Настал тот самый момент нашего недельного путешествия, когда понимаешь, что возвращение домой неизбежно, но безумно жалко, что всё заканчивается и придётся вновь окунуться в повседневные заботы. «Помедли, помедли, вечерний день, / Продлись, продлись, очарованье…" Выбрали витиеватый, но интересный маршрут, чтобы по пути посетить знакомые места и открыть для себя новые. Со знакомыми всё понятно, а в качестве нового выбрали недавно отреставрированную частным владельцем усадьбу князей Куракиных Степановское-ВолосОво (как оказалось, ударение именно такое). Для этого нужно было сделать немалый крюк и попетлять по непростым дорогам.
Наученная горьким опытом автопутешествий по районным трассам Тверской области, я спросила администратора нашего отеля «Особняк» в Старице, насколько комфортно Степуринское шоссе — оно пряменько выводит к цели, только в конце загоняя путешественника в «загогулину», но он так сморщился, что я поняла его без слов. Короче, надо выезжать через Зубцов на Новорижское шоссе, потом опять сворачивать с него у Погорелого Городища (ой, мама!) на ту самую «загогулину», которая в конечном счёте приведёт в Степановское-Волосово. В итоге дорога домой получилась такая, петлистая. Короче, дома были к вечеру.
Путь неблизкий. Только на дорогу больше пяти часов ушло, но до Волосово трижды соблазнились великолепными зрелищами и сделали остановки. В первый и второй раз это были гнезда аистов на верхушках водонапорных башен. Оба раза нам достались сцены обучения подросшего птенца, как правильно вылетать из гнезда. В первый раз это было на окраине деревни.
Во второй раз на окраине большого поля. Видно было, что часто именно в этом месте водители съезжают на обочину, чтобы понаблюдать за аистами — в Подмосковье я их никогда не встречала.
Третья остановка — в селе Ивашково. Там такая красивая белая церковь! Издалека видна. Конечно, задним числом узнала её историю. Спасскую церковь строили с 1850 по 1873 год по чертежам из альбома типовых сельских церквей Константина Тона (автора проекта храма Христа Спасителя в Москве) на месте разобранной деревянной. После отмены крепостного права Ивашково стало крупным торговым селом, в начале 20 в. здесь было 150 дворов, две чайные, трактир, два мануфактурных магазина, кирпичный завод. По субботам у церкви собирался базар, а в престольный праздник 29 августа — большая ярмарка. В Ивашкове родился отец известных учёных Николая и Сергея Вавиловых. В 1936 году храм был закрыт. В дни битвы под Москвой здесь разместился военно-полевой госпиталь. Во время немецко-фашистской оккупации Шаховского района к храму вновь обратились верующие. После освобождения села от фашистов священника обвинили в пособничестве оккупантам и расстреляли вместе с церковным старостой. В это время Спасская церковь вновь приняла раненых: здесь до 1944 г. размещались эвакогоспитали. Только в 1947 году в церкви были возобновлены богослужения. В 1961 г. решением Мособлисполкома Спасская церковь была в очередной раз закрыта, уже в бывшей церкви разместился сельский клуб и совхозный склад, а вскоре снесли и колокольню… Возрождение храма началось после 1991 года. В 2012 году началось восстановление колокольни высотой 52 метра.
Село хорошее, крепкое, дорога отличная. Только потом мы поняли: Ивашково находится на территории Московской, а не Тверской области, дорога в Волосово краем задела Московскую область, и это было ощутимо прямо-таки собственнойым… телом. Через несколько километров снова въехали в Тверскую, и ощущения стали… как бы поделикатнее выразиться… значительно ярче!
Вид на усадьбу издалека поразил, даже сначала не поверилось, что это не городок на холме. Однако информационный щит развеял сомнения.
Князья Куракины — фамилия в нашей истории известная с начала 16 века, происходили из Гедиминовичей. Усадьбу близ деревни Волосово (название связывают с существовавшим здесь в языческие времена капищем Волоса) в конце 18 века начал строить Степан Борисович Куракин (1754–1805). Именно тогда у усадьбы появилось двойное название — Степановское-Волосово (по имени владельца).
1. Степан Борисович Куракин; 2. Главный усадебный дом
После кончины Степана Борисовича усадьбу наследовал его брат, Александр Борисович Куракин (1752–1818). Он решил завершить строительство и отделку дома, пригласив придворного архитектора Джакомо Кваренги.
Портрет Александра Борисовича — в центре
Но более других вложился в усадьбу её третий владелец, Борис Алексеевич Куракин (1784–1850), племянник прежнего владельца, крестник Екатерины Великой, дипломат и чиновник, волей судьбы оказавшийся наследником всего имущества рода Куракиных. В главном доме он разместил коллекции художественных ценностей и редких минералов, а рядом с домом выстроил целый городок с крепостным театром, готическим замком, каланчой, обелисками, шлагбаумами и поселил в нём дворовых. Обладая талантом рисовальщика, сын Бориса Алексеевича, Алексей Борисович II, почётный член Императорской академии художеств, сделал зарисовки Степановского-Волосова.
Куракин А.Б. Вид главного дома и городка, выполненный с башни готического замка, 1839—1840 гг.
Требуется пояснение относительно готического замка. Он не сохранился, однако запечатлён на одном из рисунков. На первом плане этого рисунка — въездные башни перед курдонёром, которые вы уже видели на фотографии выше.
Куракин А.Б.Вид на готический замок
Обелиск, изображённый на втором плане, существует и поныне. Он сделан из старицкого белого камня, и, может быть, поэтому избежал сильного разрушения. Какому событию или человеку посвящен этот обелиск, пока не установлено, на нём нет никаких надписей, но называют его Александровским.
Усадьба стала приходить в упадок в конце 19 века, когда стали разоряться дворянские гнёзда. Последней владелицей Степановского-Волосова была Елизавета Алексеевна Нарышкина (1838–1928), урождённая Куракина. Она служила при дворе трёх последних русских императоров в общей сложности 43 года, закончив свою карьеру в наивысшем придворном звании первой статс-дамы и гофмейстерины императрицы. Ей разрешено было уехать из России в 1925 году. в усадьбе она не жила, но регулярно получала отчёты от управляющего о том, как разоряют её родовое гнездо. Коллекция живописи была передана в различные музейные фонды, часть полотен попала в Тверскую картинную галерею и Исторический музей Москвы, а ценнейшую коллекцию минералов просто вышвырнули на лестницу.
В самом дворце была основана сельскохозяйственная коммуна со всеми вытекающими последствиями. Несколько лет вплоть до Великой Отечественной войны дворец использовался под пионерский лагерь, а после войны здесь был открыт приют для инвалидов войны. К 60-м годам приют опустел, и здания усадьбы стали использовать под Погорельский психоневрологический интернат, вплоть до 2003 года. А в 2005 году случился большой пожар, причиной указали неосторожное обращение с огнём. Ко времени начала реставрации усадьба представляла собой вот такое душераздирающее зрелище.
Совсем не похоже на то, что вы уже видели на фотографиях, правда? Пожалуй, это единственная усадьба такого масштаба, которая восстановлена на средства частного лица. Это частное лицо — председатель совета директоров инвестиционной группы «Русские фонды» Сергей Анатольевич Васильев. Сначала он взял усадьбу в аренду и начал её реставрировать, а потом, в декабре 2010 года он выкупил эту усадьбу и продолжил её реставрацию. Теперь здесь, в флигелях дворца, живут члены его семьи, а в центральном корпусе усадебного дворца расположили музей Куракиных.
Осмотреть экспозицию можно ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника (как во всех музеях Тверской области), стоит это удовольствие 300 рублей, в парк вход свободный. Мы приехали как раз в среду и присоединились к только что начавшейся групповой экскурсии, правда, через некоторое время покинули группу, слишком уж большой она была, осмотрели залы дворца самостоятельно и спустились вниз купить буклет. Как мы правильно сделали! Нам повезло встретиться в вестибюле с хозяйкой усадьбы Маргаритой Васильевой (мы не знали, кто это, и просто задали один уточняющий вопрос), и она, как нам показалось, даже с удовольствием в течение получаса, прямо скажем, изливала душу, делясь своими радостями и горестями хозяйки огромной усадьбы, которая уже 13 лет восстанавливается, и конца этому не видно.
А мы вернёмся в залы, потом прогуляемся по парку, уже зная об обстоятельствах этой огромной работы, которую проделала семья Степановых (у супругов четверо взрослых детей, и все они в той или иной степени участвуют в делах отца).
Наивно было бы предположить, что проект благотворительный, но позиция главы семейства по отношению к памятникам русской старины подкупает: «Почему наш бизнес вкладывается в недвижимость за границей? Надо вкладываться дома!» У Сергея Васильева есть список топ-100 усадеб, которые могли бы повторить судьбу Степановского-Волосова, и он в Сети делится алгоритмом этого процесса. Расходы? Да. Как говорят Васильевы, после того, как потрачены первые 10 миллионов долларов, следить за ними уже перестаёшь. Окупаемость? Пока мизерная. Экскурсии, свадебные фотосессии — капля в море по сравнению с тем, что уже вложено и ещё предстоит вложить.
Сейчас, по прошествии многих лет, о Степановском-Волосове стали снимать телепередачи (мы были как раз в тот момент, когда здесь работал телеканал «Культура»), делать публикации в путеводителях и соцсетях. Но все эти годы усадьба восстанавливалась руками местных жителей и бригад гастарбайтеров с Украины. «Хорошо работали, качественно, но ведь надо было донести до них, как должны выглядеть все детали, поэтому приходилось ежедневно работать вместе и со строителями, и с садовниками», — рассказывает Маргарита.
«Живём в левом флигеле. Всё остальное — музей. Мы уверены, что историю забывать нельзя. Куракины уже стали нам почти родственниками!» — смеётся Маргарита. Действительно, здесь всё подлинное: портреты Куракиных и людей из их окружения, пусть даже не самых известных художников, приобретены на аукционах или по обмену с другими коллекционерами.
А как радовался Сергей Анатольевич, когда ему удалось обнаружить куракинский список гравюр, которые были в его коллекции! И вот эти гравюры украшают стены зала во дворце Степановского-Волосова!
Отдельная проблема — интерьеры. О них очень мало свидетельств. Удалось отыскать только две фотографии и определить авторство фрески, остатки которой чудом сохранились в прихожей дворца. Теперь роспись на стенах сделана по мотивам произведений художника Василия Причетникова (1767–1809),
а обстановка, шторы, люстры, подбор мебели и аксессуаров — результат работы Маргариты.
Отдельная и очень большая забота — усадебный парк площадью 32 гектара. Понятно, что за десятилетия забвения он превратился в труднопроходимую чащу, и пришлось восстанавливать аллеи, почти исчезнувший усадебный пруд, павильоны. И здесь в помощь были только старые планы да картины. Зато теперь гулять в этом тенистом парке — одно удовольствие.
Изящные цветники — особая гордость хозяйки.
Поиски «исторической правды» не прекращаются. В этом смысле интересна история фигур львов, украшавших въезд в усадьбу. Их владелец нашёл далеко от Степановского-Волосова, выкупил, отреставрировал и вернул на место.
А выглядели они приблизительно так, как оставленная нереставрированной фигура льва на крыльце дома, выходящего в парк.
В любой усадьбе модно было держать разнообразные павильоны для развлечений и создания видов. Естественно, от старых деревянных построек ничего не осталось, и Васильевы восстановили «китайскую» беседку, «венецианский» мостик.
По выходным дням можно покататься по пруду в гондоле
и каждый день вокруг усадьбы — в белоснежной карете.
О еде здесь тоже можно не беспокоиться: в главном доме есть кафе, а совсем скоро планируется восстановить хоздвор, производить экологически чистые продукты на продажу и открыть ресторан. Идея возникла тоже не на пустом месте: фермерское хозяйство завели уже несколько лет назад, собираются его расширить, восстановить на старых фундаментах хозяйственные постройки. Уже полным ходом идёт реставрация усадебной церкви.
В общем, скучно не будет. Хотим вернуться сюда через год-полтора, теперь уже не проездом, а специально, и получить удовольствие по полной! Но теперь из Москвы, так легче!
Время неумолимо, надо ехать. Скрепя сердце проскочили мимо Яропольца, Волоколамска… Но мимо Теряево ни за какие пряники не согласимся проехать! Так впечатлил Иосифо-Волоцкий монастырь зимой, что захотелось непременно взглянуть на него летом.
Подробно об Иосифо-Волоцком монастыре я написала в очерке «Жемчужины, рассыпанные по дорогам», поэтому просто покажу его летом, в предвечернем свете. Он так же красив, как зимой, но краски ярче, тем более что закончилась реставрация зданий, которые зимой к ней только готовились.
Ожил монастырский яблоневый сад, видна работа в огороде и теплицах.
Но самое сладкое место по-прежнему на пристани. Тем более в мягком вечернем освещении.
Выезжая в Москву, нелишним будет проверить загруженность дорог. Мы рассчитывали вернуться по Новой Риге, но карта показала многокилометровую (и, как правило, многочасовую) пробку на МКАДе между Волоколамкой и Ленинградкой, и пришлось остановить свой выбор на более длинном, но более комфортном для водителя пути через Ленинградку по платной дороге — быстро, удобно! У Теряево как раз развилка.