки Зиль. Речка не широкая, но местами бурная и никак не оправдывающая своё кельтское название «спокойный ручей». Хотя может только весной Зиль становится полноводной рекой, а в остальное время года мелкая речушка.
У каменного моста с ажурными фонарями свернули на нужную улицу.
И через пару кварталов были уже в отеле.
Бросили вещи и отправились гулять по городу. Окружённый плакучими ивами Шанценграбен на самом деле не канал, а заполненный водой крепостной ров и часть третьей линии укреплений города построенной в 1642 году.
Сейчас территория вокруг рва официально является общественным парком.
В небольшом скверике у «медвежьего» мостика Бэренбрюггли (Bärenbrüggli) журчит оригинальный фонтанчик. Прозрачные струи стекают в бассейн из каррарского мрамора.
Парадная Площадь — Paradeplatz одно из самых дорогих мест Швейцарии. Трудно поверить, что в XVII веке на этом месте торговали свининой. На площадь выходит фасад штаб-квартиры крупнейшего швейцарского банка Credit Suisse.
Здание из песчаника в классическом стиле с орнаментальными скульптурами спроектированное Якобом Фридрихом Ваннером и построенное между 1873 и 1876 годами, символизирует «Швейцарию как центр финансов».
От самой дорогой площади естественно начинается самая дорогая улица. С продажами до 15000 швейцарских франков в год на квадратный метр арендная плата за торговые площади на Банхофштрассе является самой высокой в Европе. Банхофштрассе или попросту вокзальная в наш приезд была украшена разноцветными воздушными шариками в виде виноградных гроздьев. Видимо намечался какой-то винодельческий праздник. У дверей одного из банков обратила внимание на кадки с огромными белыми розами. Самое удивительное, что розы оказались живыми.
Швейцарские фонтаны скорее похожи на колонки с водой. Удивительно, что таковыми они и являются. Из фонтанов течёт питьевая вода! Фонтан Юноны 1872 г.
В соответствии со своим названием улица Банхофштрассе начинается от вокзала. Однако, там мы уже сегодня были, поэтому отправимся в другую сторону к озеру.
Любопытно с какой целью лев взобрался на шпиль?
На Бюрклиплац (Bürkliplatz) сходятся сразу три водные артерии города — Шанценграбен, река Лиммат и Цюрихское озеро. Монументальный Geiserbrunnen или Фонтан укротителя быка на фоне ещё одного прекрасного особняка принадлежащего естественно банку. Мы же в столице финансов мира.
У набережной швартуются прогулочные кораблики и разгуливают белые лебеди.
Бронзовая статуя изображает мальчика-пастуха Ганимеда и Зевса в виде орла. Согласно греческой мифологии Ганимед был похищен Зевсом и взят на вершину горы Олимп. На постаменте выгравированы стихи Гёте из гимна «Ганимед»: «Как утро сияет — ты сияешь для меня — весна, любовник!»
С берега озера открывается чудесный вид: Оперный театр, Отель Амбассадор.
С моста через реку виден старый город. Слева выступает Баушенцли (Bauschänzli) — искусственный остров, один из последних остатков барочных укреплений Цюриха.
В Цюрихе ориентироваться легко, просто идите вдоль наберережной. Здание с квадратной башней когда-то было резиденцией Фраумюнстерпоста, а до 1930 года даже главным почтовым отделением города Цюриха. На первом этаже в лучшие времена работали 150 почтальонов, здесь был «Фарпост», билетные залы и телеграф. На угловой башне до сих пор видна телеграфная антенна. Дворец в стиле тосканского ренессанса (1895—1898 гг.) стал известен после почтового ограбления в 1997 году, когда пять человек, вооруженных игрушечными пистолетами, захватили 53 миллиона франков, смогли беспрепятственно погрузить их в машину и благополучно скрыться. Фраумюнстерское почтовое ограбление вошло в историю преступного мира Швейцарии.
На противоположной стороне стоит Вассеркирхе («Водная церковь») построенная на небольшом островке на реке Лиммат. Церковь впервые упоминается около 1250 года.
В ходе Реформации Вассеркирхе была объявлена местом идолопоклонства, поэтому мало что сохранилось от оригинального убранства. Яркие витражи церкви творение швейцарского художника Аугусто Джакометти.
Мост Мюнстербрюке (Münsterbrücke) названный в честь двух мюнстерских (монастырских) церковей Фраумюнстер и Гроссмюнстер, что стоят по обеим сторонам, наверное самый известный мост Цюриха. Конный памятник мэру Цюриха, швейцарскому полководцу Гансу Вальдману был открыт гильдией Камбель 6 апреля 1937 года. Вальдман возглавляя Конфедератов в Бургундских войнах одержал победу над многотысячным войском Карла Смелого.
Фраумюнстер — одна из четырех реформатских церквей Старого города. Бывший женский бенедиктинский монастырь Церковь Фраумюнстер была построена в середине IX века. С тех пор здание много раз достраивалось и перестраивалось. То что мы видим сегодня датируется 1250 годом. Наибольший ущерб нанесли реформаторы, церковь была лишена алтарей, убранства и органа. Позже убранство церкви частично восстановили.
В 1967 году в Цюрихе проходила выставка Шагала. Работы художника настолько поразили пастора Фраумюнстера, что он решил заказать Шагалу серию витражей.
«Витражи должны быть серьезными и страстными. Они должны жить через восприятие света» (Марк Шагал). Шагал трудился над витражами в своей студии в Реймсе. Стекло призводили на фабрике в Ла-Верери-де-Сен-Жюль-сюр-Луар, в соответствии с инструкциями Шагала по цвету.
Высокие узкие окна представляют вертикальную связь между землей и небесами. Синий и зеленый — основные элементы земли воду и природу, а красный и желтый символизируют небесное сияние. Пять окон поражают своим насыщенным сияющим цветом, по ним можно прочитать историю христианства, от Ветхого до Нового Завета. Три витража в центре: синее окно закона, зеленое окно Христа, желтое окно Сиона.
На северной стене окно Пророка в оранжевой гамме.
Окно роза южного трансепта также принадлежит Шагалу.
Орган Фраумюнстера является крупнейшим в кантоне Цюрих с 5793 трубами.
Небольшая площадь Мюнстерхоф бывший двор аббатства окружена средневековыми зданиями. Сюда выходит главный портал дома гильдии Мейсен. В 1757 году архитектор Дэвид Морф построил дворец в стиле французского рококо с внутренним двориком и изящными металлическими воротами. Для строительства был использован песчаник Боллинджера из карьеров на берегу озера Оберзее.
Фасад здания с элегантным кованым балконом зацепил взгляд ещё с моста.
В Гроссмюнстер сначала думала не ходить. Что я не видела в скупых на отделку реформаторских церквях. Они выглядят снаружи значительно привлекательнее, чем внутри. Но потом передумала и всё же зашла.
Романскую церковь с нео-готическими башнями построили в XII веке. Гроссмюнстер был монастырской церковью, соперничавшей с Фраумюнстер в Средние века.
Внутри оказались любопытные витражи немецкого художника Зигмара Польке. Художник создал 12 витражей модернистского стиля в 2009 году. Семь из них включают тонкие пластинки агата.
Особенно мне понравился вот этот сюжет. Напомнил барона Мюнхаузена и его лошадь.
На башню Церкви Святого Петра полюбовались только издали. Башня снабжена самыми большими в Европе часами, циферблат которых достигает 8.64 метра. Это среди башенных часов. Однако, циферблат часов на башне Московского Университета имеет диаметр несколько больше, а именно 9 метров.
От Гроссмюнстера до следующего моста вся набережная застроена домами гильдий. Дом с эркером под красной шапочкой — дом гильдии плотников XIV века. Следующий с красными шторками и красной же собакой на торце — Дом собаки. Название «Zum Rüden» происходит от волкодава с герба Констаффелей как символа аристократических охотничьих прав. Здание Рюдена впервые упоминается в 1358 и 1377 годах в переписи Фраумюнстер. По требованию городских властей под арками дома была построена пешеходная дорожка для гармонии с внешним видом окружающих зданий. Бывшая хозяйка города, настоятельница аббатства Фраумюнстер, использовала здание в качестве монетного двора.
Охотничья собака ещё как-то понятно, но вот дом с верблюдом смотрится необычно. Ну олень на ступенчатом фронтоне положим отражает пристрастие хозяина к охоте, а верблюд на каменном барельефе и золотистые верблюжата на оконных решётках? Ларчик открывался просто — дом принадлежал гильдии Кэмбел, ну почти Кэмел — верблюд. Он же геральдическое животное гильдии.
Прямо в реке стоит Старая Ратуша. Построенное в XVII веке здание служило резиденцией правительства и администрации Республики Цюрих до 1798 года.
Ратушный мост в средние века называли овощным, поскольку на мосту располагался рынок. Первый мост на этом месте был построен ещё римлянами.
Барочный фасад Ратуши украшен бюстами героев греческой, римской и швейцарской истории.
Портал чёрного мармора из Рихтерсвиля с надписью по латыни и двумя позолоченными львами, геральдическими животными Цюриха. Символично, что один лев с мечом, а другой с пальмовой ветвью. Прямо Война и Мир.
Новая Ратуша теперь размещается слева от Фраумюнстер.
На набережной есть и другие симпатичные домики. Аллегория День и Ночь встречает у входа в Библиотечный клуб. Что хотели сказать фигурой в центре я не поняла, возможно «Многие знания умножают скорбь».
Иду, считаю мостики. По карте заметила, после которого будет супермаркет Coop. Надо запастись продуктами на завтра. Мост Рудольфа Брюна назван именем первого независимого мэра города.
Откуда начали, туда и пришли. Великолепное здание вокзала из песчаника в стиле неоренессанс было построено в 1871 году. Фонтан в центре посвящён пионеру железнодорожного транспорта Альфреду Эшеру. Эшер также стоял у истоков Швейцарского федерального технологического института и банка Credit Suisse.
Самая крупная железнодорожная станция в Швейцарии Главный вокзал Цюриха обслуживает до 2915 поездов в день и является одной из самых загруженных железнодорожных станций в мире.
В Национальный музей зайти не успели. Полюбовались только снаружи. Здание Национального музея Швейцарии было построено Густавом Гуллем в стиле городских шато французского ренессанса.
На башне, к сожалению висела реклама. Только позже я узнала, что лучший вид открывается, если обойти музей с другой стороны.
На этом наше короткое знакомство в Цюрихом закончилось и с того же вокзала мы уехали в Люцерн.