Продолжаем наше путешествие по побережью Нормандии. После знакомства с портовым городом Дьепп, пережившим в июне 1942 года неудачный десант союзников, мы проехали по побережью Ла-Манша мимо чудесных городков Вёль-ле-Роз, Сен-Валери-ан-Ко, Велет-сюр-Мер, навеявших множество творческих мыслей у художников XIX–XX веков. Конечной целью этого нашего дня будет уникальное место — городок Этрета, привлекающий всех своими необычными береговыми формациями — гротами и причудами выветренных скал.
Познакомившись с Велет-сюр-Мер, через восемь километров приезжаем к двум другим пляжным местечкам — Plage-les-Petites-Dalles и Plage-les-Grandes-Dalles, ставшими тоже очень знаменитыми благодаря полотнам Клода Моне и других художников. Расстояние между этими двумя городками небольшое — километра полтора, но по берегу океана пройти от одного к другому сложно — только по тропе сверху или по автодороге.
Карта дислокации двух пляжей - Plage des Grandes Dalles и Plage des Petites Dalles
Спустившись к океану в Ле Петит-Даль (к пляжу Plage-les-Petites-Dalles) и оставив машину на парковке, вышли на набережную. Она небольшая по длине и просматривалась, как говорится, «насквозь». Пляжников не видно. Только отдельные фанаты еще не теряли надежды покорить в этом сезоне ветер и волны.
Видно, что пляж обустроен и у многих его постоянных посетителей есть свои частные владения в виде приватных шкафчиков для хранения пляжного инвентаря.
Вот этот городок Клод Моне любил не просто так — ведь все побережья кругом более-менее одинаковы. Но здесь жил его младший брат Леон, который построил в этом месте хорошую виллу и Клод приезжал к нему сюда каждый год в период с 1879 по 1885 годы.
Его самая знаменитая картина, написанная здесь, была продана на аукционе Sotheby’s в мае 2016 года за рекордные $9 882 000. Ее приобрел немецкий IT-магнат и меценат Хассо Платтнер. А саму скалу мы видим в оригинале на верхнем снимке позади раздевалок.
Клод Моне «Отлив в Петит-Далле», 60 х 73 см. 1884 г.
Казалось бы — ну что хорошего в этой картине? За что отдавать такие деньги? Но, видимо, специалисты оценили не только сам сюжет, но и восхитились поверхностью проекции отраженной воды и солнечного света. В сверкающем свете полуденного солнца круто выступающая скала светится вибрирующими тонами оранжевого, розового, желтого и красного, образуя резкий контраст с темно-сине-фиолетовым небом и его отражением в море. А купающиеся люди изображены всего несколькими мазками краски — это, считал маэстро, не главное на полотне…
Еще в 1880 и 1881 годах художник написал четыре других картины окрестностей, которые славились своими светящимися белыми известняковыми скалами и поэтому были известны как Алебастровый берег (Кот-д’Альбатр). К таким местам он относил Пурвиль, Варенжевиль, Этрета и Дьепп. Их привлекательность заключалась прежде всего во впечатляющих скалах и участках пляжей, в их простоте, суровости и прошлой истории. Вот еще одна его версия этой скальной кручи.
Клод Моне. «Скалы Петит-Даллес», 1884 г.
С другой стороны пляжа его картина не менее интересна — гряда скал от Les-Petites-Dalles уходит вдаль к следующему пляжному местечку — Les-Grandes-Dalles.
На набережной стоит памятная доска с изображением картины Клода Моне «Скалы Петитес Даллес».
Ну, а сама картина «Скалы Петитес-Даллес», 1880, сейчас хранится в Музее изящных искусств в г. Бостон, США.
Клод Моне. «Скалы Петит-Даллес», 1880 г.
Если посмотреть на более ранние работы Клода Моне, мы увидим его другой — более классический стиль. На этой картине Камилла, первая жена Моне, изображена с ребенком в саду их дома в Аржантёе под Парижем, где они жили с 1872 по 1877 год. Но все равно, в ней уже просматривается будующий стиль с размытыми лицами и деталями.
Клод Моне. "Камиль Моне с ребенком в саду художника в Аржантее", 1875 г.
Мадам Моне на пляже Петит-Далле. Фотография, около 1880 года.
Познакомившись с таким чудесным местечком, переезжаем к следующему — Plage-les-Grandes-Dalles. Путь к нему лежит через приятный городок Сассео-ле-Мокондюит (Sassetot le-Mauconduit) — останавливаться в нем не стали — просто проехали по нему не спеша.
Пляжное местечко Plage-les-Grandes-Dalles показалось еще меньшим чем первое — его береговая линия с набережной намного короче. На кручах сверху видны какие-то бетонные сооружения — вероятно это остатки немецкого Атлантического Вала, которым они встречали освобождавших эти места союзников.
Море чистое, спокойное, на пляже в последние дни августа — никого. Но берега такие же красивые, белые и отвесные. Пляж галечный.
Само местечко небольшое и как бы зажатое между двумя грядами скал. Вот снимок этого места, взятый мной из Интернета.
Пляж Plage-les-Grandes-Dalles. Из интернета
На этом пляже стоит стенд с прославившей его художницей Бертой Моризо. На нем она изобразила свою сестру Эдму с дочерью Жанной, сидящими на берегу с видом на скалу Ле Гранд Даллес.
Берта Моризо (1841–1895) — французская художница, входившая в круг парижских живописцев, ставших позднее известными как импрессионисты, жена младшего брата Эдуарда Мане — Эжена. В 1864 году она впервые выставила свои работы на одной из самых престижных художественных выставок Франции — Парижском салоне, официальной ежегодной экспозиции Академии изящных искусств Франции.
Берта Морисо. "Эжен Мане и его дочь в саду", 1883 г.
Ее знаменитый портрет «Берта Моризо с букетом фиалок», был написан ее деверем — Эдуардом Мане. Мне кажется, он довольно хорошо показал ее в черной шляпке с томным и пылким взглядом и даже обещанием нежного и решительного темперамента.
Эдуард Мане, «Берта Моризо с букетом фиалок», 1872 г.
И, как мы потом увидели, он не ошибся в ее таланте — она стала первой женщиной-художницей, приобщившейся к движению импрессионистов и влияние которой на ее сверстников теперь признано. Вот одна из ее картин в таком стиле, написанная в этих местах.
Берта Моризо, «Пляж в Petit-Даллес«
На этом мы прощаемся с такими замечательными городками, навеявшими столько творческих мыслей у художников и фотографов из многих стран.
Ну, пора и к нашей финальной точке сегодняшнего, очень насыщенного впечатлениями, дня! Нас ждет одно из самых интересных в творческом плане мест — городок Этрета — эдакая Мекка не только всех художников и фотографов, но и просто любителей прекрасных пейзажей и творчества Природы.
И, приехав в Этрета, мы еще успели увидеть ее знаменитую арку, освещаемую заходящим в океан Солнцем…