Франция всегда манит туристов со всего света своею красотой, культурой и благополучием. Больше всего туристов привлекает, конечно, Париж и места, расположенные вблизи от Средиземного моря. Нормандию обычно ассоциируют с Норвегией — типа там холодно и туристов эта часть страны привлекает в меньшей степени.
Но, познакомившись по литературе с историей этой части страны, решили совершить эдакий десятидневный автокруг по этой части северо-запада Франции. Маршрут включал в себя посещение городов Кале, Руан, Этрета, Гавр, Онфлер, Довиль, Кан, Мон-Сен-Мишель, Шербур с его зонтиками и, конечно, военные места и музеи, связанные с Днем-Д — высадкой десанта союзников в июне 1944 года.
Согласно карты, маршрут составил 1443 км, но на самом деле мы «накрутили» все 1850 км…
Перелет из Британии не составил никаких хлопот и мы, быстро оформив в аэропорту Шарля-Де Голля в рент автомашину Ниссан-Жук, вырулили в сторону нашей первой ночевки — портового города Кале. Хочется отметить приятные цены на прокат авто — они втрое меньше чем в Британии…
Не знаю, как нам удалось благополучно выбраться из аэропорта CDG — там все так, на первый взгляд, напутано и накручено — дороги одна над другой, ныряя под мост, ты видишь как над тобой выруливает на взлет громадный авиалайнер, а за ним уже — второй. Красивая была бы фотография, но остановиться было нельзя — все мчатся без остановки и супер-современные навигаторы Google не оставляют никаких сомений в правильности выбора пути. Только — вперед! И первым на нашем пути к познанию Нормандии, будет город Кале.
Город Кале
Расстояние от Парижа до Кале составляет 270 км и по хорошим и незагруженным дорогам (иногда — с платными участками) мы проехали этот путь за пару часов.
Кале — уютный портовый город с населением около 80 тысяч человек. с обилием интересных традиций и достопримечательностей. Начать осмотр знаковых мест гостям города рекомендуют с прогулки по пляжу, протяженность которого составляет порядка 2 километров. Он считается самым красивым и романтичным местом в городе. Но, учитывая ночной дождик и многие километры других пляжей, которые еще будут у нас на пути, спешить к нему не стали.
После завтрака, выселившись с отеля, сделали поездку-прогулку по утреннему Кале — уютному портовому городу на берегу пролива Ла-Манш, по другую сторону которого видна Великобритания. Его население составляет около 80 тысяч человек. Погода была мрачноватая и, казалось, что вот-вот снова начнется ночной дождик, но мы все равно решили не уезжать сразу из города, а прогуляться по нему.
Первым интересным объектом на нашем пути было здание Ратуши. Ее видно издалека — высота ее башни 75 м. На ней установлены часы с четырьмя циферблатами и карильоном — колоколами, управляемыми клавиатурой.
Ее строительство символизировало союз двух городов: Сен-Пьера и Кале и датируется 1885 годом. Здание повреждалось во время двух минувших мировых войн и еще известно тем, что в 1921 году здесь прошла свадьба генерала Шарля де Голля и Ивонны Вандру.
Но более старым объектом по отношению к Ратуше, является маяк. Он был построен в 1848 г. и сегодня считается местом расположения самой популярной смотровой площадки в городе. Но для этого нужно подняться пешочком по 271 ступеньке на вершину этой башни и уже оттуда можно будет любоваться панорамным видом на все 360°. Мы этого делать не стали. А те, кто поднимется, смогут рассмотреть весь Кале, его внутренние районы, портовые сооружения, пролив Ла-Манш (или Па-де-Кале) и, в ясную погоду — Белые скалы Дувра. Но это уже будет Британия.
Как известно, профессия «смотритель маяка» уже не в моде и практически исчезла — все маяки давно управляются автоматически с единого центра.
От маяка интересно проехаться по набережной и посмотреть на жилые дома калечан. Хорошие низкоэтажные, впрочем, как и во всей Франции и Британии, жилые дома. Это старая традиция.
Жилые дома на набережной Огюста Дельпьер
Но, вот то, что мы видим сейчас, проезжая дальше по набережной — поразило мое воображение! Как можно было такое придумать? Но, в целом, больше таких архитектурных «чудес», мы не встречали.
Бульвар Алье (Bd des Allies)
Из порта Кале до британского города Дувр 43 км. И, хотя их разделяет пролив, проблем не существует. Можно паромом — стоимость 18–25 евро/чел, 45–58 евро/авто, полтора часа пути.
А можно и — поездом! Из Кале в Дувр идет Channel Tunnel — железнодорожный подводный туннель протяженностью 51 км, из которых 39 км он проходит под проливом Ла-Манш. Этот туннель был построен в 1994 году и он соединил полноценным двухпутным железнодорожным сообщением континентальную Европу с Великобританией.
Из интересных старинных объектов, сохранившихся в Кале, можно отметить сторожевую Башню Ге (Tour du Ge). Она расположена на Оружейной площади и имеет высоту 39 метров. Что любопытно — в ней имеется голубятня для почтовых голубей — в Те времена это было так же круто, как и интернет сейчас. Башня была построена в 1214 году, когда Филипп I, граф Булонский, начал возводить в городе укрепления.
На этой же площади перед фонтанчиками стоит грубовато вытесанная из камня парочка — как оказалось это знаменитые люди — Ивонна и Шарль де Голль. Во время Второй мировой войны он стал символом французского сопротивления. Являлся основателем и первым Президентом Пятой республики Франции (1959—1969 гг.). Уникальная личность, да еще и под два метра ростом!
А вот и собор Нотр-Дам, расположенный на площади d’Armes. Очень грандиозное сооружение. Оно окружено садиком, разбитым в 16 веке Тюдорами — представителями английской династии, правившими здесь в период 1485 — 1603 г. В нем растут розы, подаренные в 2010 году английской королевой Елизаветой-II. В чем причина такой симпатии англичан к этому месту?
Если копнуть историю, то мы увидим, что Кале долгое время оставался в руках англичан (в период 1347 — 1558 г.г.). Поэтому его главная церковь и выглядит скорее по-английски, чем по-французски. Точнее говоря, она является образцом тюдорской готики — редкость по эту сторону Ла-Манша. Внутри просторно, но довольно пусто — из украшений — пара статуй и барочный ретабль в главной капелле.
Собор уже довольно старый — ведь свою историю он ведет с 13 века. Со стороны он кажется очень широким и заметно отличается от аналогичных сооружений в других городах Франции — сказалось влияние близкой Англии. Именно здесь в 1921 году сочетался браком со своей женой Шарль де Голль.
Улица Руаяль (Rue Rouale)
Утро. А многие кафе уже заполнены посетителями.
Но есть и те, которые еще ждут своего часа.
Что есть еще из интересных объектов в городе? При наличии целого дня, а то и двух — можно посетить Музей изящных искусств и Музей кружева (основан в 1874 г.). Из военной тематики есть Музей Второй Мировой войны. Рядом с городком находится форт Risban, основанный в 16 веке. Неподалеку находится еще одна старинная крепость — Nieulay, которая долгие годы защищала город от штормов и разрушительных волн.
Но, учитывая наши далеко идущие планы по знакомству за неделю со всей Нормандией, да еще и Парижем — «за три дня», после прогулки по центральной части города Кале и чашечки хорошего французского кофе с непременным ароматным круассаном, вырулили к нашей следующей локации —
пляжному городку Виссан.