У Ржева множество имён: «Ключ к Москве», «Ключ к Берлину», даже «Северный Сталинград», хотя у него длинная и интересная многовековая история до событий Великой Отечественной войны. Дело в том, что город в 1941–42 годах был почти полностью уничтожен. Из довоенного населения в количестве 58 000 человек в живых осталось всего 362. Поэтому не удивительно, что в городе так много памятников, посвященных трагическим событиям военных лет. Недавно открыли ещё один — Ржевский мемориал Советскому солдату.
Некоторые говорят — излишество, лучше бы деньги на благоустройство города пустили. Не согласна. Те солдаты, которые больше года держали на ржевском рубеже немцев, не пуская их в Москву, заслужили большего, чем небольшой обелиск со звездой.
10
Последние километры перед поворотом на Ржев с Новорижского шоссе. Проезжаем мимо, до второго поворота у деревни Хорошево. Памятник виден издалека всем, кто проезжает мимо. Сворачиваем на парковку, въезд на которую прикрывает заправка. Сначала удивляемся её огромным размерам, но через некоторое время понимаем: этого, может быть, еще и мало будет в выходные дни. Мы приехали в среду, в 9 часов утра, казалось бы, для посетителей рановато… Но машины подъезжают каждые несколько минут.
Мемориал не просто памятник на кургане, это большой комплекс с парком, музеем и большими панелями, имитирующими разрушенные стены, с высеченными на них фамилиями павших на Ржевско-Вяземском выступе.
8
Фамилии людей всех национальностей Советского Союза. Родину защищали — и защитили! — вместе.
1
Точных данных о потерях в сражениях нет до сих пор, но, оценивая общие потери Красной армии подо Ржевом, называют страшные цифры — от 1 300 000 человек. Более 1000 деревень постигла судьба Хатыни.
1
На Ржевско-Вяземском выступе нужно было стоять насмерть, от этого зависела судьба страны, сдать Москву — значило капитулировать. Противник тоже понимал: войти в Москву — значило одержать победу. Противостояние осложнялось еще тем, что одновременно, с июля 1942 года до февраля 1943 года, продолжалась битва под Сталинградом.
1
Немецкие войска начали наступление на Москву 10 октября 1941 года после захвата посёлка Сычёвка в Смоленской области. Главный удар наносился в направлении Зубцов — Старица — Калинин (сейчас Тверь).
11 октября враг занял Зубцов, часть войск начала наступление на Старицу и Калинин, часть повернула на Ржев. 14 октября во Ржев вошли вражеские танки. С этого момента в Москве официально объявлено военное положение. Ржев быстро остался во вражеском тылу.
1
Фронт вернулся сюда в 1942 году. Отступавшие из Москвы вражеские войска получили приказ надёжно закрепиться на Ржевско-Вяземском плацдарме, чтобы впоследствии использовать его как трамплин при повторном броске на Москву.
Советские войска получили подписанный Сталиным приказ: «… В течение 11 и ни в коем случае не позднее 12 января овладеть г. Ржев. <…> Ставка рекомендует максимально использовать для этой цели имеющиеся в этом районе артиллерийские, миномётные и авиационные силы и громить вовсю город Ржев, не останавливаясь перед серьёзными разрушениями города. Получение подтвердить, исполнение донести».
Приказ выполнялся 14 месяцев! Одна за другой следовали наступательные операции Калининского и Северо-Западного фронтов.
1
Ржевско-Вяземская операция (8 января — 20 апреля 1942 года) стала самой кровопролитной. Официальная советская статистика указывает на 300 000 советских воинов, а в современных исторических трудах цифры приближены к 700 000 человек.
Ржевско-Сычёвская стратегическая наступательная операция (30 июля — 1 октября 1942 года) — боевые действия с целью разгрома 9-й армии группы армий «Центр». Часто именно эту операцию называют «Ржевская мясорубка»: за два месяца погибло порядка 300 000 советских солдат.
5
Операция «Марс» (25 ноября — 20 декабря 1942 года), вторая Ржевско-Сычёвская стратегическая наступательная операция с целью разгрома 9-й армии группы армий «Центр», оборонявшейся на Ржевско-Вяземском выступе. Потери Красной армии составили более 100 000 человек.
7
Ржевско-Вяземская операция (2–31 марта 1943 г.) — заключительная часть Ржевской битвы, в результате которой удалось отодвинуть линию фронта от Москвы ещё на 130–160 км.
4
На мой взгляд, памятник достойный и очень трогательный. Авторы проекта, молодые ребята, победившие в конкурсе, и настроение уловили, и нашли ассоциации, которые легко пробудить в нашем сознании: как у Гамзатова в «Журавлях», будто застывшее мгновение, когда «солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей».
7
Спокойное, мужественное лицо, прощальный взгляд на «всех вас, кого оставил на земле» и ради кого отдал свою жизнь.
5
Сейчас часто цитируют стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом». Сильные стихи, до кома в горле. Но, вглядываясь в это лицо, вспоминаешь ещё и другие строки:
Нет в России семьи такой, / Где б не памятен был свой герой. / И глаза молодых солдат / С фотографий увядших глядят. / Этот взгляд, словно высший суд / Для ребят, что сейчас растут…
В каждом городе, в каждом селе Тверской области есть памятник погибшим защитникам. С пугающей частотой расставлены указатели к местам братских захоронений советских воинов. Иногда на указателе не одно, а два или три, бывает и четыре названия населенных пунктов, существующих или так и не восстановившихся после войны. Значит, сражались за каждое село, за каждую деревню. В местах, откуда погнали немцев, памятниками стали доты и противотанковые ежи.
1
Утро буднего дня, а сюда всё идут и идут люди. Значит, жива наша благодарная память.
5
От героев былых времён / Не осталось порой имён… / Те, кто приняли смертный бой,/ Стали просто землёй, травой… / Только грозная доблесть их / Поселилась в сердцах живых. / Этот вечный огонь, нам завещанный одним, /Мы в груди храним.