Коли хочешь идти на Риги,
До Вегиса не нужно башмаков
А от Вегиса возьми большую палку,
Да еще под руку возьми девицу,
Да зайди выпить стаканчик вина.
Только пей не слишком много,
Потому что тот, кто хочет пить,
Должен прежде заслужить …
(Л. Н. Толстой «Из записок Князя Д. Нехлюдова. Люцерн.«)
Из трёх дней в Люцерне планировали первый день посвятить городу, на другой день съездить на гору Риги, а на третий подняться на Пилатус. Однако, как говорится, человек предполагает, а располагает кто-то другой. Прогноз погоды поставил перед непростым выбором. Что делать, если только один день из трёх обещает быть ясным и солнечным, а нужно как минимум два. Можно, конечно, кинуть монетку и понадеяться на выбор судьбы или теорию вероятности, что впрочем практически одно и то же. А можно подойти логически и отдать пальму первенства самому высокому, в прямом смысле, месту.
Так Пилатус получил первый, он же солнечный день. Прогулке по городу достался моросящий время от времени дождик. И Королевской горе Риги — переменная облачность.
Комплексный билет включающий кораблик, поезд и канатку купили в отеле. К тому времени мы уже знали, что так будет на 5% дешевле. Правда, продать билеты накануне нам отказались. Сказали, приходите в день экскурсии, чтобы не было претензий, если погода подведёт. С утра глянула в окно, гора на месте и даже не закрыта тучками. Значит план остаётся в силе. Спустились к стойке администратора, взяли билеты и бегом на пристань. Хотелось успеть к первому кораблику, погода в горах имеет тенденцию портиться к обеду.
Водная прогулка по Люцернскому озеру приятна сама по себе. Ещё больше эмоций добавляет предвкушение горных видов.
За кормой осталась гора Пилатус в окружении пушистых облаков.
Впереди из тумана вставали заснеженные вершины Швейцарских Альп.
Показался старинный городок Мегген. Похожий на замок белый особняк принадлежит основателю Цюрихской компании недвижимости. Как говорится, кто где работает.
Тем временем туман сгущался над холмами, а пытающееся пробиться сквозь просветы утреннее солнце пускало солнечных зайчиков по воде.
К Вицнау подошли, когда облачка уже плотно окутали вершины гор, бросая тень на знаменитый Парк-отель.
У пристани нас поджидали красные вагончики железной дороги Ригибан. Вицнау-Риги-Бан была открыта 21 мая 1871 года как первая в Европе и вторая в мире горная железная дорога, уступив пальму первенства только зубчатой железной дороге на гору Вашингтон в США, открывшейся в 1868 году.
Разместились на деревянных скамьях. Заняла место у окошка. Поехали. Дорога вьётся по горному склону. На дворе конец мая, а тут ещё лежит снег.
Знаменитые фиолетовые коровки с любопытством приглядываются к мелькающим в окошках лицам. Должны бы кажется уже привыкнуть и не обращать внимания, ан нет и породистых бурёнок интригует ветер дальних странствий.
Ёлки за окном дружно качнулись в сторону. Не подумайте, что это у меня горизонт заваливается. Во всём виновата теория относительности. Поезд карабкается в горку и пассажиры вместе с ним, а ёлки так и стоят на месте.
Конечная остановка — Риги Кульм, самый высокий пик массива Риги.
Навстречу нашему красному бежит голубой поезд Арт-Риги-Бан. Голубой вагон доставляет пассажиров с вершины Риги Кульм в Арт-Голдау с 1875 года.
До вершины нужно ещё подняться. Вот уж действительно: Направо пойдёшь…
Внизу осталась сложенная из грубого камня часовня Регина Монтиум. По слухам алтарь часовни украшен витражом, но внутрь мы не заходили, поэтому подтвердить не могу.
Вершина встретила поляной цветущих крокусов.
Белые с ярко-оранжевой серединкой. Внизу лето в разгаре, а в горах ещё весна.
И тут приплыло облако. Окутало всё вокруг белой пеленой. Только что здесь стояла стометровая антенна.
И вот её уже нет. Исчезла, растаяла в воздухе.
Облако пришло и ушло, а за ним другое, третье, то опуская, то поднимая полупрозрачный занавес. Позволяя на мгновение увидеть окружающую красоту.
Вот приоткрылась гора Вилдшпиц, самая высокая вершина кантона Цуг высотой 1580 метров над уровнем моря.
Из тумана выплыла маленькая ёлочка, та которой холодно зимой, но домой её почему то никто не взял.
С саммита Риги Кульм открывается потрясающий вид на окрестности. С одной стороны фигурное очертание озера Цуг.
С другой Люцернское озеро и городок Кюснахт.
За холмом у деревянного креста — озеро Лауэрц.
В ясную погоду можно увидеть не только среднюю Швейцарию, но даже Германию и Францию. Этими видами наслаждались художники и писатели. Уильям Тёрнер посвятил горе Риги несколько работ. О Риги писал Марк Твен и даже Лев Толстой.
Спуститься решили через Веггис. Красный вагончик довёз нас до станции Риги Кальтбад, от которой начинается канатная дорога.
Полёт от Риги Кальтбад до Веггиса занимает всего 10 минут. Кабинка фуникулёра нырнула в туман.
Чтобы через несколько минут поразить нас внезапно открывшимся видом на озеро, петляющую между ёлок дорожку и городок раскинувшийся на берегу.
Навстречу проплыла такая же кабинка с лицами прильнувшими к стеклу.
А мы тем временем летим высоко над лесом, любуясь невероятными видами. Барашки белых облачков плывут над озером, вдали встают очертания величественных вершин Бернских Альп.
Картинка становилась всё чётче, обретала детали и наполнялась сочными красками.
Показалась дорожка, по которой нам предстоит спуститься к пристани.
Внизу ждало душистое летнее разнотравье.
Здесь ярко светило солнышко, жужжали неутомимые пчёлки. Туман исчез, остался там наверху.
Согретые приятным майским теплом пассажиры бодро зашагали вниз к озеру. Красный шпиль Приходской церкви Святой Марии служил отличным ориентиром.
Наконец вот она набережная с одним из самых прекрасных видов в мире. Солнечные блики играют на поверхности воды.
Клумба с жёлтыми ирисами у памятной доски, посвящённой Иоганну Люти автору песенки про путешествие из Люцерна в Веггис. Это песенка так всем понравилась, что стала одной из самых известных народных песен в Швейцарии.
Тут нас поджидало ещё одно приключение. К пристани причалил колёсный пароход с золотыми буквами на борту — SCHILLER. Schiller — один из пяти пароходов Судоходной Компании Люцернского озера. Спущен на воду в 1906 году и до сих пор в строю, возит туристов наравне с современными моторными кораблями.
Но это было ещё не всё. Проводив взглядом прекрасный белый Schiller и его счастливых пассажиров, увидели как к пристани приближается ещё один красавец.
Неужели это наш! Да, глаза нас не обманули. Нам предстояло путешествие на старейшем пароходе флота Люцерна — URI. Официально признанный «Историческим памятником машиностроения» Американским обществом инженеров-механиков, «URI» был спущен на воду в 1901 году. Сквозь окно в палубе можно наблюдать как работает паровой двигатель приводя в движение два красных гребных колеса. Это самое старое рабочее судно с диагональным, составным паровым двигателем с дисковым редуктором. Чтоб я понимала, что это значит, но конструкция была революционной для того времени. Это единственный пароход, который можно эксплуатировать в зимний сезон.
Пароход отчалил. Позади остались деревянные мостки и розовые каштаны.
Уплывает красный шпиль и домики разбросанные по холмам.
Вокруг только горы, небо и кораблики скользящие по кристально чистой воде.
В этот день нам посчастливилось познакомиться с тремя из пяти пароходов Люцерна. На подходе к городу встретился «Unterwalden». «Unterwalden» — единственный из пяти способный пройти под мостом Ачерегг и достичь Альпнахштада у подножия горы Пилатус. Благодаря техническим инновациям труба и рулевая рубка корабля могут опускаться позволяя ему свободно вписаться в арку моста.