6-й день нашего с Наташей романтического путешествия по Европе. И мы все еще во французском Шамони, среди остроконечных пиков Савойских Альп. Невероятно красиво, не правда ли?
6-й день нашего с Наташей романтического путешествия по Европе. И мы все еще во французском Шамони, среди остроконечных пиков Савойских Альп. Невероятно красиво, не правда ли?
Здесь даже крыши домов похожи на горные вершины :)
Ну что же, на канатной дороге мы сегодня прокатились, на Монблан посмотрели, а на часах еще всего лишь 13:00. Куда в Шамони можно съездить еще? Первое, что приходило в голову — Tramway du Mont Blanc — трамвай к Монблану. Все наверно видели фото поезда, стоящего на конечной станции, полувысунувшись из тоннеля на огромной высоте? Фото из Интернета.
В отличие от канатной дороги, этот трамвайчик карабкается к Монблану с другой стороны, и отправляется он не из Шамони, а из городка Сен-Жерве-Лафайет. Его конечная станция — Nid d’Aigle («орлиное гнездо») — располагается на высоте 2372 м. Стоимость проезда туда и обратно — 38 евро. К сожалению, Google Maps поезда в Шамони не распознает, так что маршрут на карте я указал приблизительный, для велосипеда:)
Впрочем, вся эта информация нам не пригодилась. Увы, но в межсезонье (коим здесь является май) этот чудесный трамвайчик не работает. Хорошо, что мы узнали об этом заранее, так что выбрали другой поезд, о котором я далее и расскажу. Но фотографии трамвайчика, найденные в сети, все равно сюда вставлю — уж больно красивый, вдруг кому пригодится.
Проходим через центр Шамони. Куда ни посмотришь — опять горы.
Центральный ж/д вокзал Шамони-Монблан. Что удивительно, такое двойное официальное название город носит уже почти сто лет — с 1921 года, именно тогда городские власти пролоббировали решение присоединить к названию города еще и имя близлежащей горной вершины. Однако для большинства людей все это время город продолжал называться просто Шамони.
А мы от центрального вокзала по пешеходному мостику переходим к маленькому историческому вокзалу, откуда ходит зубчатый поезд — Train du Montenvers
Зубчатую дорогу от Шамони до ледника Mer de Glace проложили еще в 1908 году. Сначала здесь ходил паровозик, что на фото, но в 1950-х годах все поезда перевели на электрическую тягу. Протяженность дороги — всего около 5 км. Поезд преодолевает это расстояние за 20 минут, успевая при этом подняться с отметки 1042 м, на которой расположен вокзал, до высоты 1913 м.
Этот поезд на Google Maps тоже не опознается как общественный транспорт, а потому маршрут на карте я опять проложил для велосипеда:)
Билет на поезд стоит 33.50 евро. В эту цену входит проезд туда и обратно, канатная дорога до ледника плюс посещение ледяной пещеры Grotte de Glace.
Поезд идет довольно медленно, так что по дороге можно высунуться из окна и заснять встречный поезд. Или дождаться изгиба путей и заснять хвост своего же поезда :)
Конечная точка зубчатой дороги — станция Le Montenvers. Просто фантастический вид получился.
А дальше — канатная дорога. Но что удивительно — здесь она идет не вверх, как можно было бы предположить, а вниз, к леднику!
Четыре красные кабинки висят на тросах, словно вишенки :)
Однако до дна ущелья канатная дорога не доходит, а почему — сейчас объясню
Вот он — ледник Mer de Glace, или, если по-русски — Ледяное море. Я не большой специалист по ледникам, так что поначалу подумал — а где же здесь лед-то? Сплошная щебенка, как мне кажется, нет? Однако присмотритесь, видите вон там внизу голубое пятнышко? Туда мы сейчас и спустимся.
Да, лестница здесь чудовищной длины, всю дорогу спускались и думали — как же мы обратно подниматься будем? Почему нельзя было канатную дорогу до самого низа дотянуть? Но получается, что нельзя — за последние десятилетия ледник очень сильно растаял, и раньше на месте всех этих лестничных маршей был сплошной лед. Так что глобальное потепление — это не шутка! Ледники в Альпах и правда тают! И чем больше проходит времени, тем длиннее будет становиться лестница :)
Тут нам навстречу стали подниматься лыжники, тащившие на себе свой горнолыжный инвентарь. И мы вроде даже встретили кого-то из тех людей, с кем утром поднимались на Эгюий-дю-Миди. Как оказалось, именно здесь у лыжников находится конечная точка их маршрута.
Вот, смотрите, на этой карте хорошо видно — горнолыжники сначала поднимаются по канатной дороге на Эгюий-дю-Миди (черная линия), а потом по горным склонам скатываются на ледник Mer de Glace, после чего поднимаются к ж/д станции и на поезде возвращаются в Шамони. Но единственный неприятный момент — в конце надо с лыжами долго карабкаться по лестнице :)
И еще, мы не совсем поняли, как они там катятся по леднику? А то ведь, если судить по фото, снега там в мае осталось не так много, а по щебенке лыжи наверно не очень хорошо скользят :)
Но вот, наконец, лестница закончилась, и мы подошли ко входу в ледяную пещеру. Тут-то я с удивлением увидел, как устроен ледник. Оказалось, что щебенка там только тонким слоем сверху, а все, что ниже — это самый настоящий лед. Причем лед этот постоянно движется, поэтому последний пролет лестницы сделан максимально подвижным, чтобы его можно было пристыковать прямо к пробуренному во льду отверстию. Которое сегодня на одном месте, а завтра уже на несколько сантиметров ближе :)
А теперь пройдем внутрь. Там удивительно! И даже иногда можно поймать момент, когда вокруг никого не будет. Только надо одеться потеплее!
Интересно, чем они пробивают такие тоннели во льду? Отбойными молотками? Или бензопилами?
Стоим у кромки ледника. Снег и лед вперемешку с битыми камнями.
Осторожно, возможно падение вниз головой :)
А вот так выглядят мостки, по которым мы спускались, снизу. И сейчас нам по ним предстоит подниматься!
Было нелегко, но забрались. Дальше опять канатная дорога и красные кабинки-вишенки :)
Назад ехали вместе с горнолыжниками. На обратном пути здесь народу всегда больше, так что пришлось потолкаться :)
А в Шамони нас опять ждало лето. На улице стояла жара, а вокруг цвели тюльпаны.
И мы даже наткнулись на цветущую сакуру. Это ведь она, я надеюсь?
Проходим по мосту через Арв. Последний взгляд на город и окружающие горы. А дальше у нас еще один аттракцион — мы поедем в Италию через знаменитый тоннель под Монбланом!
Въезд в тоннель находится на окраине Шамони, метров на 200 выше основного города, дорога сначала карабкается туда по серпантину, и это понятно — чем выше проложен тоннель, тем короче он в итоге будет.
Тоннель под Монбланом строился в 1957–1965 годах. Его длина — 11611 м. Высота портала на французской стороне — 1274 м над уровнем моря, на итальянской — 1381 м. Максимальная толщина горной породы над тоннелем — 2480 м. И что примечательно — судя по карте, тоннель проходит как раз под той самой вершиной Эгюий-дю-Миди, где мы недавно были! А вовсе не под самим Монбланом :)
Тоннель платный, и сколько стоит проезд, я заранее не узнавал. Спросил у женщины в будке, когда уже подъехали, она показала мне рукой на ценник. Не, ну я думал, что будет дорого, но чтобы 44 евро??? Однако, цены…
Въезд в тоннель со стороны Франции. Фото — Википедия
Удивительно, но тоннель довольно узкий, по одной полосе в каждом направлении. Внутри установлено ограничение скорости — 70 км/ч, так что ехать приходится довольно долго.
Тут я вспомнил про пожар в тоннеле, о котором в свое время много говорили в новостях. 24 марта 1999 года прямо посреди тоннеля загорелся бельгийский грузовик с маргарином и мукой. О пожаре узнали не сразу, и машины продолжали заезжать внутрь как со стороны Франции, так и со стороны Италии. Можете себе представить, какой там случился затор, когда ехавшие увидели, что впереди пожар! В итоге огонь бушевал там двое суток, от огня и дыма погибло 39 человек, а внутри выгорело все, что только могло выгореть. Тоннель потом был закрыт 3 года. На его ремонт и модернизацию потратили почти полмиллиарда долларов.
В тоннеле. Фото найдено в Интернете.
Но вот наконец тоннель позади, и мы в Италии, в регионе Валле д’Аоста. Местность там, конечно, потрясающе красивая, но нам надо было поскорее добраться до озера Комо, причем желательно засветло, так что мы выбрали платную дорогу. А стоимость платных дорог, как я понял, сильно зависит от рельефа местности. Здесь дорога шла по сплошным тоннелям, так что за несколько платных участков протяженностью в общей сложности около 240 км мы заплатили еще 42 евро. Таким образом, вместе с тоннелем, платная дорога от Шамони до Комо обошлась нам в 86 евро! Как вам такие цены?
Чуть не забыл рассказать, как мы вечером искали наш Hotel Bersagliere на берегу Комо. Ни дня без приключений! Так вот, я в очередной раз расслабился, понадеявшись на бесплатный навигатор Maps.Me, тем более, что он сообщил, что этот отель знает. В полной темноте мы подъехали к какому-то мрачному дому без единой вывески. И куда же здесь идти? А это точно отель? Я уже и до озера по лестнице спустился, но входа так и не нашел. Мы даже собирались завернуть на машине на невероятно узкую дорожку, уходящую куда-то вниз, чтобы попытаться подъехать к дому с другой стороны, но побоялись застрять. И тут хорошо, что я додумался поискать адрес на Google Maps. Эврика! Отель-то находится совсем не здесь, надо проехать еще 500 метров вперед! Ну да, вот и вывеска :)
Все же при свете дня эта дорожка вдоль озера выглядит намного привлекательней, чем ночью :)
Ну что же, рассказ о нашем путешествии наконец-то приближается к концу. Осталось написать лишь про озеро Комо.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ ◄ РОМАНТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ТУРИСТЕРОВЦЕВ ► Вокруг озера Комо
И общее оглавление всего проекта, по дням -
1. Венеция — начало романтического путешествия
2. Так здравствуй, старый Сирмий, и встречай Гостя || Почти в Альпах. Вечер на озере Изео
3. Швейцарские поезда и виадук Ландвассер
4. Чёртов мост и перевал Оберальп
5. Шерлок Холмс и водопады Мейрингена || Эгль. Швейцария по-французски
6. Эгюий-дю-Миди — на крыше Европы || Шамони-Монблан и поезд к Ледяному морю
7. И снова Италия. Вокруг озера Комо
8. Комо и Брунате — завершение романтического путешествия
И рассказ Наташи про Шамони-Монблан, если кто раньше не читал -