Главный туристический поезд Эквадора — La Nariz del Diablo — отправляется с вокзала Алауси в 8 часов утра каждый день, кроме понедельника. Я про понедельник не знал, а потому днем ранее уехал в Куэнку, намереваясь вернуться сюда на следующий день. Выезжать пришлось в 4 часа утра, в полной темноте. Как я ехал по горным серпантинам наперегонки с фурами, стараясь уложиться в запланированные три часа, это лучше не вспоминать :)
В 7 часов утра я был на вокзале. Вместе со мной открытия кассы ждали еще несколько туристов. Билет стоил 32 доллара однако, недешево. Но желающих хватало, народ постепенно подтягивался, так что когда подошел поезд, на перроне уже было не протолкнуться. Больше всего я переживал, что не удастся занять место у окна, либо вообще придется сидеть с другой стороны.
Также для подобных мероприятий очень важно, чтобы была хорошая погода. Я погоду начал мониторить еще вчера, но прогноз ничего хорошего не обещал — с вероятностью примерно 55% обещал быть дождь :(
Сейчас я уже не помню, сидел я у окна или в проходе, помню лишь, что это было неважно — снять что-то через стекло там все равно было невозможно, а потому народ стоя толпился у форточек, стараясь высунуть свои фотоаппараты наружу :)
Итак, что же это за железная дорога, куда я так хотел попасть, и чем она так интересна?
Эквадор, как известно, страна горная. Развитие железных дорог здесь началось еще в XIX веке. Главной целью строителей было соединить столицу — Кито — с главным морским портом на тихоокеанском побережье — Гуаякилем. К началу XX века почти все ж/д линии были уложены, но оставался самый трудный участок — как раз в районе городка Алауси.
Как ни старались инженеры спроектировать плавный спуск в этом месте, ничего у них не получалось, рельеф был слишком сложный. Что делают в таких случаях строители автомобильных дорог? Они строят серпантин. Но одно дело автомобиль, и совсем другое — поезд, который резко развернуться не может.
Однако серпантин все же был построен, видите? Сейчас мы едем по его верхней ветке, а вон там внизу видны еще две. Да, поезд не может развернуться на таком узком участке, но зато он может в какой-то момент поехать задом:)
А вот так этот участок выглядит из кабины машиниста. Вам не страшно? Хотели бы работать машинистом в Эквадоре? :)
Первые поезда смогли пройти весь путь от Кито до Гуаякиля в 1908 году. Фото с сайта railphoto-art.org.
Автор фотографий — Fred M. Springer. Некоторые просто невероятно смотрятся. А ведь снято было относительно недавно — в 1988 году. Увы, сейчас паровозы там уже не ходят.
Вставлю еще несколько фотографий с сайта railphoto-art.org. Все они тоже сделаны в 1988 году.
А какие невероятные рельсовые автобусы тогда ходили по железной дороге!
Насколько я понял, рельсовые автобусы ставят в расписание и сейчас, если на поезд продано совсем немного билетов. Обратите внимание — еще совсем недавно можно было ездить, сидя прямо на крыше. Фото — Википедия. Написано, что снято в Алауси в 2008 году.
Но вернемся в сегодняшний день. Поезд снижается над долиной реки. Внизу видны нижние ветки ж/д серпантина.
Ключевой момент — поезд подъезжает к концу верхней ветки серпантина и готовится съехать на уходящую вниз среднюю ветку. Дальше мы поедем задним ходом :)
В начале видео можете посмотреть, как выглядит железная дорога в этом месте глазами машиниста. А дальше будет показан момент разворота состава с одной ветки серпантина на другой и движение задним ходом.
Знаете, что самое важное в таких железнодорожных путешествиях? Чтобы была возможность высунуться из окна вагона, в этом случае на повороте можно будет снять изогнувшийся поезд как бы со стороны :)
Ширина ж/д колеи в Эквадоре — 1067 мм. Это так называемая «капская» колея, кроме Эквадора ее используют также в Новой Зеландии и в Японии, она же до недавнего времени функционировала и на Сахалине.
Внизу показалась конечная точка нашего тура — ж/д станция Сибамбе
Не знаю, ходят ли дальше другие поезда. Раньше ходили, однако в 1997 году на Эквадор обрушились мощные ураганы, вызванные Эль-Ниньо, и железная дорога во многих местах оказалась разрушена оползнями. Поскольку к тому времени основной грузопоток шел уже по автомобильным дорогам, правительство не торопилось восстанавливать движение, оставив в работе лишь те участки, по которым возили туристов.
Но в 2013 году, как я читал, железную дорогу все же, вроде как, восстановили на всем протяжении, и теперь, якобы, можно опять проехать на поезде от Кито и до Гуаякиля. На сайте seat61.com упоминается некий люксовый поезд Tren Crucero, он проделывает весь путь за 4 дня. Стоимость начинается с 1700 долларов за место в двухместном купе. Однако есть и другие поезда, которые проходят лишь часть маршрута, так что не обязательно платить сумасшедшие деньги :)
Поезд сначала проезжает станцию Сибамбе без остановки и высаживает туристов на некотором удалении, чтобы они могли увидеть, откуда поезд только что спустился.
Эта гора и есть тот самый Нос Дьявола — La Nariz del Diablo
С этой точки хорошо видно, как железная дорога приходит сверху и слева, огибает гору и затем разворачивается в обратную сторону, постепенно опускаясь все ниже и ниже. Дальше рельсы разворачиваются еще раз и, достигнув, наконец, подножия горы, стальная магистраль продолжает свой путь к океану.
Поезд идет через Нос Дьявола. Фото найдено в сети.
La Nariz del Diablo. Фото найдено в сети.
Нос Дьявола. Фото найдено в сети.
А дальше всех высаживают на станции Сибамбе, где запланирована торжественная встреча. Поскольку погода в горах непредсказуемая, проходить она будет под крышей:)
В честь приезда туристов эквадорцы приготовили целое танцевальное представление. Танец называется — «Прибытие поезда» :)))
Еще один танец, но тут музыка уже не такая заводная:)
За отдельную плату можно покататься на ламе:)
Ой, а это тут кто на рельсах уселся:)
На станции Сибамбе. До отправления поезда еще осталось время, так что можно походить и пофотографировать окрестности.
Ничего себе тропинка наверху! Только как туда подняться? Или это она только спускается, а подъем в другом месте?
Тем временем железнодорожники разворачивают локомотив и снова ставят его в голове состава
А на обратном пути я нашел очень выгодную точку съемки — через окно последнего вагона. Пусть через стекло, но зато не надо никуда высовываться, плюс сами рельсы все время видно. Если кто не понял, фото «из кабины машиниста» сняты как раз отсюда:)
Когда поезд уезжал, моросил дождь, а тут, когда вернулись, даже голубое небо показалось. А значит, надо еще раз прогуляться по городку.
На одной из улиц, выходящих к вокзалу, я оставил свою прокатную машину. Вроде не угнали:)
На привокзальной площади в Алауси
Как и днем ранее, у местного социального департамента продолжалась перепись аутентичных эквадорских бабушек в мужских шляпах:)
Вообще настоящие южноамериканские бабушки должны быть в шляпах-котелках, но поскольку денег у них нет, покупают то, что подешевле:)
Еще одна бабушка на подходе:)
Мужики тоже иногда встречаются:)
Эти уже переписались, идут обратно:)
На центральной улице Алауси
Привокзальная площадь. Пора садиться в машину и ехать в Кито, до него отсюда около 300 км.
Последний взгляд на город. Вдали на холмике возвышается Святой Петр с ключами от рая:)
Постройки вдоль Панамериканского шоссе в целом довольно непримечательные, но тут, проезжая через одну деревню, заметил вот такую разноцветную церквушку.
Чем ближе к Кито, тем шире становится Панамерикана, здесь она уже по три полосы в каждую сторону.
Отель на последнюю ночь я взял у самого аэропорта, чтобы утром без всяких неожиданностей сдать прокатную машину и сразу улететь в Боготу. И на этом мой комбинированный тур по Эквадору заканчивался.
А в отеле на стене меня ждала вот такая картина. Галапагосы опять напоминали о себе. Но как по мне, жалеть мне было не о чем. Вместо отдыха с тургруппой я за прошедшие три дня побывал в целой куче интересных мест, проехал за рулем 1200 км по Эквадору, и самое главное — наконец прокатился на поезде вокруг Носа Дьявола:)