После приятного знакомства с красивой, уютной и спокойной столицей Нормандии — Руаном, снова вырулили на побережье Ла-Манша и уже будем ехать вдоль него еще несколько дней пока не достигнем нормандской жемчужины — аббатства Мон-сен-Мишель. Но первым у нас на пути будет портовый город Дьепп (фр. — Dieppe).
После знакомства с ним выедем на дорогу, ведущую вдоль моря до городка Этрета — уникального курортного местечка, запечатленного многими выдающимися художниками. Там есть на что посмотреть и в нем у нас запланировано две ночевки. Но на пути к нему будет несколько заездов в интересные курортные городки — Вель-ле-Роз, Сен-Валери-ан-Ко, Палюэль, Велетт-сюр-Мер, Сен-Мартен-о-Боно, Сассео-ле-Мокондюит и Plage des Grandes Dalles. Общий километраж был небольшой — всего 156 километров, но по впечатлениям этот день оказался одним из самых насыщенных!
Ну, а пока остановимся на чашечку кофе в портовом городе Дьепп и познакомимся с ним.
Карта маршрута Руан - Дьепп - курорты Ла-Манша - Этрета (156 км)
Город Дьепп и его достопримечательности
Дьепп расположен на побережье пролива Ла-Манш между портовыми городами Гавр и Кале, с которого мы начали наше путешествие по Нормандии. Город относительно небольшой — в нем проживает около 30 тысяч человек, но выглядит он солидно и насчитывает более чем тысячелетнюю историю, в которой были и печально-трагические страницы, и светлые.
Считается, что он был основан викингами в 907 году. В Средние века Дьепп был одним из главных портов на побережье и за него боролись все его соседи — норманы, англичане и французы. Но к XVIII веку все, как говорится, «устаканилось» и город стал важным портом для сообщения с Британией. Потом сюда из Парижа пришла железная дорога и появились первые пляжные курортники.
Мост Pont Colbert
Навигатор вывел нас прямо к сердцу города — бухте Анго, в которой сосредоточены все парусные яхты и моторные катера. С одной стороны этой бухты расположена набережная Анри IV с ее многочисленными кафе и ресторанами, а с другой — небольшой залив-пролив Bassin-du-Canada и речка Арк, через которые перекинуто очередное техническое творение 19 века — раздвижной мост Pоnt Colbert.
В эти водоемы заходят небольшие корабли и яхты. На правом берегу расположились как жилые постройки рабочего района Поллет, так и различного рода верфи.
Жилые дома рабочего района Поллет
Внешний вид этого моста напоминает произведения Эйфеля — он тоже, как говорится, «тяжело клепанный» — с большими заклепками и без сварки. Такие конструкции уже редкие как технически, так и исторически и считаются очень ценными. Мост относится к историческим памятникам, поскольку это последний разводной мост, до сих пор функционирующий с оригинальным механизмом, еще того — 19 века.
Залив Анго
А по левую сторону бухты Анго мы видим набережную Анри IV и бухту, заполненную яхтами и моторными катерами граждан Дьеппа.
А вот так видел этот залив известный художник-импрессионист начала 20 века Камиль Писсарро.
"Солнечный день в гавани Дьепп", 1901 г. Камиль Писсарро
Справа, если мы будем плыть вперед, расположен порт и причал, из которого ходят паромы в британский город Newhaven. До него 125 километров и британских берегов отсюда уже не видно.
Зато, если оглянуться, на высоком скалистом берегу хорошо видна часовня Нотр-Дам-де-Бон-Секур (Chapelle Notre-Dame-de-Bonsecours). Она возвышается над портовой частью города и была построена в 1876 году для поминания моряков, погибших в море. Сначала это было место паломничества, а затем она стала приходской церковью. В ней хранится множество подношений в память о моряках, погибших в море.
Проедемся по прибрежным улицам Дьеппа и познакомимся с его жизнью. В его большой бухте Анго находится стоянка парусных яхт и моторных катеров граждан города. Отсюда отправляются и туристические экскурсии по знакомству с красивым побережьем с его белоснежными меловыми скалами, гротами и пляжами.
Судя по фотографиям, в Дьеппе много любителей парусного спорта. Я бы тоже примкнул к этим фанатам, если бы жил здесь — в юности увлекался этим видом спорта — правда ходили мы только по озерам Свердловской области.
Интересна здесь и традиция крещения рыбацких лодок — среди рыбаков Дьеппа она существует уже давно и стала частью обязанностей часовни Нотр-Дам-де-Бон-Секур. Каждая лодка благословляется покровительством конкретного святого.
Набережная Анри IV
Вырулив с гавании, проезжаем по набережной Анри IV, застроенной красивыми 3-5-ти этажными домами. На их первых этажах, как правило, размещены кафе и рестораны и даже сейчас — в предланчевое время, видно, что их вынесенные на улицу столики, не пустуют.
Мы едем по набережной Анри IV — справа от нас гавань с многочисленными яхтами и катерами.
Затем эта улица круто поворачивает налево и мы выезжаем на бульвар Верден, который идет уже по побережью океана. Он довольно широкий, но весь забит автомашинами. В основном, стоящими вдоль дороги и на парковках. Справа находится пляжная инфраструктура с большим аквапарком, скейт-парком и минигольфом. Широкая песчаная пляжная линия уже пуста — в конце августа сезон практически подошел к концу…
Слева — отели, казино и престижные дома.
Замок Дьеппа
Проехав к концу бульвара Верден, видим какое-то средневековое крепостное сооружение. Да — так оно и есть! Это Замок Дьеппа (Chateau de Dieppe). Он был основан в 1188 году, но уже в 1195 году его разрушили. Восстановлен он был только в 14 веке. Нынешняя постройка состоит из четырехугольного ограждения с круглыми фланговыми башнями и смежным нижним двором. Большая западная башня датируется, возможно, 14-м веком и служила крепостью. Кирпичный бастион и различные другие здания были добавлены позже.
Замок Дьеппа (Chateau de Dieppe)
Сейчас в основной части замка базируется отель Меркурий, 4*.
Затем дорога с бульвара Верден сворачивает немного вправо и переходит в улицу Александра Дюма, которой и заканчивается городская прибрежная часть Дьеппа. Дальше — сплошная вертикальная меловая стена и дикое побережье с нависающими над ним белыми скалами. Наверху расположились поля для гольфа и есть даже немецкий бункер, оставшийся со времен Второй Мировой и служащий печальным напоминанием о большой трагедии союзников — неудавшемся десанте канадских войск в августе 1942 года….
Неудавшийся десант союзников
Помнится, в годы Второй Мировой войны, да и позднее, у нас было немало стенаний на то — «почему союзники не открывают Второй фронт против еще тех фашистов — ведь нам так тяжело — немцы уже подошли к Волге!» Союзникам, как известно, тоже было нелегко — Франция была почти вся оккупирована, на Англию шли постоянные авиационные налеты и бомбардировки, Америка ввязалась в войну с напавшей на нее Японией, но вовсю помогала и Британии, и Советскому Союзу оружием, машинами, самолетами и продовольствием…
Все же планы по открытию Второго фронта у британцев были и такой первой попыткой стала высадка десанта в Дьеппе. Целью ее был захват порта и затем организация там высадки более крупных подразделений союзных войск. И вот, 19 августа 1942 года, началась операция «Раттер» (Operation Rutter).
Высадка началась в 5 часов утра, но уже к 9 часам командование союзников было вынуждено отдать приказ к отступлению. Операция закончилась быстрым и сокрушительным ее поражением. Из 6086 высадившихся десантников 3623 были убиты, ранены или захвачены в плен (всего около 60%). Военно-воздушные силы союзников тоже потерпели неудачу в сражении с воздушными силами немцев — они потеряли 106 самолётов. Немецкие ВВС, по сообщению немцев, потеряли 48 самолётов.
Этому печальному событию в городе посвящены два объекта — памятник в городском парке Square du Canada и в музее «Мемориал 19 августа 1942 г." на площади Place Camille Saint Saens. Они находятся неподалеку друг от друга.
Памятник канадским десантникам в городском парке Square du Canada
Неудача Дьепской операции повлияла на подготовку союзников к следующим военным действиям — «Факел» и «Оверлорд». И только через два года наступил «День-Д» — 6 июня 1944 года началась массовая высадка десанта союзников в Нормандии — на этот раз она прошла успешно.
Что еще можно увидеть в Дьеппе?
Выехав с богатой на историю набережной, проехали по тесноватой центральной части города. Там большие проблемы с парковками. Эдаким «лицом» религиозной и архитектурной части города в Дьеппе считаются несколько старых церквей. Мы посмотрели на одну из них — Сен Жак (Église Saint Jacques). Церковь построена в конце 12 в. и была частично перестроена в эпоху Возрождения. У нее типичная для севера Франции архитектура. Попасть в нее трудновато — на улице перед ней располагается вещевой и продуктовый рынок, перекрывая всю готику. Внутри — витражи 20 в., старые витражи были утрачены еще во время Первой мировой войны.
Кстати, эту церковь много раз показал на своих картинах Камиль Писсарро — известный импрессионист конца 19 — начала 20 веков. Как известно, он являлся единственным участником всех восьми групповых выставок импрессионистов с 1874 по 1886 год.
Как был базар тогда в этом месте, так он и остался в наши дни.
Вот на этой творческой ноте мы заканчиваем нашу утреннюю прогулку-пробежку по замечательному и интересному портовому городу Дьепп и направляемся дальше по побережью на запад к эдакой Мекке изобразительного искусства всех импрессионистов — городку Этрета. Он тоже находится на побережье Нормандии, но его главная фишка, которая привлекала и все еще привлекает десятки и сотни художников и фотографов со всего мира — это уникальные образования выветриваний меловых скал на береговой линии в этой части Франции.
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия