Наше путешествие по побережью северной Нормандии, которое мы начали в портовом городе Кале, продолжается. За два дня мы проехали интересные места, связанные как с новейшей, так и со старыми историями этих мест. Путь до городка Этрета, в котором мы запланировали две ночевкм, пролегает по т.н. Алебастровому берегу — уникальному геологическому образованию из белых скал, словно бы выросших из морских глубин. Именно такие формации и привлекают в эти места творческие личности — художников и фотографов со всего мира.
Покинув с приятным сожалением местечко Вёль-ле-Роз, в котором любили отдыхать и творить художники 19-20-го веков, направляемся по побережью Ла-Манша дальше на запад и следующим интересным местом на нашем пути будет городок Сен-Валери-ан-Ко (Saint-Valéry-en-Caux) — ехать до него всего километров 9–10.
Карта маршрута по побережью Нормандии
Он будет побольше чем Вёль-ле-Роз — в нем проживает уже около пяти тысяч жителей. Вероятно, большинство из них связано с обслуживанием стоящей чуть дальше за городом атомной электростанции Палюэль.
У городка Сен-Валери-ан-Ко тоже, как и у Вёль-ле-Роз, как бы два лица — с одной стороны есть зеленые внутренние районы, а с другой — морской фасад, обрамленный меловыми скалами с пересыпанными между ними галечными пляжами.
Считается, что такое свое название город получил от монаха, который построил здесь еще в далеком VI веке первое христианское здание — монастырь в честь Святого Вальрика. Вроде бы находили на этих местах и следы древних римлян.
В Средние века, благодаря монахам, здесь уже был довольно развитый рыболовецкий порт и сельдь считалась его основным продуктом. В истории города были разные периоды его взлета и падений, но наиболее сильные разрушения постигли город во время Второй Мировой — он стоял на пути к десанту союзников. Сегодня Сен-Валери-ан-Ко выглядит очень спокойным и процветающим — прогуляемся по нему.
На снимках мы видим улицы припортовой части города в их современном виде.
Почти два века назад эти пейзажи выглядели похоже, но немного по-другому. Вот такой гавань этого городка увидел известный русский художник-маринист Алексей Боголюбов (1824–1896). Изгиб гавани и стоящие позади дома угадываются и сейчас.
Алексей Боголюбов, 1859 г. "Набережная Сен-Валери-ан-Ко"
Его картина «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери-ан-Ко» разворачивает перед нами панораму этого сурового побережья, на котором моряки пытаются пришвартовать к городскому причалу судно, уносимое бурным предрассветным морем.
Алексей Боголюбов, 1859 г. «Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери-ан-Ко»
Мастерски выписанные волны, движимые сильным ветром, прозрачность вод и верно подмеченное переменчивое состояние неба выдают в Боголюбове наблюдательного художника. Его тонкая и изящная живописная манера рождает восхищение публики и желание других художников подражать ему. Но, думаю, что, являясь как бы конкурентом в деле маринизма Ивану Айвазовскому (1817–1900), они оба считаются признанными мастерами этого направления в живописи. Айвазовский тоже, как и Боголюбов был в это же время в многолетней творческой командировке в Европе, но сведений о том, что они были вместе в Нормандии — нет.
Оставив машину на парковке и выйдя на берег, мы видим, что городок расположился как бы в разломе между высоких стен алебастровых скал. Они высятся справа и слева от ровной береговой пляжной и портовой частей города, усыпанной отшлифованной морскими волнами, галькой.
Как известно, Алексей Боголюбов был блистательным мастером морских и батальных пейзажей второй половины XIX века. Получив признание царского двора и русской публики за картины Петербурга с его величественными набережными Невы, он переехал в Европу, где подолгу останавливался в Риме и Париже.
В Париже, наряду с И. С. Тургеневым, Боголюбов стал главой русской творческой диаспоры и даже организовал общество помощи художникам, приезжавшим во французскую столицу для обучения по своей инициативе. Как я писал ранее в предыдущей статье, в России того времени для художников-отличников существовала своя программа помощи, в результате которой они обеспечивались полностью от государства шестилетней командировкой в Европу для совершенствования своего мастерства.
Хорошо известно, что Боголюбов был близок к императорскому дому, занимался живописью с великим князем Алексеем Александровичем и будущей императрицей Марией Федоровной. Он также неоднократно сопровождал в путешествиях по России и Европе членов царской семьи.
Алексей Боголюбов, 1859 г. "Рыбалка"
Особо отметился своими картинами в этом городке французский художник Эжен Буден (1824 — 1898). Считается, что он, будучи учителем Клода Моне, является предшественником импрессионизма.
Eugene Louis Boudin, (1824-1898). 1891.
Eugene Louis Boudin, 1891. “Баржа на канале Сент-Валери-ан-Сом»
Хотя сам Буден и не считал себя импрессионистом, все же он принял участие в их первой выставке, проходившей в 1874 году. Поэтичные работы Э. Будена, пронизанные влажным серебристым воздухом и скользящим мерцающим светом, оказали большое влияние на творчество многих французских импрессионистов.
Eugene Louis Boudin, (1824-1898). «Сен-Валери, 1891»
Мы еще встретимся с ним в городах Онфлёр и Довиль — самых «звездных» для художников 19 века, местах Нормандии. Он, кстати, там и жил постоянно.
Еще одной художественной звездой, любившей этот городок, был Эдгар Дега (1834 — 1917) — один из виднейших представителей импрессионистского движения. Вот несколько его картин, созданных в Сен-Валери-ан-Ко.
Эдгар Дега, «Вид на Сен-Валери-сюр-Сом», 1896; Нью-Йорк
Эдгар Дега, «Пейзаж в Сен-Валери-сюр-Сомм», 1893
Эдгар Дега, 1895 г. «Рю Кенуа, Сен-Валери-сюр-Сом»
Интересным местом в городе, которое пропускать не стоит, является так называемый Дом короля Генриха IV. На самом деле этот дом, построенный в 1540 году, принадлежал купцу Гийому Ладире, а его нынешнее название связано с тем, что в нем останавливался на постой в свое время король Генрих IV.
В этом здании эпохи Возрождения сейчас находится музей, в котором выставлены разного рода артефакты из жизни и быта Тех еще времен. Есть и ряд художественных произведений.
Вот, например работа Флориана Диарра — «Городская набережная». Все как и сейчас.
В музее выставлено много картин, посвященных описанию знаменитых алебастровых скал. Одним из известных авторов этого жанра в наши дни является, например, de Ge.
Есть очень много и других работ, совершенно неизвестных для нас художников. Рисовать есть что и сейчас — пейзажи и объекты практически не изменились, а покупатели всегда найдутся.
Вот, например, маяк Сен-Валери-ан-Ко — очень известное сооружение в городе, тоже почитаемое художниками. Он был построен в 1882 году, реконструирован в 1914 году и находится на входе в гавань.
Маяк в Сан-Валери-ан-Ко. Неизвестный автор
Маяк Saint-Valery-en-Caux был электрифицирован в 1958 года, а в последние пару-другую десятилетий работает автоматически.
Миновав маяк, мы выходим на дорогу, которая уходит к отвесным скалам. Там городок заканчивается, но линия скал продолжает идти дальше. Лучше всего на эти скалы смотреть на закате и здесь проще всего близко подойти к ним.
Крест в память о погибших десантниках союзных войск
Что еще есть интересного в окрестностях этого городка? Неподалеку сохранились несколько замков, которые при наличии времени можно тоже посетить — например, замки Mesnil-Geoffroy (9 km), замок Cany (13 km), замок Sassetot (15 km).
Но, они в наши планы не входили — насмотрелись на них в Британии, поэтому вырулили дальше по берегу к нашим следующим локациям — городкам Палюэль, Велет-сюр-Мер и Сассео-ле-Мокондюит. А там и до бриллианта Алебастрового берега — городка Этрета — уже рукой подать…
———————————————-------------
Серия рассказов «Вокруг Нормандии»
- Портовый город Кале
- Пляжи Виссан и Маяки
- Атлантический Вал
- Прогулка по вечернему Руану
- Утренний город Дьепп
- Колыбель творчества в Вёль-ле-Роз
- Красоты Сен-Валери-на-Ко
- Творческие местечки Петит и Даллес
- Этрета - жемчужина алебастровых берегов
- Городок Этрета - вдохновление художников (фотоальбом)
- Сады Этрета (фотоальбом)
- Портовый город Гавр
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия