Наш последний перед заездом в Швейцарию ночлег был в городке Тирано, на самом севере Италии. И хотя мне казалось, что отель я бронировал на окраине города, по факту оказалось, что жили мы на центральной площади, как раз напротив главного собора с огромной колокольней — Santuario della Beata Vergine di Tirano.
Как мы на этой площади парковались — это был прикол. На Букинге в описании значилось — бесплатная парковка на улице. Ну я и поставил машину прямо там, на голубой разметке. Но уже когда заселились, я подумал, а ведь голубая разметка — это же платная? Полез в интернет проверять — и точно, платная. А где же обещанная бесплатная? Включил Street View, виртуально прошелся по улице, и метрах в ста нашлась такая парковка — с белой разметкой. Я хотел сразу переставить машину, спустился вниз, но дверь отеля уже была заперта, а на стойке регистрации никого не было. И что же делать? Пришлось так и ложиться спать, поставив при этом будильник на 7 часов, явно городские службы в такую рань штрафовать никого не будут :)
Оштрафовать и правда не успели, так что с утра переставил машину и вернулся в номер, досыпать :)
А выспавшись, мы решили до отъезда немного прогуляться по тропинке над рекой, а заодно посмотреть на город сверху
Тирано известен тем, что именно отсюда начинается знаменитый панорамный маршрут по швейцарским Альпам — Bernina Express. Поезда отправляются с вокзала и сначала идут по улицам города, прямо как трамвай. Как раз сверху удалось заснять момент, когда поезд проезжал через центральную площадь. А колея здесь узкая — всего 1 метр.
Да, очень, конечно, хотелось дойти вон до той церкви, что на горе, но время заставляло торопиться, сегодня у нас довольно напряженная программа — мы должны въехать в итальянскую Швейцарию, проехать через перевал Бернина, а потом, заехав уже в немецкую часть, попытаться найти знаменитый виадук Ландвассер.
На границе Швейцарии за 40 франков купили виньетку, дающую право ездить по скоростным дорогам Швейцарии в течение года. Швейцарцы, конечно, хитрые — ну кто из туристов будет ездить целый год? Но на меньший срок здесь виньетки не продают.
А дальше начались швейцарские поезда. И вот казалось бы, что удивительного в обычных поездах? Однако в Швейцарии они почему-то все такие красивые и яркие! А еще ранее я никогда не видел, чтобы поезда собирали из настолько разнотипных секций, как будто это какой-то детский конструктор. Ну вот посмотрите — впереди едет современная электричка производства ABB, в то время как сзади к ней прицеплены три старых безмоторных вагона. И все это, напомню, на колее шириной всего лишь 1 метр!
И тут мы неожиданно подъехали к историческому объекту, чьи фотографии я ранее неоднократно видел на Википедии — спиральному виадуку Брусио. Про него стоит рассказать поподробнее.
Спиральный виадук Брусио был построен в 1908 году, когда, собственно, и строили эту железную дорогу через швейцарские Альпы. Строители тогда столкнулись со сложной инженерной задачей — им нужно было провести рельсы по чрезвычайно крутой горной поверхности, но при этом так, чтобы уклон нигде не превышал 7% (а 100% — это у нас 45°). Решение было найдено оригинальное — пути закрутили спиралью и подняли вверх на опорах, так что в итоге поезд, сделав полный круг, оказывался в той же точке, но уже на несколько метров выше. Фото — Википедия.
И еще пару слов о метровой колее из той же Википедии —
Метровая колея используется во многих странах мира, во всех частях света, за исключением Северной Америки, Австралии и Океании. Если считать по общей протяжённости, то лидером по применению метровой колеи являются Бразилия (23 785 км), Индия (14 406 км), Аргентина (7 922 км), Таиланд (4 071 км), Мьянма (3 955 км), Чили (3 754 км), Боливия (3 519 км), Танзания (2 721 км), Вьетнам (2 169 км), Кения (2 778 км).
В Европе лидерами по распространению метровой колеи являются: Испания (1 928 км), Швейцария (1 339 км), Греция (961 км).
Я же, сделав несколько кадров приближающегося поезда, переключил смартфон в режим видео :)
А дальше наши с железной дорогой пути на некоторое время разошлись. Она ушла в горы каким-то совершенно адским серпантином, нам же было проще — мы были на машине, и нам крутые подъемы были не страшны :)
На участке между Poschiavo и Ospizio Bernina железная дорога делает несколько резких зигзагов по узким горным террасам. Глядя на эту карту, понимаешь, что маршрут Bernina Express не зря считается в Швейцарии одним из самых красивых. Эх, прокатиться бы здесь на поезде, но куда при этом девать машину? :)
Наш верный малыш Чинквиченто - мы его не бросили :)
Высота уже около 2 тысяч метров, становится прохладно
Еще одна остановка. Здесь на только что освободившемся от снега горном склоне цветут крокусы. Кстати, а вы знаете, что крокус по-русски - это шафран?
Дорога уходит дальше к перевалу
Вид на заснеженную долину. Летом здесь, наверно, повеселее, сейчас же, напомню, всего лишь 3 мая :)
И вот, наконец, торжественный момент. Перевал Бернина — 2330 метров от уровня моря — самая высокая точка всего нашего автомобильного маршрута.
Мы с Наташей никому не говорили, что поехали в путешествие вместе, но в этот день синхронно выложили в Инстаграм эти свои фотографии на перевале. Интересно, кто-то догадался? :)
Здесь, у озера Лаго Бьянко, автомобильная дорога снова пересекалась с железной. Мы попытались спуститься к озеру, где ходят поезда, но снега было столько, что прохода мы так и не нашли.
Зато нашли спасательный вертолет :)
Кстати, а ведь там внизу должна быть ж/д станция, как же народ туда попадает зимой, если все завалено снегом?
Лаго Бьянко в начале мая еще полностью подо льдом и снегом. Но мы, простояв на площадке минут 15, все же дождались очередного состава.
Как и в прошлый раз, это был белый электропоезд ABB из трех вагонов, но только в этот раз он тащил за собой не три, а целых пять безмоторных вагонов. Но это еще ничего, то ли будет дальше :)
Мы проехали на машине еще чуть вперед и забрались на скалу, откуда поезда было видно несколько получше. Еще немного подождали, и тут…
… и тут с противоположного направления к озеру подъехал комбинированный грузопассажирский поезд — впереди трехвагонная электричка, далее еще три пассажирских вагона, а за ними, как ни в чем не бывало, ехали два вагона с бревнами. Да, это именно тот случай, когда машинисту уже не попеняешь, что он не дрова везет :)))
Еще пара километров — и очередная встреча с поездом. Опять, правда, пришлось подождать какое-то время, пока он появится.
И тут я подумал, что на все эти ожидания у нас уходит слишком много времени. Как бы ускорить процесс?
И вот что я придумал. Поезда по горным дорогам идут довольно медленно, плюс еще делают остановки на станциях. А что если мы будем их фотографировать, потом обгонять на машине и снова фотографировать, но уже в ином окружении? Запоминаем, на фото выше был поезд № 53. Ниже — это опять он :)
Не спеша подъезжаем к очередной деревне, вылезаем и ждем. Спустя несколько минут снова появляется наш поезд № 53 :)
Но в деревне Muragl все опять смешалось. Здесь сходятся вместе две железные дороги, одна из которых по мосту пересекает речку, вторая же проходит чуть в отдалении. Тут мы наш поезд № 53 куда-то потеряли :)
Заняли позицию у моста через речку, ждем, может еще какой поезд подъедет
На этот раз подъехал вот такой расписной электровоз :)
Но лучше бы мы его все же вот в этом месте дождались, кадр был бы интересней. Но ждать еще минут 15–20 — времени уже не было. Нам пора ехать к виадуку Ландвассер, а до него еще больше 60 км.
По пути к виадуку проехали через знаменитый курорт Санкт-Мориц. Стыдно признаться, но там мы даже не остановились — торопились, чтобы успеть до темноты. Дальше в тумане — перевал Julierpass. В Филизур, что рядом с виадуком, приехали примерно в половине шестого. По лесной дороге проехали на машине, покуда было можно, там оставили ее и пошли пешком.
Дальше выбрали по карте Maps.Me одну из тропинок и двинулись по ней. Вскоре впереди показалось что-то, похожее на железнодорожный виадук.
Виадуков здесь на самом деле несколько. Этот — один из вспомогательных. Мы по тропинке прошли под одной из арок и оказались по другую сторону от железной дороги. Дальше тропинка вела куда-то в гору.
Пока поднимались, я успел заснять один из проходящих поездов. Этот красненький, полностью пассажирский.
А дальше — это был просто шок от того, какой вид открылся со смотровой площадки в конце тропы. Сразу такое показывать нельзя, а потому сначала посмотрим на информационный щит :)
А теперь — сам виадук Ландвассер. Готовы это увидеть? Это просто нет слов. Как такое можно было построить в 1908 году?
Кстати, могу сказать, чем был вызван шок. Рассматривая фотографии в сети, я в основном видел снимки с другого ракурса - вон с той противоположной скалы. Отсюда же вид был намного эффектней. Плюс я совершенно не ожидал, что здесь есть удобная смотровая площадка.
Тут я, конечно, в очередной раз пожалел, что мы так и не проехались на поезде. Было желание найти ближайшую станцию и прокатиться хотя бы пару остановок.
А на обратном пути на маленьком виадуке удалось заснять товарняк, который вёз все вперемешку — и лес, и какие-то химические баки.
Но это было еще не все. Вернувшись к исходной точке, мы выбрали другую тропинку и по ней спустились к основанию виадука. Совершенно другой вид, не правда ли? Удивительно, но здесь мне каким-то образом удалось снять панораму с движущимся поездом (а иначе всё в один кадр никак не укладывалось).
Поезд, проходящий по виадуку Ландвассер. ВИДЕО
Но все же Швейцария это страна не только поездов, но и бурёнок с колокольчиками. Так что перед отъездом заехали в ближайшую деревню. Муууу:)
Наш маршрут за этот день. Sola Davains — так на карте обозначилось место, где начинается лесная дорога, по которой мы ехали к виадуку.