На острове Ява находятся два самых известных объекта ЮНЕСКО в Индонезии — средневековые буддийские храмы Боробудур и Прамбанан. И раз уж мы оказались на Бали, то как было не заскочить и сюда тоже. Тем более что авиабилеты недорогие. Так что встретившись в аэропорту Денпасара, куда Андрей Андреич с Сергеем Сергеичем прибыли из Австралии, дальше мы вместе полетели в Джокьякарту. Не путать с Джакартой, столицей Индонезии — это два совершенно разных города :)
Боинг-737 а/к Garuda Indonesia, фото с сайта airliners.net. На таком мы летели на Яву. А переночевав в отеле в Джокьякарте, с утра на такси отправились осматривать храмы. Начали с Боробудура.
Про Боробудур я впервые узнал еще в советское время, когда школьником выписывал журнал Эхо планеты. Там еще тогда в каждом номере публиковали красивые цветные вкладки с разными интересными местами по всему миру, был в том числе и Боробудур. Ну вот кто бы мог подумать тогда в 1988 году, что не пройдет и 30 лет, как мне удастся там побывать ;)
Билеты в храмовые комплексы недешевые. Сколько это стоило тогда, уже не помню, но сейчас за общий билет Боробудур + Прамбанан хотят 40 долларов.
Боробудур был построен между 750 и 850 годами правителями государства Матарам. Вы про такое слышали? Вот и я тоже:)
Поднимаемся по лестнице наверх. Конструкция большая и высокая, плюс еще и расположена на холме.
Туристы по дороге наверх фотографируются :)
Боробудур возведён как огромная ступа в форме мандалы — сложной геометрической фигуры, символизирующей вселенную. Фундамент ступы — квадратный, со стороной 118 м. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних — квадратные, и три верхних — круглые.
На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты.
Вот тут видимо специально сняли крышку, чтобы показать, как статуи размещались внутри ступ
Вообще удивительно, когда на все эти ступы смотришь снизу, они кажутся такими маленькими
Когда же поднимаешься наверх, понимаешь, что каждая из них выше человеческого роста
Туристы ходят по верхнему уровню вокруг ступ. У многих в руках зонтики для защиты от солнца.
Храмовый комплекс со всех сторон окружен джунглями. Которые его, собственно, за много веков поглотили почти полностью. Когда и почему люди покинули эти постройки, тоже до сих пор неясно. По одним данным, это произошло из-за извержения вулкана в 1006 году, по другим — место было заброшено еще раньше — в 928 году. Сотни лет Боробудур стоял, засыпанный вулканическим пеплом и заросший джунглями. И лишь в 1814 году его открыли англичане, вторгшиеся на Яву в ходе англо-голландской войны.
К 1835 году европейцы в целом расчистили древние постройки и смогли зарисовать памятник. А когда появилась фотография, то и засняли. Вот только вместе с известностью пришли и мародеры, которые стали растаскивать артефакты. В 1886 году за этим занятием отметился даже тогдашний король Сиама, увезший с собой восемь бычьих упряжек со статуями.
Первую реставрацию комплекса провели в начале XX века, после чего он приобрел внушительный и торжественный вид. Но вот дальше реставраторы стали опасаться, что со временем вся конструкция может съехать с холма и развалиться. Надо было переделывать дренаж, а для этого, как сказали специалисты, нужно все разбирать и укреплять холм. Невозможная задача!
Но в 1973–1984 годах при помощи ЮНЕСКО эта титаническая работа была проделана. Так что то, что вы сейчас видите, это если и не новодел, то полностью пересобранная конструкция. Но зато теперь простоит долго!
Нам же пора было двигаться к выходу
Букан Ялан Умум! Таму Харап Лапор! Два факта про индонезийский язык — Bahasa Indonesia. Первый — он был сделан в XX веке на основе малайского, оттого и похожесть. Второй факт — в огромной 250-миллионной Индонезии в быту индонезийский язык использует всего лишь около 20 млн человек. Родной язык жителей Явы — яванский.
А на выходе из Боробудура был обнаружен вот такой музей. Оказывается, на Яве есть свой корабль «Ваза» :)
Чтобы до вечера успеть съездить еще и в Прамбанан, нам надо было торопиться. Так что я пошел к выходу, чтобы найти нашего водителя. И столкнулся здесь с неприятной индонезийской особенностью — выход из комплекса здесь был сделан хитро — всех туристов перед этим заставляли пройти сквозь нескончаемые торговые ряды, специально выстроенные змейкой. Под конец я уже по ним почти бежал, а они все не кончались. Чего там только не продавали!
Уже выйдя на улицу, послал друзьям SMS, что-то типа — выходите скорее, учтите, что вам еще 3 км сквозь торговые ряды идти. Потом, когда Сергей Сергеич вышел, он заявил — я думал, что Максим Максимыч сгущает краски про 3 км, но потом понял, что он не преувеличивал. Я же вот сейчас глянул на Google Maps, так там эти торговые ряды и правда занимают огромную площадь и сверху напоминают лабиринт. И кто-то это все безобразие даже для Google Street View заснял :)
А дальше мы рванули в Прамбанан, надеясь, что сможем объехать Джокьякарту без пробок. И это нам почти удалось — разница по времени между фотографиями, как я посмотрел — около полутора часов.
И вот он — храмовый комплекс Прамбанан, второй объект ЮНЕСКО у нас за сегодняшний день. У входа как раз фотографировалась какая-то большая экскурсионная группа от какой-то организации.
Какое экспрессивное селфи :)
Прамбанан — комплекс раннесредневековых буддийских и индуистских храмов (чанди), расположенный в центральной части острова Ява, в 18 км к востоку от Джокьякарты, у южного склона вулкана Мерапи. Наиболее вероятно, что храм был построен в начале X века правителем государства Матарам по имени Ракай Пикатан. Реставрирован голландскими учёными в 1918–53 годах, а в 1991 году признан ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
Наибольшей популярностью среди туристов пользуется та часть комплекса Прамбанан, где расположены видимые издалека грандиозные сооружения, которые местные называют по имени всего комплекса «Храм Прамбанан» или «Лара Джонгранг», что в переводе с языка жителей острова Ява означает «Стройная дева» — так прозвали статую богини Дурги в главном святилище.
По преданию, храм Прамбанан был построен по причине безответной любви. Когда принц Бандунг Бондовосо попросил Джонгранг выйти за него замуж, она решила отказать ему, потому что полагала, что он убил её отца, короля Рату Боко. Однако, она попробовала схитрить, поставив перед женихом невыполнимую задачу — построить храм с 1000 статуй в одну ночь. Если бы он выполнил задачу, он смог бы жениться на ней. Эта просьба была почти исполнена до восхода солнца. Но Джонгранг попросила местных жителей сымитировать рассвет, разведя костры так, чтобы вокруг стало светло, как днем. Чувствуя, что его обманули, Бондовосо завершил только 999 статуй, а Джонгранг он проклял, и она окаменела. Благодаря вмешательству Шивы, окаменелое тело стало почитаемой тысячной статуей, которая теперь стоит в северной части «Храма Шивы» в комплексе Прамбанан.
Чем Прамбанан лучше Боробудура — так это тем, что здесь есть где походить и полазить. В Боробудуре один храм — и все. А здесь храмов несколько и между ними и вокруг можно достаточно долго бродить. Если конечно есть время :)
Реставрация комплекса еще не завершена, рядом лежат горы камней, которые еще не придумали, куда вставить.
Но пора и здесь было идти к выходу. Дальше нашей экспедиции снова предстояло разделиться. Как я уже не раз писал — вот вроде и вместе путешествуем, но все как-то в противофазе. Друзья сегодня должны были вернуться на Бали, чтобы завтра съездить на такую же экскурсию, куда днем раньше ездил я. А дальше они полетят в Японию с пересадками в Куала-Лумпуре и Тайбэе. Вот правда с Тайбэем выйдет незадача — изначально они предполагали провести там целый день, но потом AirAsia отменила прямой рейс с Бали, так что им пришлось лететь с пересадкой. В итоге в Тайбэй прилетят уже затемно. Что там можно увидеть ночью? Разве что на Taipei101 подняться?
У меня же маршрут другой — я из Джокьякарты лечу в Куала-Лумпур, а оттуда — прямиком в Японию. Там у меня будет два дня на то, чтобы побывать в тех местах, куда я не успел 5 лет назад.
Таксист завез меня в аэропорт, остальные же участники экспедиции отправились гулять по Джокьякарте - у них-то, в отличие от меня, вылет на Бали был поздно вечером. Тем временем в аэропорту меня ждала засада. В пассажирском терминале AirAsia совершенно не оказалось никаких магазинов! И что самое главное — не было duty free! Ну вот как лететь? Хотя самолетик подкатили веселенький такой :)
А летели тоже весело. На экранчике возникла карта маршрута, в конце которого вместо Куала-Лумпура значилось какое-то непонятное слово. Это что, город, куда мы летим? В какой-то момент у меня даже возникло сомнение, в тот ли самолет я вообще сел. Пришлось даже спрашивать стюардессу. Но она успокоила — незнакомый город на экране оказался вовсе не городом, а словом, обозначавшим на малайском языке «конечный пункт» :)
А из Куала-Лумпура в Осаку лететь 6 часов! На этот раз это дальнемагистральное подразделение AirAsia — AirAsia X. Рейс выполнял огромный A-330. Необычно смотрится в этой ливрее, не правда ли? Фото украдено с сайта airliners.net ;)